Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 26298

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

151
ной биографии в целом. В рамках данного аспекта анализа находит применение субъектный подход, который требует проследить не только зависимость личности от ее неповторимого жизненного пути, но также обратную зависимость жизненного пути от субъектной активности личности [7; 8; 16; 150; 189; 192]. Наиболее веским аргументом в пользу психологической концепции субъекта жизни является тот факт, что психическая регуляция жизненного пути на основе субъективных автобиографических репрезентаций не может быть бессубъектной. Субъектом жизни является не психика и не сознание, а владелец психических репрезентаций жизненного пути - личность. В то же время «субъект и его психика суть одна единая система, а не две» [59, с. 31]. Другими словами, субъективность является неотъемлемым условием субъектности человека в отношении собственной жизни, и в этой связи произвести дизъюнкцию субъективного и субъектного аспектов психологического анализа жизненного пути просто невозможно. Субъектный аспект психологического анализа жизненного пути личности располагается на стыке объективного и субъективного аспектов. И это закономерно, потому что именно в построении субъективных образов индивидуальной биографии, на основе которого управляется реальный жизненный путь, выражается субъектная активность личности. Ввиду данного обстоятельства, одной из наиболее актуальных и значимых задач психологии жизненного пути на современном этапе является разработка концепции личности как субъекта жизни.
Несмотря на то, что отмеченная концепция является теоретическим «мостом», через который сообщаются объективный и субъективный аспекты анализа жизненного пути, субъектный подход остается наименее разработанным. Современное состояние психологической концепции субъекта жизни заставляет констатировать теоретическую неоднородность составляющих ее положений и их ярко выраженный философский уклон. Такое положение дел не случайно и отражает историю развития субъектного подхода в контексте психологических исследований жизненного пути личности. Психологическая концепция субъекта жизни вобрала методологически и теоретически разобщенные идеи отечественных и зарубежных психологов. Симптоматично уже то, что до сих пор не выработано единое конкретно-психологическое определение субъекта жизни, которое отсылало бы к сущностным характеристикам и однозначно фиксировало бы онтологический статус данной формы субъектности. Философскому «крену» и
152
теоретической разрозненности концепции субъекта жизни сопутствует неразвитость методики психологической диагностики, приемов, методов и средств эмпирического изучения этого системного проявления личности. По этой причине те свойства субъекта жизни, которые активно постулируются в теории, плохо улавливаются в процессе психологического анализа повседневной жизни и не могут быть проверены на уровне эмпирического исследования.
Вместе с тем субъектный подход призван разрушить крайности редукционизма в психологических исследованиях детерминации жизненного пути. К редукционным представлениям в психологии жизненного пути можно отнести следующие: представление о жизненном пути как о бессубъектном, а значит, механическом и самовоспроизводящемся процессе, а также тенденции типизации и индивидуализации жизненного пути. Тенденция типизации в психологических исследованиях приводит к тому, что жизненный путь предстает как «смонтированный» из всеобщих социальных вех, а личность «срастается» со своей социальной маской, которая «стирает» все ее индивидуальные отличия. Тенденция индивидуализации в психологических исследованиях проявляется в том, что жизненный путь рисуется как неповторимая линия развития личности, «изломанная» ее свободной и ничем не лимитированной волей.
В первом случае абсолютизируются социально-типические черты биографии, во втором случае над универсальными чертами одерживают верх уникально-неповторимые особенности жизненного пути. По сути, эти тенденции представляют собой утрированные варианты одностороннего детерминизма в отношении жизненного пути. Рассмотрение жизненного пути как бессубъектного процесса и вовсе насаждает позиции пандетерминизма (фатализма), поскольку отнимает у личности право на самоосуществление, отбирает возможность активного участия в личной судьбе. Психологическая концепция субъекта жизни позволяет не только выровнять отмеченные негативные тенденции, но и исследовать жизненный путь с позиций диалектического детерминизма. С позиций субъектного подхода в реальной жизни присутствует как объективная, так и субъективная детерминация, а индивидуальным или типичным является лишь соотношение между ними. «Понятием субъекта индивидуализирующий и типизирующий подходы соединяются следующим образом: по единым для всех личностей критериям и направлениям - развитию, активности и интегративности - рассматриваются мера и характер разви-
153
тия, степень активности и владения жизненными ситуациями, степень организованности, структурированности и цельности жизни» [9, с. 222].
Концепция субъекта жизни, таким образом, помогает решить важную проблему психологии жизненного пути - проблему соединения и примирения уникально-биографического и социально-нормативного подходов к индивидуальной жизни.
Психологическая концепция субъекта жизни должна основываться на общеметодологическом субъектном подходе. Кроме того, ее разработка предполагает обращение к общим методологическим принципам и подходам к пониманию субъектной активности, изложенным в первой главе настоящего исследования. Отправным пунктом при создании психологической концепции личности как субъекта жизни может быть признан тезис о том, что личность является особой регуляторной инстанцией, которая обеспечивает овладение индивидом своим поведением, развитием и, что наиболее важно, индивидуальным жизненным путем. Такое понимание личности сложилось в рамках культурно-исторического и деятельностного подхода и содержится преимущественно в работах отечественных психологов. Зачатки культурно-исторического понимания личности были заложены Л.С.Выготским. «Личность, - пишет он, - есть понятие социальное, она охватывает надприрод-ное, историческое в человеке. Она не врожденна, но возникает в результате культурного развития, поэтому «личность» есть понятие историческое. Она охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения... Сущность культурного развития... заключается в том, что человек овладевает процессами собственного поведения, но необходимой предпосылкой для овладения является образование личности...» [72, с. 315-316]. Примечательно то, что Л.С.Выготский спроецировал это общее положение на процесс осуществления личностью жизненного пути. По его убеждению, реальное овладение жизненным путем начинается с формирования жизненного плана, который созревает на пороге подросткового и юношеского возраста и знаменует старт самостоятельной жизни. Жизненный план, согласно Л.С.Выготскому, представляет собой культурное средство приспособления личности к жизни и управления ею [72, с. 327-328].
Позднее эта мысль возродилась в контексте системно-дея-тельностного и историко-эволюционного подхода к личности. Согласно такой трактовке личность является системой психической регуляции, функциональное назначение которой заключается
154
в приведении деятельности субъекта в соответствие с устойчивой структурой его отношений с миром [64, 133]. Будучи личностью, человек выступает как автономный носитель общественно и индивидуально выработанных форм отношения к объектам и явлениям окружающего мира [141]. Сущность формирования личности составляют процессы интериоризации культурно-исторических способов деятельной реализации этих отношений [31]. Переход от ассимиляции к деятельной культивации культурно выработанных форм отношения к миру связан с возникновением субъективности как «отношения» личности к самой себе и своей деятельности в мире [102; 103; 115]. Этот переход четко прослеживается с того момента, когда жизнедеятельность становится предметом отношения со стороны своих носителей как в антропогенезе [1], так и в онтогенезе [197; 198]. При этом личность раскрывается именно как «орудие» или «функциональный орган» усвоения культурно-исторического смыслового опыта, как посредник в процессе приобщения человека к смысловому фонду человеческой культуры и воспроизводства культурного опыта в индивидуальной жизнедеятельности [30; 46; 49; 207]. Психологическая «ткань», в которой непосредственно презентированы отношения индивида к своей жизнедеятельности - это смысловые структуры и процессы, синтезированные в смысловой сфере личности [144; 145]. Посредством смыслового плана отражения индивид приобретает способность ориентироваться в своих отношениях к действительности, надстраиваться над ними и видоизменять их [10]. В конечном итоге личность утверждается как система смысловой регуляции активности.
Наиболее продуктивный анализ психологической проблемы субъекта жизни представлен в работах С.Л.Рубинштейна и К.А.Абульхановой-Славской. Впервые в отечественной психологии проблема личности как субъекта жизни была поставлена С.Л.Рубинштейном при изучении жизненного пути с позиций субъектного подхода. Тогда возник вопрос о том, каким образом личность не просто зависит от индивидуального жизненного пути, не только «шлифуется» и «формуется» личной биографией, но как она подчиняет жизненный путь своему жизненному замыслу, детерминируя характер собственного развития. В качестве ответа на этот вопрос С.Л.Рубинштейном была предложена концепция личности как субъекта жизни, выработанная им в контексте онтологического учения о двух фундаментальных способах бытия человека в мире.
155



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности.
  • Устян Елена Борисовна. Рабочая программа учителя-логопеда для учащихся 1 классов группы риска по дисграфии, дислексии с тематическим планированием
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Тренинг регуляции эмоционального состояния
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами.
  • Сергеева Татьяна Евгеньевна. Формы организации двигательной активности и закаливание дошкольника в условиях детского сада и дома (из опыта работы)
  • Под ред. Судакова К.В. Физиология. Основы и функциональные системы. Курс лекций
  • Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Фелд Б. Холдинг и содействие интерактивной регуляции в парах с историями травмы
  • Главный Редактор. Профессиональное саморазвитие воспитателя
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Сен Людмила Владимировна. Создание эмоционального благополучия детей 2 – 3 лет в ситуации психической депривации
  • Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека.
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Вдовиченко Екатерина Васильевна. Истерика и капризы у детей
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Мерцалов В. Происхождение человека (Логика антропогенеза).
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Мясищева Наталья Анатольевна. Публичная лекция «Умеете ли вы управлять своими эмоциями?»
  • Кумова Ольга Михайловна. Релаксационные занятия с детьми
  • Соболева Наталья Павловна. Педагогическая статья на тему «Игра как лучшая форма работы с дошкольниками по развитию речи»
  • Ротенберг Вадим. Образ Я.
  • Притча «Женская логика»
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Сидоркина Наталья Анатольевна. Эмоции человека и особенности эмоционального развития детей
  • Карелина Елена Николаевна. План-конспект тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы развивающих занятий по развитию социально-эмоциональной сферы Тема: «Давай дружить»
  • Середа Светлана Юрьевна. Презентация 'Развитие навыков самоконтроля у детей'
  • Радюкова Елена Васильевна. Использование дидактических игр на основе палочек Кюзинера для развития логики у детей 4-5 лет
  • Перин Роман. Психология национализма.
  • Калмыкова Е.С. Качество привязанности как фактор устойчивости к психической травме
  • Эрос; Eros
  • Индивидуальная зависимость психологических защит с эмоциональными и поведенческими реакциями
  • Конструктивное
  • Бондарева Александра Федоровна. Диагностика детей с диагнозом ЗПР психогенного генеза
  • ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - КАК ЯВЛЕНИЕ
  • Быковская Римма Юрьевна. Презентация 'Предметно — развивающая среда ДОУ для реализации двигательной активности'
  • Принципы современной психической самозащиты - Автор неизвестен.
  • Лободенко Наталья Леонидовна. «ПОЛЕЗНОЕ» ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Руденко Анастасия Валерьевна. Особенности памяти у детей с ЗПР
  • Сартр Ж.-П. ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ ЭГО
  • Выграненко Екатерина Николаевна, Буглова Юлия Владимировна. Межличностные отношения ребенка с другими детьми
  • Гурьянова Елена Юрьевна. «Мини-музей как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Стефаненко Т.Г. Этнопсихология
  • Парт-объект; Part-object; Partialobjekt



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь