Шапиро Дэвид. Невротические стили.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 11549

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, RTF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Этот человек начал ощущать аффект или идею, которая явно его беспокоила. Защитный процесс блокировал или, по крайней мере, снизил интенсивность этого аффекта или идеи, и он снова обрел комфорт. Давайте попробуем воссоздать некоторые аспекты этого процесса.
Ощущение энтузиазма с обычной точки зрения может показаться совершенно нормальным, но, с точки зрения этого человека, это совершенно не так. Он часто высказывался насчет "преждевременных" надежд или энтузиазма. Питать такие надежды — нереалистичное ребячество. Хотя он не верил, что ощущение энтузиазма магическим образом
[161]
лишит его шансов на успех, но как-то квазилогически чувствовал, что именно так оно и будет. Согласно его взглядам, энтузиазм может привести лишь в "рай дураков", то есть к беспечному и безрассудному поведению.
Эти взгляды и фантазии сами по себе не могут нести ответственность за блокирование аффекта, поскольку этот человек способен контролировать мысли не больше, чем любой другой. Но они отражают дискомфорт, который вызывают у него конкретно эти аффекты. Он чувствовал, что это безрассудно. В прошлом этот человек, ощущая необычный аффект или чувствуя искушение действовать спонтанно, боялся, что "сойдет с ума", "потеряет контроль" или что-то в этом роде; и теперь он ощущал тот же страх, но несколько меньше и по-иному. То есть, согласно его субъективному определению, он чувствовал совсем не энтузиазм. Хотя сначала его ощущения были похожи на энтузиазм, они быстро превращались в страх или другое, немодулированное возбуждение, вероятно искушавшее его действовать безрассудно.
Когда осторожный человек чувствует, что может поступить безрассудно, он принимает меры предосторожности. Он не решает, что нужно стать осторожным; он просто таким является. Он ищет изъяны и недостатки и с легкостью их находит. Это реальные недостатки, хотя, возможно, и очень отдаленные. Их находит острое, ищущее внимание, которое подключил невроз. Эти недостатки, мухи на стене, полностью овладевают его сознанием, и, что характерно, он теряет чувство пропорции по отношению к картине в целом. Как только это происходит, энтузиазм или возбуждение, а также дискомфорт, связанный с этими аффектами, — иными словами, ощущение безрассудства — исчезает из сознания или, в худшем случае, значительно снижается. Ему больше не следует сдерживать улыбку; у него больше нет настроения улыбаться. Он не может подключить или отключить этот процесс, поскольку является его частью.
Как мы можем охарактеризовать этот защитный процесс? Это всего лишь автоматическая последовательность действий самого обсессивно-компульсивного стиля деятельности. Неприятный аффект, несовместимый с существую-
[162]
щим стилем, воспринимается в рамках этого стиля (то есть как безрассудство) и автоматически подвигает личность на мысли и поведение, снижающие напряжение и ведущие к такому состоянию ума, в котором исчезает изначальный аффект и связанный с ним дискомфорт. Состояние напряжения организуется в соответствии с преобладающем стилем и функцией, снижающей напряжение.
Таким образом, защитный процесс можно считать специфической операцией общего стиля деятельности, а именно операцией, проходящей в этом стиле в состоянии напряжения. Поскольку любой стиль представляет собой систему, организующую напряжение, то в нем содержатся самоподдерживающие аспекты, то есть способность организовывать необычные напряжения; в состоянии особого напряжения эти самоподдерживающиеся аспекты становятся особенно заметными. Так, например, обсессивно-компульсивный человек, почувствовав необычный энтузиазм, немедленно начинает искать изъяны. Параноик, едва почувствовав склонность забыть о настороженности, немедленно находит ключ к своим подозрениям. Истеричная женщина, едва начав отстаивать свое мнение, вдруг понимает, что ее аргументы неубедительны, и, смутившись, вообще забывает, что хотела сказать. Импульсивный человек, едва задумавшись о серьезном, долговременном плане, чувствует, что это чрезмерный груз и ему не остается ничего, как только немедленно напиться.
Невротик воспринимает подобные необычные напряжения совсем не так, как нормальный человек. Если параноик забывает о настороженности, то тут же чувствует себя крайне уязвимым, а если человек чувствует себя уязвимым, разве он не будет готовиться к обороне? А это значит, что состояние напряжения всегда воспринимается в соответствии с существующими моделями деятельности, стремящимися напряжение снизить. Конечно же, этот процесс не уничтожает глубинные источники напряжения, он лишь не допускает, чтобы оно развивалось в сознании.
Защитный процесс, протекающий в состоянии особого напряжения или в состоянии временной нестабильности, отличается от более стабильной защитной деятельности лишь степенью интенсивности. Защитная деятельность является
[163]
постоянным аспектом невротической деятельности, поскольку любой невротический стиль стремится оградить сознание от нежелательных тенденций. В определенных условиях невротическая модель может функционировать гладко и успешно, блокируя большую часть специфических напряжений. У таких людей (иногда их называют "хорошо интегрированными" невротиками) формы невротической деятельности могут не проявляться так ярко и отчетливо, как у невротиков в состоянии специфического напряжения или нестабильности.
Из такого взгляда на защиту следуют определенные выводы. Я хотел бы упомянуть три из них.
1) Защитный процесс нельзя рассматривать лишь как деятельность особых механизмов, блокирующих влечения, поскольку он включает в себя весь стиль, организующий напряженные потребности и раздражители. Если верна эта точка зрения, защитные механизмы нужно анализировать, рассматривая связанные с ними процессы мышления и внимания, аффективные модели и т.п., — другими словами, их нужно анализировать как аспекты или черты более общих моделей деятельности.
2) Поскольку любой защитный процесс является аспектом организации напряжения, он исключает из сознания не просто специфические ментальные содержания, а их целые классы вместе с субъективным восприятием. Так, например, у компульсивного человека из со знания исключаются не только определенные агрессивные импульсы и их производные (или не только определенные пассивные импульсы и производные от них), но и целые классы аффектов когнитивного и мотивированного восприятия. Этот факт может найти применение в психотерапии, поскольку на защитный процесс можно терапевтически воздействовать через различное психологическое содержание, включая и явно "поверхностное".
3) Защитный процесс не является полностью внутрипсихическим. Поскольку он включает в себя весь стиль
[164]
деятельности, то в определенное время он включает в себя и отношения личности с внешней реальностью. Таким образом, модель активности невротика, модель общения и отношение к внешнему миру время от времени становятся важнейшими элементами защитной деятельности.

Защитные мотивы в невротических стилях

Если мы утверждаем, что следствием любого невротического стиля является исключение из сознания определенных классов субъективного восприятия и ментального содержания, можем ли мы также сказать, что в качестве причины или мотива возникновения невротического стиля выступало само исключение, защита?
Очевидно, что среди "причин" возникновения стиля, невротического или любого другого, есть множество факторов, не имеющих с мотивацией ничего общего. Я имею в виду не только врожденные и развившиеся из них факторы, но и огромное количество внешних факторов: физических, социальных и культурных, — создающих климат, в котором развивается врожденный потенциал. Это фрагменты истории, которые влияют на природу психологического стиля, но не связаны с мотивами или инстинктивным конфликтом; то есть появление стиля нельзя приписывать только динамическим факторам (например, защитным требованиям). С другой стороны, источники стиля, не связанные с мотивами, сами по себе не могут нести ответственность за развитие невроза и кристаллизацию невротического стиля. Иными словами, они не отвечают за непрерывное отторжение из сознания новых ощущений и функций, что является неотъемлемой частью любого невротического стиля.
Когда относительно стабильный, зрелый невротический стиль подвергается невыносимому напряжению, то усиливается защитная функция, уничтожающая это напряжение. Зрелый стиль относительно быстро расправляется с напряжением. А что если подобные события происходят в детстве? Другими словами, что происходит, когда необычному напряжению подвергается ребенок (скажем, появляется новая напряженная потребность, для которой еще нет удов-
[165]



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Редактор. Модная одежда из семидесятых: да здравствуют шорты, джемпера и удобство в стилях!
  • Касьянов Дмитрий. Диагностика "рабочих стилей"
  • Ягнюк К.В. Как супружеские стили влияют на сексуальную жизнь
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Рабочие стили или принцип совместной работы
  • Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума
  • Блюм Г. СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА У ВЗРОСЛЫХ
  • Тест «Стили мышления».
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Назарова И.Э. Защитные механизмы.
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Мышление; thinking
  • Психология успеха. Как добиваться поставленных целей.
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Бурлаков И.В. Homo Gamer. Психология компьютерных игр.
  • Хамитова И.Ю. Семейная история и её влияние на переживание беременности
  • Подарки девочкам: идеи на любой возраст
  • Гончарук В. А. Стиль руководителя
  • Лазаренко Елена. Личностные адаптации
  • Райл Э. Модель структуры и развития пограничного расстройства личности
  • Ильенков Э. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО В НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ
  • Спиридонов Я.В. Динамическая модель ревности: концептуальные, клинические и функциональные аспекты
  • Пиаже Жан. Психология интеллекта.
  • Романовский В.А. Психогении. Невротические реакции, неврозы, невротические развитие.
  • Компульсивный; compulsive
  • Межевикина Ольга Петровна. Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста
  • Медведев Александр, Медведева Ирина - 40 основных психологических ловушек и способы избежать их
  • Забалуева Т.Р. История искусств. Стили в изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, литературе и музыке
  • Универсальные невротические механизмы
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Методы диагностики мышления детей 3-5 лет
  • Ушакова Татьяна. "Да, но..." - игра или стиль жизни?
  • Пирмагомедова Эльмира Мирзаферовна. Связь экспериментирования с другими видами деятельности дошкольников
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Универсальные невротические механизмы
  • Карлин Е. А. Полиамория как форма отношений. Размышления в контексте психотерапии
  • Дмитрий Петухов. Психодиагностический тест Круг
  • Модель фрустрации
  • Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности.
  • Лосев А.Ф. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.Н. Методические рекомендации к учебнику Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы
  • Невроз характера; charakter neurosis
  • Хасаншина Ольга Азатовна. Развитие познавательной личности детей 5 – 6 лет
  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. ГДЗ - Русский язык. 10-11 класс (Грамматика, Текст, Стили речи)
  • Виктор Шейнов. Развитие творческого мышления: упражнения для тренировки
  • Роль сексуального влечения в развитии детского мышления.
  • Боно Э. Использование латерального мышления.
  • Георгий Почепцов. Управление массовым сознанием как цель социоинжиниринга
  • Мирча Элиаде. Аспекты мифа
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Ресоматизация по Максу Шуру и двухфазное вытеснение по Александру Митчерлиху



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь