Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ.

Категория: Психология, Учебные пособия | Просмотров: 268316

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Органические ощущения, К органическим ощущениям относятся ощущения голода, жажды, сытости, тошноты, удушья и т. д. Соответствующие рецепторы находятся в стенках внутренних органов: пищевода, желудка, кишечника. При нормальной работе внутренних органов отдельные ощущения сливаются в одно ощущение, составляющее общее самочувствие человека.
Ощущения равновесия. Орган ощущения равновесия — вестибулярный аппарат внутреннего уха, дающий сигналы о движении и положении головы. Нормальная деятельность органов равновесия очень важна для человека. Например, при определении пригодности к специальности летчика, особенно летчика-космонавта, всегда проверяют деятельность органов равновесия. Органы равновесия тесно связаны с другими внутренними органами. При сильном перевозбуждении органов равновесия наблюдается тошнота и рвота (так называемая морская или воздушная болезнь). Однако при регулярной тренировке устойчивость органов равновесия значительно возрастает.
Двигательные ощущения. Двигательные, или кинестетические, ощущения — это ощущения движения и положения частей тела. Рецепторы двигательного анализатора расположены в мышцах, связках, сухожилиях, суставных поверхностях. Двигательные ощущения сигнализируют о степени сокращения мышц и о положении частей нашего тела, о том, например, насколько согнута рука в плечевом, локтевом суставе и т. п.
Осязательные ощущения. Осязательные ощущения представляют собой комбинацию, сочетание кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов, т. е. при прикосновении к ним движущейся руки. Осязание имеет большое значение в трудовой деятельности человека, особенно при выполнении трудовых операций, требующих большой точности. С помощью осязания ощупывания происходит познание маленьким ребенком мира. Это один из важных источников получения информации об окружающих его предметах.
У людей, лишенных зрения, осязание — одно из важнейших средств ориентировки и познания. В результате упражнений оно достигает большого совершенства. Такие люди могут ловко чистить картофель, вдевать нитку в иголку, заниматься лепкой несложным конструированием, даже шитьем.
Болевые ощущения. Болевые ощущения имеют различную природу. Во-первых, существуют специальные рецепторы («точки боли»), расположенные на поверхности кожи и во внутренних органах и мышцах. Механическое повреждение кожи, мышц, заболевания внутренних органов дают ощущение боли. Во-вторых, ощущения боли возникают при действии сверхсильного раздражителя на любой анализатор. Ослепляющий свет, оглушающий звук, сильный холод или тепловое излучение, очень резкий за пах вызывают и болевое ощущение.
Болевые ощущения очень неприятны, но они наш надежный страж,, предупреждающий нас об опасности, сигнализирующий о неблагополучии в организме. Если бы не боль, человек частой не замечал бы серьезного недомогания или опасных повреждений. Не даром древние греки говорили: «Боль —это сторожевой пес здоровья». Полная нечувствительность к боли — редка» аномалия, и она приносит человеку не радость, а серьезные неприятности.

§ 4. Общие закономерности ощущений
Пороги ощущений а чувствительность анализаторов. Вы не
задумывались над вопросом: почему человек не видит света далеких звезд? Ведь какое-то количество света от них все-таки падает на сетчатку. Почему человек не ощущает прикосновения пылинок к его коже? Дело в том, что не всякое раздражение вызывает ощущение. Чтобы возникло ощущение, раздражение должно достигнуть определенной величины. Слишком слабые раздражители не вызывают ощущений.
Минимальную величину раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение, называют абсолютным порогом ощущения. Раздражители, которые не достигают такой величины, лежат ниже порога ощущения, не осознаются человеком.
Часто возникает необходимость оценить чувствительность анализатора, его способность улавливать слабые раздражители. Для этого пользуются понятием абсолютной чувствительности данного анализатора. Чем слабее раздражители, которые способен уловить анализатор, тем он чувствительнее. Иными словами, чем ниже абсолютный, порог ощущения, тем, естественно, выше абсолютная чувствительность анализатора, и наоборот.
При благоприятных условиях абсолютная чувствительность анализаторов может достигнуть очень большой величины. Если предположить абсолютную чистоту атмосферы, то нормальный глаз может увидеть в полной темноте горящую свечу на рас стоянии 27 км. Почти ни один физический прибор не имеет такой чувствительности к свету, мак глаз человека.
Еще более чувствителен наш обонятельный анализатор. Человек может почувствовать запах мускуса (остро пахнущее вещество) если его содержится 1/100 000 000 часть миллиграмма в литре воздуха. Такое малое количество вещества не может быть обнаружено никакими средствами химического или спектрального анализа — приборы его попросту не смогут уловить.
Другая важная характеристика анализатора — его способность различать изменения в силе раздражителя. Например, почувствуем ли мы разницу в силе источника света в 1000 и 1005 Вт? Поэтому ощущения, характеризует и так называемый порог различения. Порогом различения называют относительную величину, показывающую, на какую долю должна увеличиться сила раздражителя, чтобы человек почувствовал едва заметное изменение ощущения.
Порог различения имеет постоянную для определенного вида анализатора относительную величину и выражается в виде от ношения (дроби). Для зрения порог различения — 1/100. Если исходная освещенность зала составляет 1000 Вт, то прибавка должна составлять не менее 10 Вт, чтобы человек ощутил едва заметное изменение в освещенности. Для слуховых ощущений порог различения 1/10. Значит если к хору в 100 человек прибавить 7—8 таких же певцов, то человек не заметит усиления звука, только. 10 певцов едва заметно усилят хор.
Соответственно чувствительность к различению — это способность ощущать слабые различия между раздражителями.
Адаптация. Постоянна ли чувствительность анализаторов у одного и того же человека? Экспериментально установлено, что она непостоянна и может меняться, причем в очень широких .пределах, под влиянием действующих раздражителей.
Изменение чувствительности анализаторов под влиянием их приспособления к действующим раздражителям называют адаптацией (от латинского слова «адаптере» — прилаживать, при выкать). Общая закономерность здесь такова: при переходе от сильных к слабым раздражителям чувствительность повышается, при переходе от слабых К сильным — снижается. Биологическая целесообразность этого изменения очевидна: когда раздражители сильны, тонкая чувствительность не нужна; когда они слабы, важна способность улавливать слабые раздражители.
Сильная адаптация наблюдается в тактильных, температурных, обонятельных и зрительных ощущениях, слабая — в слуховых и болевых ощущениях. К шуму и боли можно привыкнуть, т. е. отвлечься от них, перестать обращать на них внимание, но чувствовать их не перестанешь. А вот кожа действительно перестает чувствовать давление одежды.
Каждому из вас знакома температурная адаптация. Когда вы входите в реку, то в первый момент вода кажется очень холод ной, но вскоре вы уже не ощущаете холода. Очень быстро наступает адаптация в обонятельных ощущениях, Входя в помещение, где резко пахнет йодом; уже через минуту человек перестает ощущать этот запах.
Важное значение имеет зрительная адаптация. Зрительная адаптация к темноте наблюдается при переходе из ярко освещенного помещения в темноту. Человек, попавший в темноту после яркого света, вначале не видит предметов, а затем постепенно начинает различать их очертания. Это означает, что чувствительность зрительного анализатора повысилась, увеличилась. Такое постепенное приспособление глаза к видению в темноте продолжается до 40 и больше минут. Адаптацию к темноте учитывают при ночных полетах, ночном патрулировании пограничников — летчикам и пограничникам рекомендуется перед этим с полчаса побыть в затемненном помещении.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Редактор. Воспитание внимания детей на занятии
  • Грибкова Н. Н. и Орлова Н.В. Игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста
  • Галат Оксана Анатольевна. Занятие психолога «Волшебная шкатулка памяти и внимания»
  • Федорова Алла Геннадьевна. Педагогический проект по самообразованию «Развитие внимания, памяти посредством дидактических игр»
  • Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2 –3 классы). Введение.
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Программа по коррекции и развитию внимания
  • Главный Редактор. Особенности внимания у младших школьников
  • Колесникова Е.В. Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 6-7 лет
  • Колесникова Е.В. Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 5-6 лет
  • Колесникова Е.В. Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 4-5 лет
  • Напалкова Елена Николаевна. Развитие внимания у дошкольников с нарушениями зрения
  • Науменко Людмила Васильевна. Пособие «Выложи по образцу»
  • Новикова Наталья Владимировна. Особенности работы в ДОУ с детьми с ЗПР, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  • Дещинская Нина Николаевна. Рекомендации для родителей на тему «Развитие у дошкольников внимания и памяти, как предпосылка успешного обучения в школе»
  • Баданина Елена Леонидовна. Развитие внимания посредством конструктивной деятельности у старших дошкольников
  • Чепикова Виктория Николаевна. «Плакса-вакса»
  • Ахвердиев Тофик Акберович. Психологическая диагностика школьников
  • Притча «С первого взгляда»
  • Аида Кабдешова. Развивающая программа 'Солнышко' для детей 5-6 лет
  • Лободенко Наталья Леонидовна. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАССЛАБЛЯТЬСЯ?
  • Развитие познавательных способностей учащихся. 2-3 КЛАССЫ
  • Притча «Повторяй!»
  • Адаптация первоклассников к школьному оцениванию
  • Умение убеждать и строить аргументацию.
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье учеников и личностные особенности учителя
  • Притча «Правильно и неправильно»
  • Колесникова Е.В. Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 3-4 лет
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Притча «Тест на способности продавца»
  • Притча «Падения в духовной работе»
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Марко Надежда Тарасовна. Использование настольных игр в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога
  • Маликова Наталья Александровна. Формирование саморегуляции у дошкольников
  • Четик М. Лечение ребенка с пограничным расстройством
  • Решение экономических задач в рамках школьной программы
  • К чему снится работа
  • Анализ особенности адаптации первоклассников в школе
  • Срисовывание картинки изображающей домик (Гуткина Н. И.)
  • Лазаренко Елена. 10 способов привлечь к себе внимание
  • Жаркова Л.Г. К здоровью ученика через здоровье учителя
  • Георгий Почепцов. Это не информационная экономика, а экономика внимания
  • Адаптация младших школьников к учебным требованиям и режиму
  • Шаманаева Альсия Кадеровна. Воспитание дружбы между детьми младшей группы.
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Психологическая программа развития познавательных процессов и речи для будущих первоклассников
  • Притча «В чём смысл жизни»
  • Притча «Значимость поступка»
  • неизвестно Вся дошкольная программа. Внимание. Память.
  • Комплексная методика «Определение когнитивной готовности детей к обучению в школе».



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь