Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 54632

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ности символов, степени их неожиданности и смыслового значения, субъективной ценности содержания и др.). (В.Д.Глезер и И.И.Цукерман, Б.Ф.Ломов, Л.А.Чистович и др.).
В рамках деятельностного подхода складывается представление о том, что формирование образа восприятия выступает как результат осуществляемых субьектом «активных, сменяющих друг друга перцептивных действий и операций («стратегий»)» [73, с. 25]. С этих позиций восприятие рассматривается как «система перцептивных действий», направленных на решение перцептивных задач (Л.А.Венгер, Н.Ю.Вергилес, В.П.Зинченко и др.).
Продолжались исследования развития и соотношения сенсорных систем: зрения и движения, восприятия предметов зрением и осязанием, влияния слуховых ощущений на развитие моторных функций (А.В.Запорожец, В.П.Зинченко, В.Ю.Вер-гилес, Е.А.Андреева, А.Гучас и др). Процесс восприятие исследуется с системных позиций, как целостный перцептивный акт, возникающий в результате взаимодействия субьекта и обьек-та (В.А. Барабанщиков).
Исследование мнемических процессов выходит за рамки изучения «механической» и «логической» памяти. Предметом исследования становятся кратковременная, долговременная и оперативная виды памяти. В ряде работ, выполненных под руководством Зинченко, различные аспекты памяти рассматриваются в русле теории информации: исследуется соотношение объема памяти и количества информации, зависимость оперативной памяти от характера обработки материала, от перекодирования единиц информации в более крупные оперативные единицы, влияние на кратковременную память характера задач (познавательной и мнемической), а также способов деятельности (Г.К. Середа, С. Бочарова, П.Б. Невельский, Н.И. Рыжов, Г.В. Репкина и др.). В работах Зинченко разрабатывается проблема изучения объема кратковременной памяти в условиях подпорогового накопления информации. При помощи микроструктурного метода им и его сотрудниками были получены количественные характеристики функциональных блоков, участвующих в переработке информации. В ряде работ исследуется связь памяти с личностью и деятельность; мнемический процесс рассматривается как последовательность осуществления мнемических действий (Смирнов, Зинченко, Бочарова, В.Я. Ляудис и др.).
143
В области психологии мышления значительное место занимают работы, посвященные вопросам проблемного и творческого мышления, интуиции и интеллекта (Я.А.Пономарев, В.Н. Пушкин, К.А.Славская, А.Н.Соколов, О.К.Тихомиров, А.В. Брушлинский).
Предметом острой дискуссии становится проблема специфики человеческого и машинного («искусственного») интеллекта, возникшая как результат развития электронно-вычислительной техники и связанного с этим стремления представить процессы человеческого мышления по аналогии с работой сложных технических устройств.
Принципиальный характер приобретает решение вопроса о природе мышления. Так, Брушлинский обосновывает идею о том, что мышлению свойственней всегда творческий характер, откуда вытекает неправомерность деления мыслительной деятельности на репродуктивную и продуктивную [29]. Противоположное мнение отстаивал Пушкин, выделявший особую эвристическую деятельность, отличную от интеллектуальных операций и автоматизмов, выработанных в ходе обучения и развития [116].
Большое количество работ посвящено изучению мыслительной деятельности как процессу решения задач (В.Н.Пушкин, Л.Л.Гурова, А.В.Скрипченко, Ю.М.Забродин, О.К.Тихомиров, А.Н.Карпов и др.), итогом чего явилась характеристика сторон или стадий решения задач, выявление функций разных видов действий (перцептивных, графических, практических). Продолжалась разработка практического (Завалишина), оперативного (Пушкин) и технического (Т.В.Кудрявцев, И.С.Якиманская) мышления.
Потребности обучения обусловили актуальность разработки вопросов проблемного обучения (мышления), получивших всестороннее освещение в цикле исследований, выполненных под руководством А.М.Матюшкина. Под влиянием процессов компьютеризации начинается изучение особенностей усвоения знаний, решения задач учащимися в условиях программированного обучения, в системе «ребенок-компьютер» (Рубцов В.В.). Осуществляется поиск и исследование путей эффективного освоения знаний путем целенаправленного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.). К области исследования мышления примыкают работы по вопросам психологии языка и речи, в которых рассмотрена взаимосвязь внутренней речи и мышления (А.Н.Соколов; Б.Ф.Ба-
144
ева), психология письменной и устной речи (И.Е.Синица), психофизиологические и психологические механизмы речепорож-дения (Т.Н.Ушакова, В.А.Артемов, Н.И.Жинкин, И.А.Зимняя), проблемы психолингвистики (А.А.Леонтьев, А.А. Брудный и др.), обосновывается диалогический характер внутренней речи (Г. Кучинский) и др.
Следует отметить, что в соответствии со сложившимся пониманием природы психических явлений ведущим методическим приемом изучения психических процессов в течение длительного времени являлось их рассмотрение в контексте деятельности, на основе схемы «субъект—объект», что способствовало преодолению функционализма в психологических исследованиях и позволяло выявить реальные механизмы, лежащие в основе психической активности. Но в реальной действительности деятельность человека не является изолированной. Будучи общественным субъектом, человек включен в систему общественных связей и отношений, в контексте которых происходит формирование его психических свойств и характеристик. Моделирование данного аспекта в условиях эксперимента требовало введения в экспериментальную ситуацию наряду с деятельностью также непосредственного субъект-субъектного взаимодействия ее участников. Впервые в 70-80-е гг. эту задачу решает Б.Ф.Ломов, под руководством которого начинает разрабатываться общепсихологический аспект проблемы общения: в контексте общения исследуется широкий спектр психических явлений — восприятие сигналов и процессы шкалирования, распознавание объекта и его визуальный поиск, воспроизведение и запоминание материала, решение мыслительных задач, в том числе творческих, и формирование понятий (Ломов Б.Ф., Брушлинский А.В., Беляева А.В., Носуленко В.Н., Кольцова В.А., Пономарев Я.А., Обозов Н.Н. и др.).
3.2.3. Формирование новых направлений и отраслей психологии
Наряду с традиционными направлениями, начиная с 60-х годов, в психологической науке в СССР получают развитие новые отрасли психологической науки, оказавшие существенное влияние как на разработку общепсихологических проблем, так и на решение практических задач.
145
Особенно бурно развивается в эти годы инженерная психология. Освоение космоса, развитие новой техники, автоматизация производства ставили новые задачи перед человеком и выдвигали новые проблемы перед психологией. Разработка вопросов взаимодействия человека с техникой нового поколения составила главное содержание инженерной психологии. Проблема «человек и техника» становится одной из наиболее интенсивно и всестороннее разрабатываемой как на методологическом, так и на практическом уровнях.
Начало инженерно-психологическим исследованиям было положено в Ленинградском университете, где была организована первая лаборатория инженерной психологии, возглавляемая Б.Ф. Ломовым. Эти проблемы разрабатывались также в ряде других научных центров (Д.А.Ошанин, В.П.Зинченко, В.А.Пономаренко, В.А.Бодров,А.И.Галактионов, В.М.Мунипов, Г.М.Зараковский м др.). Обобщение достижений инженерной психологии отражено в монографии Б.Ф.Ломова «Человек и техника» (1963 и 2-е изд. 1966), в коллективном труде «Инженерная психология» под ред. А.Н.Леонтьева (1964), в сборниках «Проблемы инженерной психологии» Ленинградского отделения Общества психологов (1964, 1965, 1966), в сборниках «Психология и техника» (1965) и «Система «человек и автомат»» (1965) под ред. Д.А. Ошанина, в трудах по эргономике (В.П.Зинченко, В.М.Мунипов и др.).
В инженерной психологии человек мыслился как подсистема единой системы «человек-машина», отсюда вытекали следующие проблемы: распределение функций между человеком и машиной; психологические и физиологические аспекты управления человеком техническими средствами; структура деятельности оператора (индивидуальная и групповая) и факторы ее эффективности; процессы приема и переработки человеком информации в условиях сложных автоматизированных систем и т. д. Эти задачи, тесно связанные с исследованием широкого круга общепсихологических проблем, были нацелены на повышение надежности и эффективности системы «человек-машина», включая как технические звенья, так и самого человека.
Другое направление практически ориентированных исследований, возникших в этот период, представлено новой отраслью — космической психологией, возникшей как естественное продолжение исследований в авиационной психологии
146



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Петровский А., Ярошевский М. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Гончарова Ирина Ивановна. Развитие социальной компетентности у старших дошкольников.
  • Журавлева А.Л. Социальная психология. Под редакцией
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Петровский Вадим, Петровский Артур. Три ипостаси "Я" и искусство развивающего общения
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Социометрия: изучение межличностных имежгрупповых отношений. Социометрическиеиндексы ( Дж. Морено)
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Климчук Ирина Васильевна. Образовательная статья «Влияние совместной ИЗО деятельности на социально-коммуникативное развитие старших дошкольников»
  • Евтихов О.В. Психология управления персоналом: теория и практика
  • Галина Петрова. Трудовая деятельность, как условие формирования социальной компетентности дошкольников
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Урбанович А. А. - Психология управления. Учебное пособие.
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Петровский А.В. Общая психология
  • Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. - Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Обухова Л. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ
  • Программа эмоционального развития, обучения общению и взаимодействию детей 6-7 лет. Программа занятий «Детское общество».
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Повышева Галина Михайловна. Деятельность педагогического коллектива по социализации ребенка, имеющего отклонения развития
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Дмитрий Петухов. Психодиагностический тест Круг
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Лариса Кирьякова. РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Михеева Екатерина Александровна. «Использование социо — игровой технологии в формировании социально — коммуникативных навыков дошкольников»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь