|
Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 26298
Автор: Карпинский К.В.
Название: Человек как субъект жизни. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 151
ной биографии в целом. В рамках данного аспекта анализа находит применение субъектный подход, который требует проследить не только зависимость личности от ее неповторимого жизненного пути, но также обратную зависимость жизненного пути от субъектной активности личности [7; 8; 16; 150; 189; 192]. Наиболее веским аргументом в пользу психологической концепции субъекта жизни является тот факт, что психическая регуляция жизненного пути на основе субъективных автобиографических репрезентаций не может быть бессубъектной. Субъектом жизни является не психика и не сознание, а владелец психических репрезентаций жизненного пути - личность. В то же время «субъект и его психика суть одна единая система, а не две» [59, с. 31]. Другими словами, субъективность является неотъемлемым условием субъектности человека в отношении собственной жизни, и в этой связи произвести дизъюнкцию субъективного и субъектного аспектов психологического анализа жизненного пути просто невозможно. Субъектный аспект психологического анализа жизненного пути личности располагается на стыке объективного и субъективного аспектов. И это закономерно, потому что именно в построении субъективных образов индивидуальной биографии, на основе которого управляется реальный жизненный путь, выражается субъектная активность личности. Ввиду данного обстоятельства, одной из наиболее актуальных и значимых задач психологии жизненного пути на современном этапе является разработка концепции личности как субъекта жизни. Несмотря на то, что отмеченная концепция является теоретическим «мостом», через который сообщаются объективный и субъективный аспекты анализа жизненного пути, субъектный подход остается наименее разработанным. Современное состояние психологической концепции субъекта жизни заставляет констатировать теоретическую неоднородность составляющих ее положений и их ярко выраженный философский уклон. Такое положение дел не случайно и отражает историю развития субъектного подхода в контексте психологических исследований жизненного пути личности. Психологическая концепция субъекта жизни вобрала методологически и теоретически разобщенные идеи отечественных и зарубежных психологов. Симптоматично уже то, что до сих пор не выработано единое конкретно-психологическое определение субъекта жизни, которое отсылало бы к сущностным характеристикам и однозначно фиксировало бы онтологический статус данной формы субъектности. Философскому «крену» и 152 теоретической разрозненности концепции субъекта жизни сопутствует неразвитость методики психологической диагностики, приемов, методов и средств эмпирического изучения этого системного проявления личности. По этой причине те свойства субъекта жизни, которые активно постулируются в теории, плохо улавливаются в процессе психологического анализа повседневной жизни и не могут быть проверены на уровне эмпирического исследования. Вместе с тем субъектный подход призван разрушить крайности редукционизма в психологических исследованиях детерминации жизненного пути. К редукционным представлениям в психологии жизненного пути можно отнести следующие: представление о жизненном пути как о бессубъектном, а значит, механическом и самовоспроизводящемся процессе, а также тенденции типизации и индивидуализации жизненного пути. Тенденция типизации в психологических исследованиях приводит к тому, что жизненный путь предстает как «смонтированный» из всеобщих социальных вех, а личность «срастается» со своей социальной маской, которая «стирает» все ее индивидуальные отличия. Тенденция индивидуализации в психологических исследованиях проявляется в том, что жизненный путь рисуется как неповторимая линия развития личности, «изломанная» ее свободной и ничем не лимитированной волей. В первом случае абсолютизируются социально-типические черты биографии, во втором случае над универсальными чертами одерживают верх уникально-неповторимые особенности жизненного пути. По сути, эти тенденции представляют собой утрированные варианты одностороннего детерминизма в отношении жизненного пути. Рассмотрение жизненного пути как бессубъектного процесса и вовсе насаждает позиции пандетерминизма (фатализма), поскольку отнимает у личности право на самоосуществление, отбирает возможность активного участия в личной судьбе. Психологическая концепция субъекта жизни позволяет не только выровнять отмеченные негативные тенденции, но и исследовать жизненный путь с позиций диалектического детерминизма. С позиций субъектного подхода в реальной жизни присутствует как объективная, так и субъективная детерминация, а индивидуальным или типичным является лишь соотношение между ними. «Понятием субъекта индивидуализирующий и типизирующий подходы соединяются следующим образом: по единым для всех личностей критериям и направлениям - развитию, активности и интегративности - рассматриваются мера и характер разви- 153 тия, степень активности и владения жизненными ситуациями, степень организованности, структурированности и цельности жизни» [9, с. 222]. Концепция субъекта жизни, таким образом, помогает решить важную проблему психологии жизненного пути - проблему соединения и примирения уникально-биографического и социально-нормативного подходов к индивидуальной жизни. Психологическая концепция субъекта жизни должна основываться на общеметодологическом субъектном подходе. Кроме того, ее разработка предполагает обращение к общим методологическим принципам и подходам к пониманию субъектной активности, изложенным в первой главе настоящего исследования. Отправным пунктом при создании психологической концепции личности как субъекта жизни может быть признан тезис о том, что личность является особой регуляторной инстанцией, которая обеспечивает овладение индивидом своим поведением, развитием и, что наиболее важно, индивидуальным жизненным путем. Такое понимание личности сложилось в рамках культурно-исторического и деятельностного подхода и содержится преимущественно в работах отечественных психологов. Зачатки культурно-исторического понимания личности были заложены Л.С.Выготским. «Личность, - пишет он, - есть понятие социальное, она охватывает надприрод-ное, историческое в человеке. Она не врожденна, но возникает в результате культурного развития, поэтому «личность» есть понятие историческое. Она охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения... Сущность культурного развития... заключается в том, что человек овладевает процессами собственного поведения, но необходимой предпосылкой для овладения является образование личности...» [72, с. 315-316]. Примечательно то, что Л.С.Выготский спроецировал это общее положение на процесс осуществления личностью жизненного пути. По его убеждению, реальное овладение жизненным путем начинается с формирования жизненного плана, который созревает на пороге подросткового и юношеского возраста и знаменует старт самостоятельной жизни. Жизненный план, согласно Л.С.Выготскому, представляет собой культурное средство приспособления личности к жизни и управления ею [72, с. 327-328]. Позднее эта мысль возродилась в контексте системно-дея-тельностного и историко-эволюционного подхода к личности. Согласно такой трактовке личность является системой психической регуляции, функциональное назначение которой заключается 154 в приведении деятельности субъекта в соответствие с устойчивой структурой его отношений с миром [64, 133]. Будучи личностью, человек выступает как автономный носитель общественно и индивидуально выработанных форм отношения к объектам и явлениям окружающего мира [141]. Сущность формирования личности составляют процессы интериоризации культурно-исторических способов деятельной реализации этих отношений [31]. Переход от ассимиляции к деятельной культивации культурно выработанных форм отношения к миру связан с возникновением субъективности как «отношения» личности к самой себе и своей деятельности в мире [102; 103; 115]. Этот переход четко прослеживается с того момента, когда жизнедеятельность становится предметом отношения со стороны своих носителей как в антропогенезе [1], так и в онтогенезе [197; 198]. При этом личность раскрывается именно как «орудие» или «функциональный орган» усвоения культурно-исторического смыслового опыта, как посредник в процессе приобщения человека к смысловому фонду человеческой культуры и воспроизводства культурного опыта в индивидуальной жизнедеятельности [30; 46; 49; 207]. Психологическая «ткань», в которой непосредственно презентированы отношения индивида к своей жизнедеятельности - это смысловые структуры и процессы, синтезированные в смысловой сфере личности [144; 145]. Посредством смыслового плана отражения индивид приобретает способность ориентироваться в своих отношениях к действительности, надстраиваться над ними и видоизменять их [10]. В конечном итоге личность утверждается как система смысловой регуляции активности. Наиболее продуктивный анализ психологической проблемы субъекта жизни представлен в работах С.Л.Рубинштейна и К.А.Абульхановой-Славской. Впервые в отечественной психологии проблема личности как субъекта жизни была поставлена С.Л.Рубинштейном при изучении жизненного пути с позиций субъектного подхода. Тогда возник вопрос о том, каким образом личность не просто зависит от индивидуального жизненного пути, не только «шлифуется» и «формуется» личной биографией, но как она подчиняет жизненный путь своему жизненному замыслу, детерминируя характер собственного развития. В качестве ответа на этот вопрос С.Л.Рубинштейном была предложена концепция личности как субъекта жизни, выработанная им в контексте онтологического учения о двух фундаментальных способах бытия человека в мире. 155 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|