Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57077

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Динамика совладающего поведения от беременности к рождению ребенка наблюдается в отношении копинга, ориентированного на избегание и отвлечение. После рождения ребенка эти способы совладания с трудностями используются женщинами значительно реже, чем до рождения ребенка — во время беременности.
128
Стрессы мужчин, впервые ставших отцами
— Об отцах никогда ничего точно не знаешь... Они приходят и уходят.., — объяснил Муми-папа.
Т. Янссон
Современная российская семья находится в ситуации неопределенности. С одной стороны, в нашем обществе переходного периода происходит «ломка» старых стереотипов поведения, касающихся семейной системы, они уже не являются строго регламентированными, с другой стороны, еще не созданы те модели поведения, на которые надо ориентироваться человеку в семейных отношениях. Это может приводить к замешательству, смешению мужских и женских ролей, выполнению одним человеком множества противоречивых функций, то есть ролевому или внут-риролевому конфликту (Г. М. Андреева, Д. Майерс). В такой ситуации индивид, «занимающий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями» (Г. М. Андреева, 2000).
Относительно распределения ролей в семье было введено понятие «полоролевая дифференциация» (Ю. Е. Алешина, И. Ю. Борисов), под которой понимается степень жесткости в распределении семейных ролей. Известно, что структура семейных ролей трансформируется на различных этапах жизнедеятельности семьи. Причина этому — объективные обстоятельства: вступление в брак, рождение ребенка. Появляются новые социальные роли, которые, как правило, влекут за собой новые обязанности, изменение отношений между членами семьи. Особенно меняется ролевая структура на этапе «триангуляции» или возникновения первого треугольника в семейных отношениях (мать — отец — ребенок). Именно рождение первого ребенка принципиально перестраивает семейную структуру (Ю. Е.Алешина, И. Ю. Борисов, М. Боуэн, Г. Крайг, Р. В. Манеров, Н. Н. Обозов и др.). На этапе триангуляции в семье появляются новые социальные роли: родительские — «мать», «отец», которые накладываются на ранее имеющиеся супружеские («жена», «муж») и профессиональные роли. Таким образом, человек начинает активно функционировать в системе внутрисемейных и внесемейных социальных ролей, которые, взаимодействуя
129
друг с другом, порождают множество конфликтов, как на межличностном, так и внутриличностном уровне.
- Феномен отцовства. Ролевой конфликт в жизни мужчины (мужа и отца) на этапе триангуляции семейной структуры
Отцовству как психологическому феномену посвящено немного работ (Ю. В. Евсеенкова, И. С. Кон, Р. В. Манеров, М. Мид, Р. В. Овчарова). Большинство авторов понимает отцовство как врожденное чувство, которое побуждает мужчину поступать в отношении ребенка (или своих детей) с сопереживающей ответственностью. Отцовство определяется и просто как кровное родство между отцом и его ребенком. Однако есть и противоположная точка зрения. Исходя из многочисленных межкультурных исследований, М. Мид пришла к выводу, что одной из важнейших характеристик отцовства является его социальная детерминированность, оно — «социальное приобретение человечества» (М. Мид, 1998). Следовательно, отцовский инстинкт не носит врожденный характер, он — результат социального научения.
Современные исследователи выделяют следующие этапы онтогенеза отцовства (Р. В. Манеров, 2003).
Первый этап — формирование матрицы отцовского отношения. Помимо культурного и социального статуса мужчины, связанного, прежде всего, с культурными и семейными традициями, особенности отцовского отношения определяются еще и собственной психической историей человека. В течение онтогенеза такие виды опыта, как взаимоотношение со своим отцом (или отсутствие этих взаимоотношений), его осмысление и интерпретация, особенно в связи с сексуальной жизнью и супружеством, влияют на отношение отца к своему ребенку, к своему отцовству.
130
Второй этап — начало собственно психологической адаптации к отцовской роли, начало формирования Я-концепции отца. Он начинается с момента, когда мужчина узнает, что его супруга беременна. Реакция мужчины на это известие во многом определяется тем, как прошел первый этап, то есть, как сформировалась матрица отцовского отношения. В Кемерове было проведено исследование, в ходе которого проверялась гипотеза о том, что этапы формирования отцовской сферы должны иметь свои особенности и не соответствуют этапам формирования материнской сферы. Эта гипотеза нашла свое подтверждение, были получены такие результаты: большинство женщин впервые ощущают себя матерями в период беременности, а мужчины — уже после рождения ребенка. Изменения в эмоциональ -ной сфере беременной женщины, выражающиеся в защитных реакциях как регресс, инфантилизм, «запускают» в мужчине — будущем отце, стремление заботиться и опекать, демонстрировать по отношению к беременной жене те чувства и ответственность, которые он будет проявлять по отношению к ребенку (Ю. В. Евсеенкова, 2002).
Третий этап связан с родами и появлением ребенка на свет.
И наконец, последний, четвертый этап отмечен тем, что отец включается в процесс ухаживания за ребенком. На этом этапе муж -чина впервые ощущает себя отцом, но именно этот период является одним из наиболее сложных, стрессовых в его жизни.
Рождение ребенка приводит к существенной традиционализа-ции позиций обоих супругов, когда жена выполняет сугубо женские дела и обязанности, связанные с семьей и домом, а муж — мужские, связанные, прежде всего, с работой. Пока ребенок совсем маленький, такое распределение обязанностей относительно оправ -дано в глазах обоих супругов. Отмечают, что снижение удовлетворенности браком достигает максимума к тому времени, когда ребенку исполняется 3—4 года, и уход за ним, даже с точки зрения обыденного сознания, уже не требует каких-то сугубо женских качеств (Г. М. Андреева, 2000; Н. I. McCubbin, С. R. Figley, 1983). В этот период отпуск по уходу за ребенком оканчивается, и на жен -щину в нашей стране ложится двойная нагрузка: чаще всего независимо от своего желания она вынуждена выйти на работу и в то же время продолжает выполнять подавляющее большинство дел по дому. Естественно, что такая ситуация не устраивает женщину, к тому же, выход на работу усиливает ее маскулинные ориентации, что также способствует росту активности и потребности в измене -
131
нии семейной ситуации. В сущности, единственный способ решения этой проблемы — активная включенность мужа в дела семьи. Но такое кардинальное изменение его позиции весьма затруднено в связи с целым рядом факторов предшествующей социализации, не подготовившей мальчика к активному участию в семейных делах. Уже сложившееся в семье традиционное распределение ролей и обязанностей, преодолеть инерцию которого непросто, и, наконец, социальная ситуация в целом, где работа (и, прежде всего, работа мужчин) больше ценится, приводит к тому, что поступиться своей «социальной позицией», переориентироваться на семью мужчине оказывается сложно. Другими словами, современный российский мужчина не готов занять активную позицию в семье вследствие своей особой социализации, основанной на стереотипных представления о роли мужчины. В результате этого он оказывается в ситуации ролевого конфликта и переживает стресс.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Татьяна Гунина. Значение семьи в жизни человека
  • Тяблина Инна Николаевна. Взаимосвязь супружеских и детско-родительских отношений
  • Н.Н. Обозов. Любовные, семейно-брачные и родственные отношения. Супружеская совместимость и притирка характеров
  • Маргарита Исакова. Консультация 'Семья'
  • Чалдаева Е.В. Системная семейная терапия подростка с отклоняющимся поведением
  • Наделяева Галина. Конспект ООД: «Семья и семейные ценности»
  • Гусарова О.И. Применение принципов краткосрочного психологического консультирования в смешанном консультировании по вопросам семьи и брака
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Афанасьева М. Особенности структуры семьи в современном культурном контексте. Возможности консультирования
  • Асевова Лайла. Проект «Моя семья» старшая группа
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования
  • Кандакова Любовь Александровна. «Совместный отдых – путь к семейной гармонии»
  • Гусева Ольга Николаевна. Методическая разработка для старшего дошкольного возраста «Бабушка – душа семьи»
  • Кудинова Ирина Борисовна. Сказкотерапия как средство формирования семейных ценностей
  • Секс после свадьбы: есть ли он?
  • Калашникова Юлия. Взаимодействие семьи детского сада
  • Наталья Викторовна Лыкова. Акция 'Семейное гнездышко' (праздник День Семьи)
  • Михайлова Ольга Владимировна. Конспект НОД детей в 1 младшей группе «Моя семья»
  • Редактор. Праздники с детьми — День семьи для детей
  • Житихина Анна Викторовна. Образовательный проект «Моя семья!» в подготовительной группе
  • Кашина Мария Юрьевна. Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности «ЗНАМЯ СЕМЬИ — ЛЮБОВЬ»
  • Охезина Ольга Александровна. Развлечение для дошкольников «Моя семья»
  • Дроздова Евгения Григорьевна. Консультация для родителей «Важность семейных традиций в воспитательной деятельности»
  • Шарфф Д.Э. Динамика внебрачного секса
  • Эмпирические исследования взаимодействия стиля семейного воспитания и эмоционально-личностных особенностей старших дошкольников
  • Райш К. Пара в кризисе: психоаналитическая терапия пар
  • Кодола Лариса. Занятие по самопознанию в старшей группе: «Я и моя семья»
  • Шушлебина Елена Валерьевна. Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании маленького гражданина»
  • Козлова Ирина Константиновна. Сценарий спортивного досуга с родителями «Счастливы вместе»
  • Криттенден П. Трансформация отношений привязанности в юности
  • Толокольникова Надежда Николаевна. Непосредственно – образовательная деятельность с детьми во второй младшей группе Тема «Моя семья»
  • Карлин Е. А. Проблема совмещения индивидуальных и общих интересов в супружеской жизни
  • Борисова Алла Витальевна. ПРОЕКТ «Семьей дорожить-счастливым быть»
  • Сатир Вирджини. Почему семейная терапия
  • Васильева Галина Валерьевна. Мир «неблагополучной семьи» глазами самого ребенка
  • Кокурина Надежда Васильевна. КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Ромашковое счастье»
  • Тимкина Наталия Валерьевна. Праздник на День Семьи 'Наша дружная семья'
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Ольга Мягкова. Взаимодействие ДОУ и семьи. Обобщение опыта
  • Морозова Марина. Психология семьи. Алкогольная зависимость
  • Шатова Марина. Дидактическая игра 'Герб моей семьи'
  • Калин Ольга. Консультация для родителей дошкольников: «Роль семьи в развитии ребенка»
  • Денисова Галина Петровна. Проект «Наша дружная семья»
  • Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна. Сценарий праздника «Моя семья – моя радость»
  • Вильданова Лира Рауфовна. Эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Пустовая Елена Николаевна. Сценарий мероприятия «Семья – место, где ценят, любят, берегут»
  • Харина Елена Георгиевна. «Наша дружная семья». Сценарий праздника, посвящённый Дню семьи, любви и верности
  • Горностай П. П. Сильная женщина, слабый мужчина? (Семейные игры и сценарии)



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь