Самохвалов Виктор Павлович. Психиатрия.

Категория: Психиатрия, Учебные пособия | Просмотров: 54379

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

4.8 Стресс и реакция на стресс

В 1956 году Selye опубликовал свою концепцию стресса, под которым он понимал «специфическую реакцию на неспецифические воздействия на биологические системы». Основной синдром стресса стал называться синдромом «напряжения-бегства», или основной адаптационный синдром. Он описал три фазы этого синдрома: 1) стадия напряжения, в ходе которой отмечаются симптомы физиологического ответа, 2) стадия резистентности, или стадия адаптации к стрессору, 3) стадия истощения, в которой ресурсы адаптации истощаются, если воздействие стрессора продолжается. В качестве стрессора могут выступать изменение физических условий, боль, психологическое воздействие. По степени интенсивности стрессорного воздействия психологических факторов рейтинговая шкала выглядит таким образом: на первом месте стоят смерть близких родственников, развод, разлука, собственные болезни, далее — утрата работы, изменение социального статуса родственников, ссоры с близкими и друзьями, выход на пенсию, свадьба дочери (для отца) и сына (для матери), перевод в другую школу (для ребенка). К стрессорам относятся даже праздники. Реакция на стресс зависит от конституции и темперамента, личной истории стрессов, перенесенных ранее, психологической устойчивости и соматического здоровья.

Таблица 5. Синдром «напряжения-бегства»
Начальные симптомы
Гипоталамус Стимуляция симпатической нервной системы
Симпатическая нервная система Стимуляция надпочесников
Надпочечники Выброс адреналина и норадреналина
Глаз Расширение зрачка
Слезные железы Увеличение секреции
Дыхательная система Расширение бронхов, увеличение частоты дыхания
Сердечно-сосудистая система
Увеличение силы и частоты сердечных сокращений, повышение артериального давления, увеличение силы сердечного выброса
Желудочно-кишечная система Снижение секреции и спазм сфинктеров
Печень Повышение гликогенолиза, снижение синтеза гликогена
Мочеполовая система
Мочевой пузырь сокращается, сфинктер расширяется
Слюнные железы Возрастает секреция
Жировые клетки Липолизис
Дальнейшие симптомы
Гипоталамус Стимуляция секреции
Надпочечники Стимуляция адреналина, повышение глюкокортикоидов, подавление иммунного ответа, повышение минералокортикоидов, повышение ретенции жидкости. Повышение артериального давления, стимуляция щитовидной железы и обмена липидов, первоначальное увеличение половых гормонов, затем их снижение и снижение либидо.

В обыденной жизни устойчивость к психологическому стрессу может быть обеспечена за счет тренировки к физическим стрессорам, например с помощью физического напряжения (гимнастики) или закаливания. Адаптивными стратегиями для снятия стресса являются: расслабление с регуляцией частоты дыхания, вращение и качение, релаксация, медитация, возможность высказать свои проблемы третьему лицу, музыка и домашние животные, общение с которыми способствует снятию остроты стресса. Уровень стресса при психических расстройствах колеблется от паники к тревоге и низкому уровню. Однако внешнее отсутствие реакции на стресс не означает реального отсутствия такой реакции, поскольку за внешним безразличием может быть гиперсензитивность.

4.9. Патография и историогенетическая интерпретация

Патографический метод представляет собой комплексное описание личности, с акцентом на проявления у нее психопатологических особенностей. Патографическое описание предполагает использование таких материалов, как особенности творчества, автобиографии, дневники, отчеты и воспоминания современников, генеалогические данные. Столь обширные данные можно получить не всегда. Поэтому наиболее полны патографии замечательных личностей, в частности, достаточно подробно описаны они у А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Петра Первого, императрицы Елизаветы, Ван Гога, Гельдерлина и Гете, Гойи и Чюрлениса, Врубеля и Наполеона, а также многих других. Не случайно в психиатрии считается, что описание и самоописание психопатологических состояний одного гения может дать больше, чем описание сотни пациентов. Патографические описания обычно носят ретроспективный характер, поэтому учитывают характер эпохи и ее толерантность к аномальному поведению. Патографические описания имеют и большой этический смысл, поскольку позволяют пациентам понять, что они не одиноки в своих страданиях.
Историогенетический подход позволяет понять причины меняющегося отношения к проявлениям аномального поведения с позиции динамики культуры. Хотя наше актуальное поведение и проявления психических расстройств реализуются в настоящее время, они часто повторяются в той же форме, что и много поколений назад; в другом случае возникают совершенно новые формы расстройств, к которым трудно подобрать аналоги. Например, динамика диссоциативных расстройств была практически исчерпана к середине XX века, в контексте искусства появилась практика «шизоанализа», как некой новой реальности расщепления под воздействием культуры. Возникли совершенно новые явления зависимости от компьютерных игр и синдромы «сгорания». Тем не менее распространенность основных «больших» психозов остается неизменной, хотя их клиническое выражение постоянно трансформируется культурой.

4.10. Психиатрическая герменевтика

Герменевтика — наука об истолковании. Психологическая герменевтика занимается истолкованием переживаний, а психиатрическая — психопатологических переживаний. Всякое переживание вне зависимости от его нормативности может быть истолковано множеством способов, например, исходя из его биологии, культурального контекста, адаптивности, метафоричности, текстуально и т. д. Кроме того, следует истолковывать не только то, что фиксирует психиатр, но и тот материал, который фактически представляет пациент, например, его высказывания. Между двумя этими истолкованиями может быть значительное расхождение. Например, истолкование психиатром психического состояния пациента соответствует умеренному депрессивному эпизоду. Фактическое описание и истолкование пациентом своего состояния выглядит следующим образом. «После того, что произошло, жизнь кажется мне бессмысленной». Углубление врачом в вопрос о том, что произошло и что понимает пациент под «смыслом жизни», будет неоднозначным, поскольку он не просто должен оценить адекватность «произошедшего», но и сравнить «смысл жизни» пациента с теми смыслами существования, которые существуют в данной культуре.
Психиатрическая герменевтика позволяет соединить объяснение психиатром переживания самому пациенту с попыткой проникновения в переживание, то есть его пониманием. Для этих целей необходимо использовать данные всех вышеперечисленных интерпретаций.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Казаковцев Б.А. Психические расстройства и расстройства поведения.
  • Кровяков В.М. Психотравматология.
  • Автономов Д.А. Игровые автоматы – тест Тьюринга успешно пройден?! Клинико-феноменологическое описание психических переживаний патологических игроков
  • Балабанова Е.А. Страх сумасшествия в клинике тревожно-фобических расстройств
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Классификация психических расстройств - Автор неизвестен.
  • Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков.
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология терапии психосоматических расстройств
  • Бек Аарон, Фримен Артур. Когнитивная психотерапия расстройств личности.
  • Голдсмит Г.Н.. Подходы к лечению нарциссических расстройств: Кохут и Кернберг
  • Можгинский Ю.Б. Эмоциональные основы агрессии
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Ермошин А. Ф. Геометрия переживания: экспресс-тест «Конструктивный рисунок человека» в психотерапевтической практике.
  • Пушкарева Т.Н. Психодинамическая диагностика депрессивных расстройств
  • Завилянский И.Я., Блейхер В. М., Крук И. В., Завилянская Л. И. - Психиатрический диагноз
  • Романовский В.А. Психогении. Невротические реакции, неврозы, невротические развитие.
  • Исаев Д. Н.- Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей
  • Душевная болезнь; психическое расстройство; Mental illness; Geistkrankheit
  • Ледина Ирина Олеговна. Некоторые аспекты коррекции нарушений поведения в процессе логопедической работы с детьми.
  • Гроф С. ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами.
  • Батищева Елена Ярославовна. «Молчуны» поневоле.
  • Шевченко В.А., Топорнина Н.А., Стволинская Н.С. Генетика человека
  • Нейропсихиатрия; neuropsychianry
  • Умецкая Екатерина Владимировна. Организация работы по предупреждению и коррекции речевых расстройств.
  • Понимание психосоматических нарушений применительно к целям телесно-ориентированной психокоррекции
  • Теория личностных профилей Фландерс Данбар
  • Ресоматизация по Максу Шуру и двухфазное вытеснение по Александру Митчерлиху
  • Коррекция немотивированной агрессии у детей.
  • Гурьева В. А. - Психогенные расстройства у детей и подростков
  • Старшенбаум Геннадий - Психосоматика и психотерапия. Исцеление души и тела
  • Соколова Людмила Викторовна. Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР.
  • Недоверчивость делает людей более одинокими
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Сазанов А.А. Основы генетики
  • Автономов Д.А. Исследование обстоятельств приобщения, мотивации и отношения к участию в азартных играх у пациентов на разных этапах формирования зависимости
  • Старовойтов В.В. Салливан Гарри Стэк
  • Госпитализм; hospitalism
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Исследование Айзенком эффективности лечения невротических расстройств
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Нардонэ Дж. Страх, паника, фобия: Краткосрочная терапия
  • Концепции психосоматических нарушений ориентированные психофизиологически
  • Грин А. Психиатрия.
  • Редактор. Кому нужен психолог в детском саду?
  • Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства.
  • Степанова Марина Юрьевна. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАС ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь