Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 38816

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Темы для рисунка можно разделить на три группы:
1) прошлое, настоящее и будущее (какой я есть, каким хотел бы быть, каким кажусь окружающим, я среди людей, моя семья, моя работа, мое самое приятное или неприятное воспоминание);
2) общие понятия, отражающие определенные ценности и явления (любовь, ненависть, зависимость, одиночество, сила и слабость, ответственность, страх, болезнь, здоровье);
3) отношения в группе (я глазами группы, мое положение в группе, наша группа, помощь, которую я жду от членов группы).

Используются также свободные темы (например, мое настроение сейчас, моя проблема) и совместное рисование группового рисунка. Для рисования используются бумага или доска, фломастеры, цветные карандаши, мелки и краски. Качество рисунков значения не имеет. Рисунок может быть выполнен в реалистическом и абстрактном стиле, изображать пейзаж или натюрморт, подражать детскому рисунку и т.д. Желательно делать на рисунке отметку «верх». Рисунки не подписываются.
На рисование обычно отводится 30 минут, затем рисунки обсуждаются. Вначале члены группы говорят о том, что, как им кажется, хотел изобразить автор и какие чувства этот рисунок вызывает. Для сохранения анонимности автор рисунка высказывает свои впечатления о нем, не признаваясь в авторстве. В конце обсуждения при желании группы можно попытаться угадать автора и попросить его поделиться своим замыслом. При этом с помощью группы автор может заметить в своем рисунке моменты, которые сам не осознавал. С другой стороны члены группы могут выявить свои проекции, когда понимают, что приписывали автору собственные проблемы.
При совместном рисовании обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада, особенности взаимодействия участников. Терапевт при интерпретации рисунка обращает внимание на содержание рисунка, способы выражения, форму, композицию, размеры, повторяющиеся специфические особенности. Излишнее использование красного цвета говорит об агрессии, темных цветов – о депрессии, пестрых цветов – о маниакальных тенденциях. Попытка скрыть свои истинные чувства проявляется в использовании светлых едва заметных тонов.
К. Маховер (2000), Дж. Остер и П. Гоулд (2000), А.Л. Венгер (2004) указывают на значение определенных характеристик изображения человека:
• слабый нажим – вялость, подавленность; сильный нажим – эмоциональная напряженность, импульсивность; карандаш рвет бумагу – гиперактивность, конфликтность, агрессивность; нажим сильно варьирует – эмоциональная лабильность; особенно сильные колебания нажима – эмоциональная неустойчивость;
• затушеванность рисунка – озабоченность, фиксация и тревожность; перекрестное штрихование – гиперконтроль, навязчивые мысли; эскизные линии с подчеркиванием наиболее удачных или стирание и исправление линий – стремление контролировать свою тревогу, перфекционизм; не доведенные до конца линии – астения или импульсивность; линии, не попадающие в нужную точку – импульсивность или гиперактивность; искажение формы линий – импульсивность; аккуратность – озабоченность, контроль угрожающего окружения; прозрачные элементы рисунка – незрелость, резкость, импульсивность;
• большие размеры фигуры – ситуационная тревога, стрессовое состояние, импульсивность, гиперактивность, экспансивность; небольшие ее размеры – депрессия, тревожность, низкая самооценка, неприспособленность; размер рисунков сильно варьирует – эмоциональная лабильность;
• рисунок расположен в верхней половине листа – повышение самооценки, перфекционизм; смещение рисунка вниз – снижение самооценки; рисунок выходит за край листа – импульсивность, страх; рисунок помещен в углу листа – подавленность; наклон фигуры на угол больше 15 градусов – нестабильность, психическая неуравновешенность;
• большое количество разнообразных деталей – демонстративность, творческое воображение; повышенная тщательность и большое количество однотипных деталей – ригидность, тревожность, перфекционизм; малое количество деталей и схематичность – астения, импульсивность, низкая эмоциональность, негативизм, интровертированность, замкнутость, подавленность; небрежность – импульсивность, низкая мотивация, негативизм; тщательность и детализация рисунков сильно варьируют – эмоциональная лабильность, разное эмоциональное отношение к изображаемым персонажам;
• карикатурное изображение – демонстративность, обычно в сочетании с негативизмом, асоциальностью или антисоциальностью или желание «закрыться»; шут, клоун – сниженная самооценка или негативное самопредъявление; король, принц и т.п. – высокий уровень притязаний; военный – агрессивность; антисоциальный персонаж или отрицательный сказочный герой – негативизм, асоциальность или антисоциальность, негативное самопредъявление; старик, старуха или нищий – подавленность; богатый или бедный – материальная озабоченность; робот, инопланетянин – интровертированность, чувство одиночества, сниженная конформность;
• вид со спины – негативизм, конфликтность; в профиль – негативизм; в три четверти – творческая (художественная) направленность; идет (бежит) или занят какой-либо работой – творческая направленность, высокая активность; сидит – творческая направленность или пассивность; лежит – пассивность или слабость, творческая направленность; укрупнение части тела – повышенное внимание к ее функции; пропуск части тела – отрицание ее функции; асимметрия правой и левой сторон тела – отсутствие внутреннего равновесия; искажения правой стороны – склонность к несоблюдению социальных норм и сложные отношения с воплощающими их людьми; большая голова – поглощенность миром воображения, концентрация на психической активности; маленькая голова – примат физической силы, низкая самооценка; нечеткое ее изображение – застенчивость; голова повернута затылком – параноидные или шизофренические тенденции; изображение головы в последнюю очередь – межличностные конфликты; тщательно нарисованная прическа – демонстративность; шляпа на голове – страх перед своей неконтролируемой враждебностью; отсутствие головы – очень высокая импульсивность и гиперактивность:
• крупные или слишком подчеркнутые уши – подозрительность, настороженность, чувствительность к критике, маленькие уши или их отсутствие – стремление отвергнуть, «заглушить» критику; особенно большие уши или нос – неудовлетворенность своей внешностью; выражение лица – наиболее информативный признак; затемнение лица – негативное самоощущение; детально прорисованное лицо – озабоченность своим внешним видом и отношением к себе окружающих; большие расширенные глаза – тревожность, потребность в защите, глаза-точки или щелочки, отсутствие глаз – высокая импульсивность, гиперактивность, негативизм, аутизация, астения, депрессия, потребность в зависимости; пустые глазницы – астения, аутизация, импульсивность, асоциальность, страхи; зачерненные глаза, темные очки – страхи; взгляд в сторону – подозрительность; тщательно нарисованные ресницы – демонстративность;
• большой рот, подчеркнутые губы – оральная активность, оральный эротизм; оскаленные зубы – склонность к вербальной агрессии; рот перекошен – негативизм; шутовская улыбка – вынужденная приветливость; рот-точка или щелочка, как и его отсутствие – негативизм, аутизация, астения, импульсивность; подчеркнутый подбородок – потребность в доминировании, слишком крупный подбородок – стремление компенсировать внутреннюю неуверенность:
• толстая короткая шея – импульсивность; длинная шея, особое внимание к пуговицам – зависимость; широкие плечи – желание чувствовать себя сильным; узкие плечи – ощущение своей слабости; квадратные – чрезмерно защитная позиция и враждебность к людям; угловатые – тревожность, покатые – уныние и чувство вины; неровные – эмоциональная нестабильность; крупное туловище – неудовлетворенность потребностей, маленькое – низкая самооценка; длинная, вытянутая фигура – астения, интровертированность, анорексия; угловатая или квадратная – уверенность или проблемы общения; особо полная фигура – недовольство своей внешностью; выделение поясничной области – сексуальная озабоченность; грубое искажение фигуры – негативизм, асоциальность или антисоциальность, острый стресс;
• длинные руки – желание побеждать и накапливать, направленность к людям; короткие руки – ограниченность стремлений, тенденция к отступлению, обращенность внутрь; изображение рук близко к телу или прижатых к нему – внутреннее напряжение, интровертированность; руки за спиной, в карманах, скрещены на груди или уперты в бока – скованность в социальных контактах, контроль враждебности, враждебность или подозрительность; широкий размах рук – энергичное стремление к действию, экстравертированность, общительность; руки прикрывают гениталии – тенденция контролировать свои сексуальные импульсы; затемнение рук – проявление агрессии; отсутствие рук – импульсивность, чувство вины за свою враждебность или сексуальность, беспомощность;
• сжатые кулаки – открытый протест; большие кулаки и острые ногти – агрессивность; большие ладони – взрывной характер, высокая неудовлетворенная потребность в общении; отсутствие ладоней – чувство неприспособленности, угнетения, неумение общаться или недостаток общения; то же в сочетании с экстравертной позой – склонность к широким, но формальным контактам; длинные пальцы – агрессивность; обозначение пальцев одной чертой или петельками – желание подавить агрессивные импульсы; кисть или пальцы зачернены – конфликтность;
• четко прорисованные ноги – уверенность; длинные ноги – астения, ранимость, стремление к автономии; короткие ноги – нарушения в эмоциональной жизни; разная длина ног – противоположные чувства, касающиеся независимости; широко расставленные ноги – экстравертированность, надежность или потребность в опоре; плотно сдвинутые ноги – интровертированность; большие стопы – стремление к безопасности или к возмужанию; маленькие стопы – зависимость, подавленные чувства; отсутствие стоп – слабая бытовая ориентация, пассивность или непрактичность; отсутствие ног – подавленность, вероятен страх кастрации; рисунок начат с ног – боязливость.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тренинговые занятия с родителями первоклассников испытывающих трудности адаптации
  • Богданова Ольга Станиславна. ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
  • Ромек В. - Тренинг уверенности в межличностных отношениях
  • Морено Дж. Техники музыкальной психодрамы
  • Михайлова Галина Николаевна. Психологический тренинг для родителей в ДОУ «Контроль над собой».
  • Программа «Удивительный мир общения» для учеников. 7-Х КЛАССЫ
  • Тематический план групповых занятий, развитие детей испытывающих трудности адаптации
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психодрама и тренинг поведения
  • Из чего складываются каналы общения с собственным подсознательным «Я»?
  • Организация групповой работы занятий "Детское общество"
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Потапова Людмила Александровна. Тренинг партнерского общения.
  • Лазарева Анастасия Викторовна. Тренинг личностного развития для детей старшего дошкольного возраста «Мой внутренний мир»
  • Макарова Ирина Петровна. Игровой тренинг на сплочение педагогического коллектива «Мы разные, но мы вместе!»
  • Отличие между здоровым и пагубным юмором в кризисной ситуации
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов "Я другой". ЗАНЯТИЕ 4
  • Зумбадзе Этери Амирановна. Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания «Вдох-выдох»
  • Обучающая программа «Введение в психологию» для учащихся 9-х классов
  • Учебная программа «Удивительный мир общения»
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Программа эмоционального развития, обучения общению и взаимодействию детей 6-7 лет. Программа занятий «Детское общество».
  • Социометрия: изучение межличностных имежгрупповых отношений. Социометрическиеиндексы ( Дж. Морено)
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов "Завершение". ЗАНЯТИЕ 5
  • Формирование эмоциональной устойчивости учащихся 7-х классов к коммуникативному стрессу. Проект психолога и педагога.
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг «Мои изменения». ЗАНЯТИЕ 3
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Пуртова Е.А. Трепалина Н.Ю. Динамические группы в обучении психотерапии: поле без флажков
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Бытотова Алёна Николаевна. Тренинг для педагогов дошкольного образования «Снятие негативных эмоциональных состояний
  • Ягнюк К.В. Техника лечения разговором или отличительные особенности психоаналитической психотерапии
  • Гребнева Вера Юрьевна. Психологический тренинг по предупреждению конфликтов. ЗАНЯТИЕ 1
  • Программа индивидуальной профилактической работы, психолого – педагогического сопровождения, несовершеннолетнего «группы риска» "Преодоление"
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Исаева Ирина Юрьевна. Тренинг для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»
  • Остович Ольга Юрьевна. Конспект психологического тренинга для педагогов «Кухня эмоциональных ресурсов. Открой в себе — себя!»
  • Ботвиньева Татьяна. Формирование вербальных коммуникативных навыков дошкольников с ТНР
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Тренинг регуляции эмоционального состояния
  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Программа эмоционально-личностного развития старших дошкольников с использованием модулей «Тропы здоровья»
  • Социально-психологическое сопровождение семьи в рамках родительского клуба в соответствии с требованиями профстандарта
  • Макарова Диана Викторовна. Занятие по «Психологии общения» для подготовительной группы «Все люди отличаются друг от друга своими качествами»
  • Ю. Н. Емельянов. О сущности лидерства. Лидер и группа. Из цикла "Психология лидерства"
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг оценки поведения в конфликтной ситуации. ЗАНЯТИЕ 2
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Две основные группы психокоррекционных методов в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися
  • Пахальян В. Э. - Групповой психологический тренинг
  • Переживание контакта с аналитиком как угрозы и уход в область относительного покоя и защиты от напряжения



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь