|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379472
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Вполне вероятно, что у вас возник вопрос: как использовать то, что вы узнали о запоминании и забывании, чтобы лучше учиться? Универсальных методов, которые годились бы для всех, не существует. Разным людям помогают различные системы учебных занятии. Тем не менее существует несколько общих соображений, которые, как считают психологи, полезны для большинства людей. Для совершенствования умения сосредоточиваться, для более лучшего распределения учебного времени и повышения эффективности подготовки к контрольным и экзаменам было разработано несколько методов. Составление учебного графика Одно из важнейших умений, которому можно научиться в колледже, — это умение планировать свое время, необходимое для успешной учебы. Лучшими студентами совершенно не обязательно становятся самые умные. Очень часто это те, кто научились организовывать свое время и подчиняться самодисциплине. Большинство из нас испытывали стресс, который возникает, когда дел много, а времени мало. По правде говоря, на все дела времени не хватает почти никогда. Но если вы сумеете выделить приоритеты и тщательно спланировать свое время, то стресс будет не столь сильным и ваши оценки, вероятно, станут выше. Согласно одной из систем организации времени, необходимо вести планирование на трех уровнях (Quinn and Daughtre, 1988). Во-первых, намечаются долгосрочные планы на всю четверть. Во-вторых разрабатываются краткосрочные планы на неделю. И наконец, составляются ближайшие планы — списки дел на каждый день. Долгосрочные планы. Купите или сделайте сами календарь-ежедневник, где на каждый день отводится много места для записей. Вы будете пользоваться этим календарем весь семестр. Сначала отметьте каникулы и праздники, чтобы выделить промежутки свободного времени. Затем заполните дни, когда вы работаете и выполняете семейные и другие обязанности. Как только преподаватели сообщат вам учебные планы по своим предметам, отметьте даты контрольных работ, сроки сдачи курсовых проектов или докладов и даты экзаменов за семестр. Потом добавьте основные общественные события — концерты, танцы и спортивные соревнования. После этого внесите в план сроки, которые вы устанавливаете для себя сами. Не забывайте о том, как важно разбить большие задания на части. Устанавливая для себя сроки, оставляйте себе немного времени до официального последнего срока. Это поможет вам избежать стресса, вызванного нехваткой времени. Придумайте какой-нибудь способ, чтобы отличать официальные сроки от тех, что вы установили сами: например, пишите чернилами разного цвета или отмечайте официальные сроки печатными буквами, а собственные — письменными. Составив для себя график, вы сможете избежать откладывания дел со дня на день. Если курсовую работу надо сдать через десять недель, то можно разделить ее на недельные задания. Вы можете потратить первую неделю на изучение возможных вариантов тем. На следующей неделе можно выбрать тему. Затем отведите две недели на чтение литературы и сбор материала по теме. На пятой неделе вы можете составить план вашей работы. Тогда у вас останутся четыре недели на то, чтобы ее написать, и неделя на исправления и редактирование. Окончательный план на семестр дает ясную картину предстоящей вам деятельности. Повесьте его на видном месте, например над рабочим столом или на дверце шкафа. Краткосрочные планы. Когда план на семестр готов, вам легко будет спланировать каждую неделю. Многие считают, что лучше всего разрабатывать план на неделю в воскресенье. Опять лучше сначала внести в план обязательные дела: часы работы и учебы и время, необходимое на дорогу. При этом желательно придерживаться того же способа выделения установленных сроков, которым вы пользовались при составлении долгосрочного плана. Начиная планировать часы для самостоятельных занятий, учитывайте, в какое время дня у вас самая высокая работоспособность. Многие люди замечают, что работают с наибольшей эффективностью в определенное время суток. Для одних это утро, а для других дневные или вечерние часы. Некоторые одинаково работоспособны в течение всего дня. Полезно заниматься всегда в самое лучшее для себя время. При планировании учебного графика следует помнить несколько важных общих принципов. Чтобы избежать интерференции, заниматься лучше непосредственно перед уроками в классе или сразу же после них. В большинстве случаев занятия, распределенные по времени, более эффективны, чем сплошные. Это означает, что лучше заниматься по полчаса ежедневно в течение десяти дней, чем просидеть над книгами пять часов подряд. Это замечание особенно актуально, если изучаемый предмет кажется вам неинтересным и скучным. Если изучаемый материал вас интересует и увлекает, то его дробление не так важно. Сначала отведите время для самых трудных для вас предметов. Обязательно включите в план какие-нибудь развлечения и оставьте для себя свободное время. Ближайшие планы. Если вечером вы не сильно утомлены, то можно посвятить десять-пятнадцать минут составлению плана на завтра, в противном случае отложите планирование на утро. Составьте для себя список задач на день или просто памятку с перечислением необходимых дел. Вы можете снова отделить обязательные дела от необязательных (но желательных), пользуясь чернилами разного цвета или печатными или письменными буквами. Упражнение 4.9 Миссис Л. — работающая мать семейства, которая, кроме того, посещает курсы по двум предметам в муниципальном колледже. В последнее время она испытывает стресс, поскольку в ближайшие три дня ей необходимо сдать две курсовые работы и два экзамена за семестр. Хотя сейчас уже поздно исправлять допущенные ошибки, опишите три типа планов, которые могли бы помочь миссис Л. эффективнее использовать оставшееся у нее время. а. _________________________________________ б. _________________________________________ в. ___________________________________________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Концентрация внимания Если вы похожи на большинство студентов, то у вас бывают дни, когда вы, уставившись в книгу, скользите взглядом по строчкам и переворачиваете страницы, так ничего и не прочитав. Все это время вы мечтаете о чем-нибудь другом. Чаще всего это происходит при изучении предмета, который вас не интересует. Вас так и тянет отвлечься, посмотреть в окно или прислушаться к посторонним звукам. Как можно избежать такого рода «занятий»? В большинстве методов, направленных на повышение сосредоточения, делается попытка свести к минимуму отвлекающие факторы и поддерживать постоянный интерес к изучаемому материалу. Место, где проводятся учебные занятия, играет немаловажную роль в плане устранения отвлекающих факторов. Имеются данные, свидетельствующие о том. что учеба наиболее результативна тогда, когда для занятий отведено специальное место. При появлении отвлекающих мыслей лучше покинуть место занятий и вернуться туда лишь тогда, когда вы будете готовы их продолжить. Важно также, чтобы в учебной зоне не было никаких фотографий и прочих предметов, которые могли бы увести ваш ум в сторону от предмета. Сидеть лучше прямо, а не развалившись на диване или в мягком кресле. Несмотря на индивидуальные различия, многие студенты находят, что тихая и спокойная музыка заглушает посторонние звуки и шумы, отвлекающее воздействие которых гораздо сильнее (Lapp, 1987)). Сосредоточиться на занятиях обычно легче тогда, когда вы активно работаете с изучаемым материалом. Студенты считают, что полезно подчеркивать важные места, пользуясь маркерами или разноцветными ручками, чтобы выделить главное. Некоторые предпочитают отмечать важные места на полях или делать на них заметки. Все эти методы, наряду с использованием карточек с определениями важных терминов и понятий и проведением самопроверок, действуют одинаково хорошо. Недавние исследования, проведенные в Гарвардском университете, дают основание полагать, что наибольших успехов в учебе добиваются те студенты, которые поддерживают активное отношение к изучаемому материалу путем групповых занятий вместе с другими студентами. Важным фактором является бодрое и энергичное настроение и увлеченность предметом. Исследования показывают, что при активных занятиях можно усвоить гораздо больший объем материала, чем при пассивных. Один из наиболее успешных методов активного вовлечения студентов в процесс учебы носит название SQ3R, что является аббревиатурой для «Survey, question, read, recite, review», то есть «Обзор, вопрос, чтение, пересказ, повторение». Первый шаг метода — провести общий обзор заданного материала, просмотрев основные заголовки, чтобы получить общее впечатление о предмете, который вы собираетесь изучать. Прочитав заголовки, поставьте к каждой теме по одному достаточно общему вопросу. Затем начинайте читать, причем при чтении ищите ответы на поставленные вами вопросы. Затем ответьте на свои вопросы. Говорить лучше вслух, чтобы получать дополнительную сенсорную информацию. Заключительный шаг — это повторение материала с акцентом на тех местах, которые вызвали затруднения при ответах на вопросы. Важным достоинством этого метода является наличие обратной связи. Вы можете выяснить, насколько хорошо освоен предмет и необходимы ли дополнительные занятия. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|