|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54495
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке включает в себя результаты анализа и обобщения данных, полу-
ченных в процессе изучения учебной деятельности школьника. В конце отчета даются выводы и психолого-педагогические реко- мендации по дальнейшему совершенствованию эффективности учебной деятельности конкретного учащегося, за которым велось наблюдение. К отчету прилагаются материалы бесед с учителем, учащимся и протокол наблюдений за действиями и поступками ученика во время урока. Полученные студентами материалы наблюдения за работой учащихся на уроке следует использовать на занятии на тему: «Учебная деятельность как фактор формирования личности школьника». Планы семинарских и практических занятий Литература Первое занятие (семинарское) Методологические проблемы психологии учения 1. Социально-психологическая сущность учения как самостоя- тельной познавательной деятельности в системе непрерывного об- разования. 2. Марксистско-ленинская теория познания как методологичес- кая основа психологии учения. 3. Взаимодействие эндогенных и экзогенных факторов разви- тия личности школьника в процессе учебной деятельности. 4. Усвоение знаний как фактор умственного развития и саморе- гуляции поведения и социального действия. 5. Развитие в процессе учения механизма социально-перцеп- тивной организации личности, интеграции и генерализации нрав- ственного опыта. Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения.—М.: Прогресс, 1970.—С. 13—70. Матюшкин" А. М. Психологическая структура, динамика и раз- витие познавательной активности//Вопросы психологии.—1982.— №4.—С. 5—17. Махмутов М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы тео- рии.—М.: Педагогика, 1975.—С. 30—42, 55—59, 60—68, 86—92. Онищук В. А. Урок в современной школе. — М.: Просвещение, 1981.—С. 3—17. Психологические основы формирования личности в педагоги- ческом процессе/Под ред. А. Коссаковски и др.; Пер. с нем.— М.: Педагогика, 1981.—С. 28—33, 49—53, 79—86. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний.—М.: Изд-воМГУ,1975.—С.32—39. 188 Второе занятие (семинарское) Психологическая структура учебной деятельности школьника 1. Структура учебной деятельности школьника и психологи- ческие особенности основных ее элементов. 2. Психологическая характеристика внутренних побуждений учения. 3. Особенности психологических механизмов целеобразования и планирования учебной деятельности. 4. Умственные действия, операции и приемы учебной работы как средства достижения целей учебной деятельности. 5. Развитие механизмов самооценки, самоконтроля и само- регуляции учения как проявления процесса превращения школь- ника в субъекта собственной учебной деятельности. Богоявленский Д. Н. Некоторые теоретические вопросы психо- логии учения// Вопросы психологии. — 1976. — № 2. : Давыдов В. В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельнос- ти' школьников// Вопросы психологии. — 1981. — №6. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики/Под ред. М. Н. Скаткина.—2-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1982.—С. 139—151, 153—155, 167—174. Дорохина В. Т. Формирование целеполагания как компонента учебной деятельности в зависимости от типа обучения//Вопросы психологии. — 1980. — № 6. Зак А. 3. Как определить уровень развития мышления школь- ника. — М.: Знание, 1982. — С. 8—73. Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обуча- емости.—М.: Педагогика, 1981.—С. 176—188. Липкина А. И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учеб- ной деятельности.—М.: Просвещение, 1968.—С. 41—105. Лында А. С. Дидактические основы формирования самоконт- роля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся.—М.: Высшая школа, 1979. — С. 3—68. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.—М.: Просвещение, 1983.—С. 5—29. Якиманская И. С. Развивающее обучение.—М.: Педагогика, 1979. — С. 19—30, 43—71, 99—104. Третье занятие (практическое) Учебная деятельность как фактор формирования личности школьника 1. Развитие мотивационно-потребностной сферы личности в процессе учения. 2. Формирование системы умственных действий в процессе учебной деятельности как условие умственного развития. 3. Совершенствование механизма взаимодействия знаний и 189 мышления в процессе учения. 4. Формирование умения самостоятельно применять усвоенные знания в практической деятельности. 5. Развитие функциональной системы сознательной деятель- ности школьника как субъекта. Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе.—М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.—С. 109—126 137—149, 163—170, 316—324. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагоги- ка, 1972.—С. 316—324. Ительсон Л. Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. — Владимир, 1972. — С. 231—252. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение.—М.: Знание, 1981.—С. 6—42. Калмыкова 3. И. Проблема преодоления неуспеваемости глаза- ми психолога.—М.: Знание, 1982.—С. 10—40. Полонский В. М. Оценка знаний школьников.—М.: Знание, 1981.—С. 27—40. Психологические основы формирования личности в педагоги- ческом процессе/Под ред. А. Коссаковски и др.; Пер. с нем.—М.: Педагогика, 1981.—С. 15—16, 48—53, 66—91, 102—105, 146—148. Ронзин Д. В. Возрастной аспект взаимоотношений мышления и знанпй//Проблемы возрастной психологии/Под ред. проф. А. И. Щербакова.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1979.—С. 19—26. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.: Изд-во МГУ, 1975. — С. 41—42, 218—221. Задания для самостоятельной работы Аннотирование или конспектирование. Литература Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятель- ности.—М.: Знание, 1981.—С. 3—76. Буткин Г. А., Ильясов И. И., Сохина В. П. Спецпрактикум по педагогической психологии.—М.: Изд-во МГУ, 1979.—С. 7—46. Ительсон Л. Б. Лекции по современным проблемам психолоши обучения. — Владимир, 1972. — С. 3—61. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятель- ность школьников в обучении.—М.: Педагогика, 1980.—С. 46— 162. Формирование учебной деятельности школьников/Под ред. В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой.—М.: Педагоги- ка, 1982.—С. 10—14, 47—59, 107—122, 163—169, 197—201, Темы рефератов или докладов. Литература /. Психологическая характеристика мотивации учебной дея- тельности школьника Волков К. Н. Психологи о педагогических проблемах. — М.: Просвещение, 1981.—С. 5—26. 190 Ительсон Л. Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. — Владимир, 1972.—С. 77—83. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.—М.: Просвещение, 1983. Онищук В. А. Урок в современной школе. — М.: Просвещение, 1981.-С. 27-37. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педаго- ге,—М.: Педагогика, 1971.—С. 33—54. 2. Сравнительный анализ теорий овладения школьниками на- учными понятиями в процессе учения Богоявленский Д. Н., Мепчинская Н. А. Психология усвоения зианил в школе.—М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.—С. 3—24, 55—154. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении.—М.: Педагогика, 1972.—С. 248—331. Зинченко П. И. 05 одной концепции в психологии обучения// Вопросы психологии. — 1961. — № 6. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний.— М.: Изд-во МГУ, 1975.—С. 54—143, 222—249. 3. Психолого-педагогическая характеристика процесса усвое- ния знаний и формирования личности школьника Бдгояьленский Д. Н., Менчннская Н. А. Психология усвоения знаний в школе.—М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.—С. 3—24. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики/Под ред. М. Н. Скаткина.—2-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1982.—С. 139—151. Кульпу В. А., Е-^ехмистрова Т. Д. Формирование у учащихся умений учиться: Пособие для учителей.—М.: Просвещение, 1983.—С. 8—21. Онищук В. А. Урок в современной школе. — М.: Просвещение, 1981.—С. 100—110. Психологические основы формирования личности в педагоги- ческом процессе /Под ред. А. Коссаковски и др.; Пер. с нем.—М.: Педагогика, 1981.—С. 91—105. Решение психологических задач Задача 1 Психологическая наука утверждает, что для всестороннего развития личности школьника решающее значение имеет его са- мостоятельность в учении, стремление к знаниям и общественно полезному труду. Усвоение школьником социального опыта, соз- нательное отношение к окружающей действителности и к себе как субъекту учения и труда наиболее полно отражают общественную природу направленности его личности. Внимательно прочитайте высказывания авторов в периоди- ческой печати и дайте ответы на сформулированные ниже воп- росу. 191 Михаил Иванович Кондаков, президент Академии педагогичес- ких наук СССР в статье, опубликованной в «Пионерской правде» обращенной к ребятам в День знаний (1 сентября 1981 г.), пи-' шет: «Учение—большой труд, который высоко ценится! Он нужен стране». Рабочий Л. Быков в своем отзыве на статью Ч. Айтмат< «Дефицит... человечности?» в «Литературной газете» (2 сент ря 1981 г., № 36) пишет: «Несколько лет назад мне пришл жить в доме, где не было печей, а отапливаться приходил электричеством. Нужда заставила меня изготовить электрооС реватель. Когда я мотал спирали для этого устройства, ко мне | глянул соседский восьмилетний мальчик <...) Ему, как и любе мальчишке его лет, процесс намотки очень понравился, особо после того, как он попробовал и дело пошло на лад. Но меня разило, что, научившись, он сказал: «Дядя Лева, я вам намог все спирали, а вы мне за каждую дадите две копейки» <. ..) L куда это в нем? Кем он станет, когда вырастет?» Вопросы 1. Укажите, почему президент АПН СССР рассматривает уче- ние как большой труд, нужный стране. 2. Объясните, почему у мальчика возникло потребительское • отношение к учению. • 3. Докажите, какие качества необходимо воспитывать у школь- ника, чтобы он хорошо учился. Задача 2* Советские психологи в своих исследованиях доказывают, что самостоятельная познавательная деятельность школьника имее': свою специфику. Эта специфика проявляется прежде всего в за- висимости восприятия новой информации от уровня (глубины и полноты) ранее усвоенной системы понятий (знаний), и развития мышления, и умелого использования ранее усвоенных знаний при решении учебной задачи. Внимательно ознакомьтесь с приведенными ниже примерами учебной деятельности школьников, их ошибками при решении учебных задач и дайте ответы на сформулированные ниже во- просы. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|