|
Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания: Учеб. пособие для творческих учеб. заведений, фак. педагогики и психологии.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 14305
Автор: Бродецкий А.Я.
Название: Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания: Учеб. пособие для творческих учеб. заведений, фак. педагогики и психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Отложите на минуту книгу и, не закрывая глаз, вспомните какое-нибудь значительное событие в вашей жизни. Вспоминая, вы куда-то определенно смотрели, но на чем конкретно остановился ваш взгляд для вас не имело никакого значения. То, в каком направлении был устремлен ваш отрешенный взор, и выразило ваше отношение к былому событию. Для наблюдающих со стороны это был расфокусированный взгляд, направленный на конкретный объект во внешнем пространстве, так как ведь нельзя смотреть ни на что. В поле зрения обязательно будет нечто, например собеседник, дерево, облако, газета, стул, дверь... И тогда, при отрешенном взгляде, этот случайно попавший во взор объект невольно совпадет по своему значению с топономой вашего прошлого переживания.
Эта топонома как объект-знак былого чувства заставит вас в какой-то мере пережить прошедшее вновь и выявит ваше переживание для окружающих, ибо эта ваша персональная топонома лежит в пределах общих для всех людей координат психологического пространства. И мы понимаем ее психологический смысл точно так же, как значение каждой точки на графике определяется по ее координатам, хотя, разумеется, в данном случае далеко не с математической точностью, но все-таки и с достаточной для успешного взаимопонимания между людьми. Иначе говоря, любой вроде бы случайный объект отрешенного взгляда выделяется из контекста среды, отделяется из системы других подобных ему объектов и поэтому становится знаком, общепонятное значение которого — конкретная координированность по трем психологическим осям: вертикали, сагиттали и горизонтали. Знаковость его определяется тем, что этот объект переместился 110 в иной пространственный контекст, в пространство вашего воспоминания. Таким же образом, попросив кого-нибудь вызвать из своей памяти тот или иной образ, можно четко зафиксировать, куда «помещает» во внешнем пространстве свои воспоминания, свои внутренние топономы ваш собеседник и, тем самым, — характер и качество его переживаний. Отрешенный взгляд — это абстрагированная от реальности форма эгонального смещения. Именно такой взгляд был у малыша в момент отворота от шоколада (см. выше описание эксперимента К.Левина), когда он сообразил, что начать приближаться к приманке можно только отвернувшись от нее. Тот, кто был любим, знает, что самый желанный взгляд для него близкого человека — это отрешенный взгляд, когда он становится объектом внимания, направленного по эгонали на него как на знак топономы счастья. По воспоминаниям современников, с отрешенного взгляда начинался творческий процесс у А.П.Чёхова. Так, когда он сидел за столом среди друзей, его глаза вдруг становились невидящими «как плошки» и он, извинившись, покидал шумную компанию и уходил в свой кабинет, дабы реализовать на бумаге внезапно возникший замысел нового рассказа. Быть может, идею изображения фанатично отрешенного взгляда боярыни Морозовой подсказал В.И.Сурикову принцип всей композиции: физическое движение — в одну сторону, а психологическое, по эгонали — в противоположную. Оба взгляда — обычный и отрешенный — тесно взаимодействуют между собой. Так, нельзя оценить или вообще узнать предмет, если не сравнить его с аналогичными во внутреннем взоре. Но внутренний взор не будет и существовать без опыта реального видения. Можно ли определить, какой из двух видов взгляда в каждый момент доминирует? Безусловно. Не зря же существуют такие еще определения взгляда, как «пристальный», «растерянный», «потерянный», «отсутствующий» или тот же самый «отрешенный». Но при любом варианте мозг выполняет привычную для себя работу — анализирует объект визуального внимания. В одном случае — это объект, к которому проявлен интерес, или, как при гипотетическом или косвенном внимании, глаз все равно фокусируется, например на стол, на котором вдруг не оказалось ожидаемого там предмета, например чашки, т.е. он все-таки видит, хотя и другой, но также конкретный объект, к которому нет интереса. А при воспоминании о предмете, при внутреннем взоре — взгляд фиксируется на любом предмете, который оказался, «сам того не желая», в поле зрения в момент возникновения в сознании образа, который может носить и вовсе отвлеченный характер (доблесть, сла- 111 ва, ложь, истина и др.). Можно предположить, что именно внутренний взор, фантомное внимание, проявленные в отрешенном взгляде, позволили в свое время перейти человеку от внимания к исключительно конкретным объектам окружающей среды в мир абстрагированных понятий. Направление взгляда любой названной формы на объект по воображаемой прямой линии еще не указывает на его, взгляда, одномерность. Только в том случае, если человек смотрит прямо перед собой, обращен взором максимально вверх или вниз, мы можем говорить об одномерности взгляда. Однако, если взгляд устремлен не строго по координате, а по диагонали координатной плоскости (вперед—вверх или вниз—влево, например), и проявляют себя двойные сочетания комплексов пространственных ассоциаций, мы можем говорить о двухмерном взгляде. Когда взгляд продиктован тройной координацией трехмерной то-пономы, он также становится трехмерным (например вверх—вперед—вправо). В заключение разговора о взгляде необходимо сказать, что степень фокусировки глаз раскрывает для наблюдателя в основном полярные отличия «обычности» и «отрешенности». Случается, что отрешенный, например, взгляд все-таки оказывался вроде бы сфокусированным. Но если присмотреться, то окажется, что зрачки, сузившись, сделали «перебор». В этом случае говорят о взоре «сквозь предмет», «сквозь стену» и т.д. выдающем явную устремленность внимания в даль, быть может даже в бесконечность. При определенной наблюдательности мы можем с достаточной степенью точности определить по взгляду и характер внимания топономы внешнего или внутреннего пространства, к которым устремлен человек. До сих пор мы рассматривали пространство внутреннее и внешнее, не особенно разделяя их друг от друга. Теперь необходимо сделать более четкое их разграничение. Глава 5. ТРЕХМЕРНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО Данный раздел во многом итоговый по отношению к нашим предыдущим рассуждениям. Поэтому автор надеется, что читатель простит ему некоторые повторы того, что уже было сказано. Психология (дословно) — это наука о душе. Но где помещена душа каждого из нас? Вот ее координаты: чему Я подвластен ( Верх); что зависит от меня (Низ); что мне еще предстоит (Фронт); что уже прошло (Тыл); в чем я прав (Право); в чем не прав (Лево). Задавая 112 себе эти главные вопросы жизни, мы выявляем координаты психологического пространства и пытаемся определить их точку пересечения (Центр), т.е. ответить На вопрос «Кто есть Л?». Итак, на рисунке изображены привычные всем координаты реального трехмерного пространства, где каждая координата связана с определенным ансамблем ассоциаций. Это изображение можно определить и как условное начертание ассоциативного психологического трехмерного пространства, центром которого является каждый из нас. Условимся такое пространство называть субъектным (рис. 13). низ Рис. 13 Противопоставленное ему ассоциативное пространство человека, который находится перед нами в ситуации непосредственного общения, условимся называть объектным (рис. 14). Оно противостоит субъектному. ФРОНТ низ Рис. 14 Субъектное пространство находится в пределах непосредственного зрительного поля его центра (Я), в котором и происходило образование всех тех комплексов ассоциаций, о которых мы говорили перед этим. Обозримая его часть ограничена, так какнам не дано одновременно увидеть то, что находится и спереди и сзади. Не оборачиваясь, одновременно психологически сосредоточимся на объекте, который находится сзади, и наш взгляд станет «отре- 113 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|