Карабанова Ольга Александровна. Возрастная психология. Конспект лекций. Учебное издание.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 117079

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Вторая стадия характеризуется тем, что ребенок начинает ориентироваться на знак. Например, взрослый одевает его и говорит: «Дай ручку», «Дай ножку». Ребенок протягивает ножку, взрослый его ласково журит: «Нет, я сказал, ручку». Волей-неволей ребенок начинает выделять значение знака. Ориентация на звуковую сторону речи обусловлена тем, что диапазон частот, соответствующий тембру человеческого голоса, является диапазоном максимальной сенситивности. Слуховой анализатор в силу своего строения обеспечивает наилучшее выделение звуков человеческой речи, составляя наследственную предпосылку ее развития. Итак, ребенок выделяет сначала знак, а потом и его значение.
Далее начинается самое интересное. Ребенок обращает знак на взрослого для регуляции его поведения. В тот момент, когда он начинает активно использовать знак для привлечения внимания взрослого и воздействия на его поведение, можно говорить об объек-

I

Лекция 9. Культурни-исторический подход. Теория Л. С, Выготского ■ 131
тивировании структуры ВПФ в его собственном поведении. Однако ВПФ еще не интериоризованы. Например, когда ребенок лезет, куда не надо, вы говорите «Нельзя» и грозите ему пальцем. Он подчиняется, ориентируясь на значение речевого знака. И вот в какой-то момент, когда вы что-то делаете, он грозит пальчиком уже вам и говорит «Нельзя». Это переходная стадия, когда ребенок уже использует знак для регуляции поведения партнера, но еще не регулирует собственного поведения.
На следующем этапе становления структуры ВПФ ребенок использует знак для регуляции собственного поведения. Например, мальчика просят убирать свои игрушки. Он собирает игрушки в машину, нагружает ее, везет и сгружает. Родители хвалят его: «Молодец, Миша!» И наконец, ребенок собирает игрушки, ему очень не хочется это делать и он сам себя подбадривает: «Вези, вези, Миша, молодец!» Здесь ВПФ не просто объективированы в деятельности ребенка, а становятся психологическим новообразованием: поведение опосредствовано знаком, выполняющим функцию его регуляции, и приобретает свойство осознанности. Итак, схематически картину становления ВПФ можно представить следующим образом. Взрослый вводит знаки и значения в контекст общения с ребенком, который постепенно выделяет их, начинает использовать знак для регуляции сначала поведения взрослого, а затем — собственного поведения.
Далее Л. С. Выготский выделяет две линии развития ВПФ. Первая — интериоризация психических функций. Вторая — развитие значений.
Первая линия — интериоризация психических функций. Вопрос об интериоризации один из наиболее сложных в психологии. Так, в концепции Ж. Пиаже интериоризации подлежат схемы действий, создающие основу формирования логических операций. Интериоризация в понимании Л. С. Выготского — это процесс перехода знака из внешнего во внутренний план.

D

Параллелограмм развития памяти. Исследование проведено А. Н. Леонтьевым под руководством Л. С. Выготского в 1972 г. Первая серия. Испытуемому предлагается список из 10 слов, которые надо запомнить. Опыт был проведен с детьми разного возраста: 4, 7 и 15 лет. Оказалось, что результаты четырехлеток крайне низкие, дети семи лет воспроизводят больше слов, а самые высокие показатели — у 15-летних. Во второй серии ребенку предложили использовать для запоминания карточки. Сам же способ

51

132 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
запоминания и использования картинок испытуемым не разъясняли. На соответствующем графике, получившем название «параллелограмм развития памяти», можно видеть, что максимальный прирост развития памяти приходится на старший дошкольный возраст, тогда как у младших дошкольников и подростков практически разницы нет. Причина кроется в процессе интериоризации. Младшие дошкольники картинки в их знаковой функции как средства организации мнемической деятельности еще не используют. Старшие дошкольники уже могут использовать внешние знаки, что и приводит к повышению эффективности запоминания. Подростки и в первой, и во второй сериях пользуются мнемотехническими средствами для организации запоминания и воспроизведения. Однако это уже внутренние средства. Параллелограмм развития памяти ярко демонстрирует первую линию развития ВПФ — процесс интериоризации средств запоминания.
В чем смысл и значение закона интериоризации Л. С. Выготского, в чем его общепсихологическое значение? Вспомним классическую психологию, где предметом полагалось сознание. Изначально сознание понималось как имманентно существующая реальность, некое пространство, заполняемое ощущениями, образами, понятиями. Выделяли зону ясного видения и периферию сознания. Процесс интериоризации понимался как процесс заполнения информацией уже существующего пространства сознания. Решение проблемы самого возникновения сознания лежало в плоскости признания его изначального существования как особой реальности. Л. С. Выготский показал, что сознание не существует от момента рождения, а созидается, формируется в процессе интериоризации. Основное значение закона ВПФ заключается в том, что был раскрыт процесс формирования человеческого сознания. ВПФ составляют внтурен-ний план человеческого сознания. А. Н. Леонтьев говорил о значении закона развития высших психических функций как о прорыве солипсизма сознания. Объяснение сознания через сознание, замыкание исследования в кругу явлений сознания, самопорождающихся и самообъясняющих, характерно для психологии того времени. Известное выражение Декарта «я мыслю, следовательно, я существую», т. е. сомнение в существовании реальности мира порождает уверенность в том, что существование моего сознания бесспорно, в то время как все остальное может быть фикцией. Л. С. Выготский впервые установил конкретный путь формирования сознания.
Закон развития высших психических функций позволяет сформулировать ряд теоретических выводов и положений:

Лекция 9. Культурно-исторический подход. Теория Л. С. Выготского ■ 133
■ об изначальной социальности ребенка. Развитие происходит как
движение от одной формы социальности к другой. Индивиду
альное есть результат процесса социализации;
■ о роли общения. Общение и сотрудничество со взрослым пред
ставляет собой основу и необходимое условие психического раз
вития;
■ о новом понимании процесса интериоризации как формирова
ния внутреннего плана сознания.
Вторая линия развития — это развитие значений, в основе которого — изменение структуры обобщения. Здесь выделены три ступени: 1) синкреты (обобщение по случайным субъективным признакам); 2) комплексы (обобщения по объективным фактическим, но несущественным признакам); 3) понятия (обобщения по существенному объективному признаку).
Закон развития ВПФ определяет новое понимание роли среды в развитии. Закон среды утверждает, что социальная среда есть источник развития. Высшие психические функции социальны по структуре в силу опосредствованности знаком и значением и формируются прижизненно в сотрудничестве с взрослым как носителем социокультурного опыта. Высшие психические функции, согласно Л. С. Выготскому, не даны от рождения, а заданы как «идеальная форма» высших родовых способностей человека. Такое понимание закономерностей психического развития в онтогенезе обусловливает принципиально новое понимание роли среды в психическом развитии ребенка. Социальная среда является источником психического развития ребенка, поскольку содержит систему культурных средств, знаков, эталонов, овладение которыми обеспечивает развитие высших форм психической деятельности человека.
Исследование среды как детерминанты развития для ученого выступало как исследование роли среды в психическом развитии ребенка. В теории Л. С. Выготского среда и ребенок не противопоставляются друг другу как две изначально различные сущности. Среда никогда не является для ребенка внешней, он развивается в единстве его связей и отношений с социальной действительностью. Для выявления роли среды в развитии необходимо выявить активно-действенную позицию ребенка в отношении среды. Выступая как отношения между ребенком и его окружением, социальная ситуация развития имманентно предполагает активность самого ребенка в построении этих отношений. «Единицей» отношений личности и среды в развитии, воплощающей активно-действенную позицию ребенка, Л. С. Выготский считал переживание как «внутреннее отношение



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Волкова Ольга Александровна. Профилактика нарушений речи у детей раннего дошкольного возраста
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Хохлова Ольга Александровна. Использование занимательного материала с экологическим содержанием для развития речи дошкольников
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Манукян Аспрам Мануковна. «Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»
  • Семенычева Ольга Вячеславовна. Трудности речевого развития у современных дошкольников
  • МАРИНА ПЕРЕТЯТКО. «Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях»
  • Тарасова Елена Алексеевна. Современные подходы в коррекционной логопедической деятельности с детьми дошкольного возраста с ОНР
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Глущенко Анна Васильевна, Мартыненко Светлана Фёдоровна. Развивающая предметно-пространственная среда как средство речевого развития детей
  • Филиппова Ирина Викторовна. Рекомендации для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды в группе по познавательно-речевому развитию старших дошкольников»
  • Тюленева Лилия Ивановна. Помощь ребенку третьего года жизни с задержкой речевого развития
  • Ispanka Anna. Актуальные проблемы развития речи дошкольника.
  • Татьяна Назарова. Консультация для родителей на тему: «Особенности речевого развития детей третьего года жизни»
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Любич Ольга Викторовна. «Влияние предметно — развивающей среды в группе на развитие ребёнка»
  • Исакова Яна Сергеевна Иванова Марина Михайловна Нечаева Татьяна Владимировна. «Система коррекционно-развивающих занятий для детей пятого года жизни «Речевая радуга».
  • Мартьянова И.В. Валова О. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
  • Алешинская Анна Вениаминовна. Сказка, как средство развития связной речи у детей с ОНР
  • Борисова Марина Александровна. Консультация для педагогов. Тема: Развивающая предметно-пространственная среда – как важнейший фактор развития речи дошкольников. «В пустых стенах ребенок не заговорит»
  • Кружкова Татьяна Владимировна. «Развитие речи в курсе обучения элементарных математических представлений дошкольников»
  • Ирина Синкевич. Методические рекомендации «Растем вместе»
  • Уразбахтина Юлия Сергеевна. Формирование сэнсорных эталонов у детей раннего возраста с нарушением зрения.
  • Юлия Хрупова. Профилактика речевых нарушений через развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
  • Тайсон Филлис и Тайсон Роберт. Психоаналитические теории развития.
  • Кожепарова Ирина Александровна. Роль родителей в дошкольном обучении детей.
  • Кулик Галина Павловна. Эмоциональная недостаточность - причина плохой речи
  • Садыкова Фаузия Флюровна. Методы, стимулирующие понимание и развитие речи
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Стайнер Дж. Цель психоанализа в теории и практике
  • Шишко Алеся Евгеньевна. Развитие мелкой моторики у детей с ОНР.
  • Аксёнова Ирина Александровна. Развитие речи детей раннего возраста
  • Люфт Елена Юрьевна. Музейно-образовательная деятельность в ДОУ как средство развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
  • Аксёнова Ирина Александровна. Особенности речевого развития ребёнка раннего возраста
  • Пыжикова Олеся Григорьевна. Роль воспитателя в построении корреционно-педагогического процесса с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях группы компенсирующей направленности.
  • Бурьян Инна Ивановна. Советы родителям «Создание развивающей среды дома»
  • Ибрагимова С. З.. «Проектирование образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста».
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Главный Редактор. Возможности диагностики уровня развития старших дошкольников
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Основные понятия концепции Л.Выготского Тема: «Научные подходы к планированию»
  • Прокофьева Елена Николаевна. Дидактические, логопедические игры по формированию слоговой структуры слова
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Деш Оксана Владимировна. «Значение развития фонематического слуха»
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь