Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61490

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ую конкретность и однозначность, которая совсем не соответствует тонкости обсуждаемых нами нюансов».
Хрупкость загрязнений
Далай-Лама заметил, что у Оуэна Фланагана тоже есть вопрос, и знаком попросил его говорить. «Ваши слова меня озадачили, — признался Оуэн, — и я хотел бы попросить пояснений как у Его Святейшества, так и у Маттье».
Сначала Оуэн выразил свое согласие: «Маттье указал на проблему с реификацией „Я", и я полагаю, что теперь западные философы признают существование этой проблемы. И все же в нашей культуре существует очень древняя вера в существование того, что мы называем „эго", „Я" или самостью.
Аргумент, который вы привели в одной из ваших работ, — сказал Оуэн, обращаясь к Далай-Ламе, — аргумент, который Маттье использовал сегодня утром, а также те философские аргументы, которые мы с моими коллегами приводим в Америке, базируются на выводе о том, что верить в существование перманентного „эго" или самости было бы ошибкой. Это же подтверждают исследования человеческого тела, результаты изучения работы разума и его взаимодействия с окружающим миром. Это такая форма аргументации, к которой уже привыкли западные ученые, работающие в области когнитивной психологии и философии сознания».
Затем он подверг критике выступление Маттье, который, по его мнению, перепрыгнул с оценки продвинутых медитативных методик на рассуждения об основополагающей природе человека. «Когда Маттье говорил о сияющей ясности сознания, он привел второй аргумент, из которого следует, что стоит человеку овладеть определенными медитативными практиками или приемами, как он сразу почувствует в себе способность освободить свой разум от всех загрязняющих эмоциональных состояний. Из этого он сделал вывод, что загрязняющие, или деструктивные, эмоции не являются неотъемлемыми составляющими сознания.
У меня вызывает сомнение логичность такой аргументации. Я готов согласиться с тем, что существуют медитативные практики, которые обладают способностью самопроверки, в том смысле, что если мой разум очищен от всякого содержания, значит, применительно ко мне этот вывод является правильным. Однако попытка основывать на этой технике любые заявления, касающиеся неотъемлемых частей разума, выглядит неубедительной. Если бы я мог очистить мой разум от деструктивных и позитивных эмоций, от всех конкретных мыслей и ощущений, то такая логика привела бы к выводу о том,
что ни одно из вышеперечисленных состояний не является неотьемлемой частью разума. Мне интересно, согласятся ли с этим Его Святейшество и Маттье».
Далай-Лама улыбался, с нетерпением ожидая возможности взять слово. Вот что он ответил: «Проблема, с которой мы столкнулись, — это, главным образом, проблема семантики. Когда буддисты говорят о том, что загрязнения разума не являются неотъемлемой его частью, они вовсе не пытаются утверждать, что эти загрязнения не являются естественными. Точно так же, как любые другие свойства разума, эти загрязнения присущи разуму изначально. Суть в том, что загрязнения не сумели проникнуть вглубь того, что мы называем сияющей природой разума, которая рассматривается нами как самый фундаментальный его аспект.
Данное утверждение основано на нескольких исходных посылках. Первая из них — фундаментальной природе разума свойственна сияющая ясность. Вторая — воздействующие на нас загрязнения являются продуктами изначально искаженного способа восприятия мира. В силу этого у них нет прочной, стабильной опоры — они не основаны на реальности, и это делает их хрупкими.
Кроме того, мы верим в существование сильных противоядий, которые позволяют человеку бороться с этими загрязнениями и разрушать скрытую под ними основу. Эффективность этих противоядий обеспечивается их соответствием реальности. И наконец, самое главное заключается в том, что эти сильные противоядия являются свойствами разума, из чего следует, что если вы будете их развивать и культивировать, то сможете сделать их еще более эффективными. Поэтому если рассматривать все эти посылки в совокупности, то можно прийти к выводу о том, что избавиться от этих загрязнений в принципе можно».
Оуэн остался доволен. «Вот почему я и хотел прояснить этот нюанс. Ваше пояснение окажется для нас очень полезным, поскольку многие из присутствующих собираются говорить о природных характеристиках разума. Вопрос в том, смогут ли обе стороны продемонстрировать необходимую гибкость позиций и взглядов, ведь мы можем очень многому научиться друг у друга».
«Прилипалы» разума
Далай-Лама продолжил: «Кроме того, ментальные загрязнения можно разделить на две большие группы. Название первой лучше перевести как коннативные (со- возникающие), чем иннативные (врожденные). Коннативные значит „появившиеся вместе" или „зародившиеся одновременно". В буддийской традиции принято считать, что с самого начала безначального времени разум обременен этими ментальными загрязнениями, зародившимися одновременно с ним.
Но есть еще один класс приобретенных ментальных загрязнений; вы „обрастаете" ими в процессе жизни; они подобны ракушкам на днище корабля, бороздящего океаны. Кто-то может накопить их очень много, а кто- то очень мало».
Мне кажется, он хотел сказать, что к числу этих приобретенных ментальных загрязнений относятся не только те, которые в психологии принято называть невротическими привычками, но и любые усвоенные в процессе обучения искаженные убеждения. Они могут включать, например, веру в природное превосходство социальной или расовой группы, к которой принадлежит человек.
«Однако загрязнения обоих типов, — продолжил Далай-Лама, — как коннативные, так и приобретенные, можно отделить от изначальной природы разума. Эта
сияющая природа разума является не каким-то возвышенным состоянием, которого можно достичь в результате тренировок, а первобытным, фундаментальным и жизненно необходимым. Если мы рассмотрим изначальную природу когниции или ума, то обнаружим два явно выраженных аспекта. Первый — это простое получение знания, сам факт получения информации, и мы называем его ригпа, простым знанием. Второй аспект — это сияющая ясность, фактор осознавания, способствующий рождению образов, так сказать, „создатель формы".
Простое получение знания, ригпа, лежит в основе фундаментальной природы когниции. Однако фундаментальная сияющая ясность затуманивается ментальными загрязнениями, которые по самой своей природе являются ошибочными и затемняющими — искаженным знанием. И поэтому они неконгруэнтны (не совпадают) с природой самой когниции, из чего следует, что когниции и ментальные загрязнения можно отделить друг от друга».
Возможно, имея в виду трех учителей медитативной школы дзогчен, сидевших за его спиной (это были Мин- гьюр Ринпоче, Тсокнуй Ринпоче и Согьял Ринпоче), а также нескольких представителей Запада, которые обучались вместе с ними, Далай-Лама мимоходом добавил: «Если кто-то из вас хочет меня поправить, скажу сразу, что мы не рассматриваем концепцию ригпа в том значении, которое придает ему школа дзогчен, то есть первобытного, изначального осознавания. Сейчас мы не выходим за рамки общей буддийской психологии, где ригпа попросту означает „когниция"».
Разные загрязнения — разные противоядия
Далее Далай-Лама объяснил, как с помощью такого анализа механизмов разума можно выработать целый арсенал стратегий борьбы с загрязняющими эмоциями.
«Итак, мы считаем, что для разных ментальных загрязнений существуют разные противоядия. Некоторые из этих противоядий стимулируют воображение, с помощью которого можно создать эффективные средства противодействия ментальным загрязнениям. Такая образная медитация не связана с восприятием реальности.
Однако существует множество других медитативных процедур для борьбы с конкретными ментальными загрязнениями посредством тесного соединения с самой реальностью. Если вы сумеете верно соединиться с реальностью, то затем сможете прямо противопоставить ее ментальным загрязнениям, изначально основанным на ложном восприятии природы реальности, и уничтожить их.
С точки зрения стадии развития ментального состояния человека — например, неумеренного гнева — арсенал контрмер, в которых задействуется та или иная форма воображения для его подавления, необычайно велик. Однако все они являются лишь временными мерами и только подавляют симптомы, не излечивая от болезни. Если вы действительно хотите искор



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь