Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 54629

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

(Ф.Горбов, Г. Береговой, А.И.Лебедев и др.). Экстремальность ситуации космического полета, сложность и ответственность задач, решаемых космонавтом, необходимость обеспечения его высокой работоспособности и сохранения здоровья определили особую значимость исследования психологических проблем: особенности психических процессов и состояний в условиях невесомости, специфика взаимодействия анализаторов, влияние «пространственной напряженности», организация межличностного взаимодействия космонавтов и динамика психического самочувствия в условиях длительного полета и изоляции и др.
Быстрыми темпами в последние десятилетия развивается социальная психология, которая после ее запрета в ЗО-е годы, выделяется теперь в самостоятельную отрасль психологической науки. Предметом серьезного исследования стали основные теоретические вопросы социальной психологии (предмет, методы, основные проблемы и направления исследований) (Е.В-.Шорохова, Г.М.Андреева, А.В.Петровский, Е.С.Кузьмин, Б.Д.Парыгин, К.К.Платонов, М.И.Бобнева, Я.Л.Коломинский, А.Г. Ковалев, Л.И.Уманский,А.С.Чернышев, Л.А. Петровская, А.И. Донцов, А.Л.Журавлев, Л.Свенцицкий и др.) Конкретные исследования охватывают широкий круг проблем, включающих изучение специфики групповых форм взаимодействия, механизмов межличностного взаимодействия на разных его уровнях, взаимооотношений личности и группы и т. д.
В соответствии с отечественной традицией утверждается принципиально важное для понимания закономерностей развития социальной психологии в СССР представление о стратегии исследования социально-психологических явлений, включающее:
1) определение «социального контекста» (системы социальных отношений) как основы исследования эмпирически наблюдаемых отношений между индивидами;
2) рассмотрение социально-психологических процессов в контексте реальной социальной группы как части существующей социальной системы;
3) исследование группы на основе принципа деятельности как коллективного субьекта, а всех межгрупповых и внутри-групповых процессов как опосредованных совместной деятельностью людей [8].
147
Внутри социальной психологии развиваются и начинают отпочковываться и превращаться в самостоятельные области отдельные направления: психология управления, политическая психология, этнопсихология и т. д. Активно разрабатываются прикладные социально-психологические проблемы (изучение конкретных групп и коллективов, исследование социально-психологического климата и т. д.)1.
В этот же период возникает новое направление психологии — психология научного творчества. Разработка его началась в Институте естествознания и техники АН СССР и отразилась в сборниках «Научное творчество» (1969), «Проблемы научного творчества в современной психологии» (1971), «Научное открытие и его восприятие» (1971). В исследовании творчества поднимались вопросы механизмов творческой деятельности, психологических факторов творчества, мотивация научного труда, творческого потенциала личности, вопросы социальной психологии науки, значение интуиции и др. Общепсихологические закономерности творческой деятельности исследуются в работах Я.А. Пономарева, Д.Б.Богоявленской, А.В.Брушлинского, И.Н. Семенова, и др.
Успешно развивались сравнительная и зоопсихология, ней-ро- и патопсихология, специальная психология (тифлосурдоп-сихология) и психология аномального развития, военная и юридическая психологии, педагогическая психология и история психологии, психология спорта. Ряд работ посвящен изучению психологии взрослого человека, проблемам акмеологии и герон-топсихологии.
3.2.4. Тенденции интеграции психологических исследований, комплексный и системный подход в психологии
Проблемы психологии человека исследовались во всем многообразии их аспектов, на разных уровнях, во взаимодействии со смежными науками. Широкое развитие междисциплинарных исследований вплотную подвело психологию к решению вопросов компексного человекознания, потребовало разработки интегральных подходов в понимании 1) самого психического, 2) его места в системе наук о человеке.
1 Подробнее см. соответствующую статью в настоящей книге. 148
Ананьев, его ближайшие ученики и сотрудники, продолжая лучшие традиции Бехтерева и других представителей ленинградской школы в психологии, начиная с 60-х годов, ставят задачу создания единого фундаментального учения о человеке, синтезирующего итоги и достижения различных наук в комплексном изучении человека. Итоги комплексных исследований обобщаются в трудах Ананьева «Человек как предмет познания» [6], «О проблемах комплексного человекознания» [7]. В этих работах намечены пути интеграции научных дисциплин в изучении человека как индивида, личности, индивидуальности, как субъекта деятельности и познания; отражены закономерности онтогенетического развития человека в ходе его жизненного пути (гетерогенность и гетерохронность); рассматриваются проблемы полового диморфизма и билатеральной регуляции психической деятельности; исследуются вопросы возрастно-половых различий в соотношении с нейродинамичес-кими свойствами человека и типическими особенностями нервной системы в разные периоды жизни индивида; изучается динамика психофизиологических и психических функций человека в ходе его онтогенетического развития. В ходе анализа проблем личности рассматриваются роль социального статуса, социальных ситуаций в ее развитии, структура характера человека и его ценностные ориентации. Ананьев предлагает оригинальную иерархию основных характеристик человека: «индивид-личность-индивидуальность», в рамках которой индивидуальность выступает высшим уровнем развития личности, вершиной самовыражения человека, и может быть понята лишь как» единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека-индивида» [6, с. 334].
Интенсивное развитие научных исследований и прикладных, практических разработок в психологии приводило к накоплению новых эмпирических данных, что требовало их более глубокого теоретического анализа, осмысления и систематизации. Развитие теорий разного уровня, ориентированных как на объяснение частных вопросов, так и изучение общих законов и свойств психического, ставило вопрос об их соотнесении в едином «теоретическом здании». Возникала потребность в развитии общей теории психологии, которая бы строилась на основе достижений всей системы психологических наук. В качестве такого обобщающего концептуально-теорети-
149
ческого подхода и выступил системный подход, рассматривающий человека и его психику как систему. Его разработка связана в советской психологии с именем Ломова, в трудах которого глубоко обоснована перспективность системной методологии для психологии, сформулированы основные принципы системного исследования психики, выявлена конструктивность системной детерминации психического по сравнению с линейной. Реализация системного подхода в психологии, по мнению Ломова, предполагает:
1) Признание возможности целостного описания психики лишь в сочетании различных аспектов ее анализа, это — многоплановость психики как совокупности частных или локальных микросистем, как качественно самостоятельной целостности (системы), как элемента в системе взаимосвязи и взаимодействия с одноуровневыми объектами и в отношениях с системами более высокого уровня;
2) Понимание многомерности психических явлений и, соответственно, описание их в разнообразных системах измерений и характеристик;
3) Рассмотрение уровневого строения психических явлений;
4) Признание человека как системы разнопорядковых и неоднородных свойств, возникающих в силу множественности связей и отношений человека с окружающим миром;
5) Понимание системной детерминации психических явлений, предполагающей множественность воздействий на них, многообразие источников и движущих сил психического развития, т. е. выделение не только прямых причинно-следственных связей, но и опосредствующих звеньев, их общих и специальных предпосылок, внешних и внутренних факторов при ведущей роли системообразующего фактора;
6) Подчеркивание динамического характера психических явлений, когда целостность и дифференцированность психики возникают, формируются, разрушаются и воссоздаются в ходе развития индивидуальности человека [78].
В 80-е годы Ломов, исходя из положений системного подхода в психологии, предпринимает плодотворную попытку расширить систему базовых категорий, используемых в психологии. Под его руководством и при непосредственном участии организуется цикл взаимосвязанных исследований по проблеме общения: «Проблема общения в психологии» (1981),
150



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Петровский А., Ярошевский М. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Гончарова Ирина Ивановна. Развитие социальной компетентности у старших дошкольников.
  • Журавлева А.Л. Социальная психология. Под редакцией
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Петровский Вадим, Петровский Артур. Три ипостаси "Я" и искусство развивающего общения
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Социометрия: изучение межличностных имежгрупповых отношений. Социометрическиеиндексы ( Дж. Морено)
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Климчук Ирина Васильевна. Образовательная статья «Влияние совместной ИЗО деятельности на социально-коммуникативное развитие старших дошкольников»
  • Евтихов О.В. Психология управления персоналом: теория и практика
  • Галина Петрова. Трудовая деятельность, как условие формирования социальной компетентности дошкольников
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Урбанович А. А. - Психология управления. Учебное пособие.
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Петровский А.В. Общая психология
  • Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. - Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Обухова Л. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ
  • Программа эмоционального развития, обучения общению и взаимодействию детей 6-7 лет. Программа занятий «Детское общество».
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Повышева Галина Михайловна. Деятельность педагогического коллектива по социализации ребенка, имеющего отклонения развития
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Дмитрий Петухов. Психодиагностический тест Круг
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Лариса Кирьякова. РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Михеева Екатерина Александровна. «Использование социо — игровой технологии в формировании социально — коммуникативных навыков дошкольников»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь