Айламазьян А.М. (ред.) Метод беседы в психологии.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 19823

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Этот процесс связан с ослаблением действия когнитивных схем переживания. От застывшего толкования опыта, который воспринимается как внешние факты, клиент движется к развивающимся, свободно изменяющимся толкованиям смысла опыта, к структурам, которые изменяются после каждого нового опыта.
Имеется и изменение отношения индивида к своим проблемам. На одном конце континуума проблемы не узнаются и нет желания их изменить, Постепенно появляется осознание, что проблемы существуют* На более поздней стадии имеется осознание, что индивид способствовал возникновению этих проблем, что они не возникли откуда-то извне* Все возрастает чувство личной ответственности за решение этих проблем, Еще дальше по шкале континуума находится проживание или переживание каких-то аспектов этих проблем. Человек субъективно живет своими проблемами, чувствуя ответственность за то? что он сделал для их развития.
Наблюдаются также изменения в том, как индивид относится к другим людям. На одном конце шкалы континуума индивид избегает тесных отношений, которые воспринимаются им как опасные. На другом конце шкалы континуума он живет открыто и свободно, будучи в различных отношениях с терапистом и другими людьми, управляя своим поведением в этих отношениях на основе непосредственных переживаний.
В общем процесс движется от статичности, где все элементы и нити различимы по отдельности, к текучим пиковым моментам психотерапии, в которой все эти нити нераздельно сплетаются вместе. В новом переживании с его непосредственностью настоящего момента чувство и познание переплетаются, «Я* субъективно присутствует в опыте, волевой акт — это просто субъективное следование гармоничному балансу организма- Таким образом, когда процесс достигает этой стадии> человек становится единым движением, единым течением. Он изменился, но что кажется наиболее важным, он стал интегрированным процессом изменений.
Приложение 2
К. Р. Роджерс
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПОМОГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ1
У меня давно было сильное убеждение — некоторые могут назвать его навязчивой идеей, — что отношения во время психотерапии являются лишь особым видом межличностных отношений вообще и что во всех таких отношениях имеют место одинаковые закономерности. Это была тема, которую я выбрал для выступления перед собранием персонала Американской ассоциации кадров и направляющей помощи в Сент Луисе в 1958 году.
В этой работе я провожу разделение на субъективное и объективное, что является важной частью моего опыта в последние годы. Мне очень трудно создать работу, которая или полностью объективна, или полностью субъективна. Далее если я не могу примирить оба эти мира, я хочу их подробно сопоставить.
* * *
Мой интерес к психотерапии пробудил у меня интерес ко всем видам помогающих отношений. Под этим термином я понимаю отношения, в которых по крайней мере одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, развитии зрелости, в умении ладить с другими* Под * другими» под-
1 Роджерс К.Р. Вагляд на психотерапию. Становление человека* NL: Издательская группа «Прогресс*, «Универс», 1994. С. 81—100,
______________________...______________197
разумевается один человек или группа. Выражая это иначе> можно сказать, что помогающие отношения могли бы быть определены как такие, в которых один из участников имеет в виду, что скоро у одного или обоих членов отношений должна появиться более высокая оценка своих данных, умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности индивида.
Сейчас очевидно, что такое определение охватывает широкий спектр отношений, способствующих развитию* Оно, конечно , включает отношения между матерью и ребенком и между отцом и ребенком. К нему относятся отношения между врачом и пациентом, Под это определение подойдут отношения между учителем и учеником, хотя многие учителя не согласятся с тем, что их целью было способствовать развитию ученика. Это определение включает почти все отношения «консультант — клиент* в психотерапии независимо от того, говорим ли мы о консультировании в образовании, профконсультировании или консультировании относительно личных проблем. В последние входит широкий спектр отношений между психотерапевтом и госпитализированным психопатом, терадистом и невротической личностью или личностью с проблемами, а также отношения между терапистом и все увеличивающимся числом так называемых «нормальных* индивидов, которые приходят на психотерапию , чтобы улучшить свою жизнедеятельность или ускорить свое личное развитие.
Это отношения большей частью «один—один». Но следует также пр думать о многочисленных отношениях «один—группа* , которые также предназначены для установления помогающих отношений. Некоторые управляющие полагают, что их отношения со служащими должны стимулировать их развитие, хотя другие не ставят такой цели. К ним же относятся отношения между руководителем психотерапевтической группы и самой группой, а также отношения между консультантом общины и группой из этой общины* Все чаще помогающие отношения имеются в виду, когда говорят об отношениях между консультантом в промышленности и группой управления. Возможно, это перечисление указывает на тот факт,
198______________ ___________^______^____
что очень многие отношения, в которые вовлечены мы и другие, попадают иод категорию отношений, в которых целью является ускорение развития и более зрелое и правильное функционирование человека.
Вопрос
Но каковы же свойства тех отношений, которые действительно помогают, действительно способствуют личностному росту? А с другой стороны, возможно ли выявить те качества, которые делают отношения непомогающими, даже если человек серьезно хотел способствовать личностному росту и развитию? Чтобы ответить на эти вопросы, особенно на первый, я бы хотел вместе с вами пройти по пути» который я уже исследовал, и рассказать, где я нахожусь сейчас в понимании этой проблемы.
Ответы, данные исследователями
Естественно прежде всего спросить, имеются ли какие-нибудь экспериментальные исследования, которые дали бы нам объективные ответы на эти вопросы. В этой области не проводилось много исследований, но то, что есть, возбуждает интерес и вызывает на размышления, Я не могу говорить о них всех, но хотел бы сделать обширную выборку из всех выполненных работ и очень кратко перечислить полученные результаты- Делая это, я прибегну к сильному упрощению работ; я прекрасно знаю, что не отдам должное упоминаемым исследованиям, но вы можете почувствовать, что сделан действительный шаг вперед* Это возбудит ваше любопытство и заставит просмотреть работы, если вы уже этого не сделали*
Изучение отношений
Большинство работ освещают те отношения со стороны помогающего человека, которые или способствуют развитию, или замедляют его.
________________________________________________199
Интересные доказательства содержит тщательное изучение отношений между родителем и ребенком, проведенное несколько лет тому назад Болдуином и др* в Институте Фелса. Из всех сочетаний различных отношений к детям наиболее способствует развитию отношение «принятие — демократичность». Дети, имеющие с родителями теплые и равноправные отношения, показали ускорение интеллектуального развития (увеличение 10), развитие творчества, эмоциональной защищенности и контроля; они менее возбудимы, чем дети, не имеющие с родителями таких отношений. Хотя вначале их социальное развитие шло медленно, к школьному возрасту они стали популярными, доброжелательными, неагрессивными лидерами.
В тех случаях, где отношение родителей было определено как «активно отвергающее», у детей наблюдалось небольшое отставание в умственном развитии, относительно плохое использование своих способностей и некоторое отставание в творчестве. Они были эмоционально неустойчивы, непослушны, агрессивны и склонны ссориться. Дети родителей с другими видами отношений по своим качествам относятся к группе, промежуточной между этими двумя.
Нас не удивляют эти результаты, полученные по отношению к развитию детей. Я бы хотел предположить, что они, вероятно, могут быть приложимы и к другим видам отношений и что консультант, врач или управляющий, если они тепло общаются с другими, выражая свои чувства и добрые отношения, лишенные элемента собственничества, если они уважают индивидуальность другого и свою собственную, то они, очевидно, ускоряют развитие реализации своих возможностей так же, как родители с этим типом отношений.
Давайте обратимся к другому тщательному исследованию в совершенно другой области- Уайтхорн и Бец изучали степень успеха, достигнутого молодыми врачами в работе с больными шизофренией в психиатрическом отделении больницы* Для специального изучения они выбрали семерых врачей, работающих с большим успехом, и семерых, пациенты которых поправлялись в наименьшей мере* Каждая группа вра-
200________________________________^____________
чей лечила около пятидесяти пациентов. Исследователи изучили все доказательства того, чем группа А (успешная группа) отличалась от группы В. Было найдено несколько серьезных отличий* Врачи в группе А пытались скорее понять больного, проникая в смысл его поведения, чем работать с ним по его истории болезни или описанию диагноза* Они также пытались достигнуть целей, связанных скорее с личностью больного* чем таких, как «смягчение» симптомов болезни или излечение. Было обнаружено, что помогающие врачи в повседневном взаимодействии использовали главным образом активное личное участие — отношение «человек — человек*. Методы, которые могут быть определены как «необязательные рекомендации», использовались ими меньше. Еще они прибегали к таким методам, как интерпретация, инструкция или совет, и не придавали особого значения процессу лечения пациента. И наконец, они с гораздо большей вероятностью> чем группа Б, культивировали отношение, в котором пациент мог доверять врачу и чувствовать доверие врача к себе*
Хотя авторы осторожно подчеркивают, что эти результаты относятся только к лечению больных шизофренией, я склонен с этим не согласиться. Думаю, что подобные факты были бы найдены при изучении любого вида помогающих отношений.
Другое интересное исследование посвящено тому, как человек, которому помогают, воспринимает это отношение. Хайне изучал индивидов, пришедших за психотерапевтической помощью к психоаналитику, на психотерапию Адлера и на психотерапию, центрированную на клиенте. Независимо от типа психотерапии эти клиенты сообщали о сходных изменениях в себе. Когда их спрашивали, чем вызваны происшедшие в них изменения, они приводили объяснения, различающиеся в зависимости от ориентации тераписта. Однако более важным было их единодушное мнение о том, какие отношения с врачом помогли им. Они указали, что изменения вызвали в них следующие качества отношений: доверие, которое они чувствовали к тераписту, понимание их врачом, чувство самостоятельности в выборах и решениях, Наиболее эффективным был метод общения тераписта с пациентом,
___________________________________________________201



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Получасовая лекция»
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Притча «От Меня это было»
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Энрайт Джон. Позиция слушателя терапевта.
  • Силлс Шарлотта. Трансактный анализ
  • Геворгизова Ж. Индивидуальное консультирование клиента с психосоматическими жалобами в рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна с использованием одностороннего зеркала
  • Заговор на удачу сделан, какие могут быть последствия?
  • Регрессивное восстановление персоны; Regressive restoration of the persona
  • Уилфред Бион. "Опыт в группах". Часть 1 (1961)
  • Притча «Живи здесь и сейчас»
  • Притча «Быть может лишь кажется мне...»
  • Мощное послание от 24-летнего умирающего парня. Он точно знает, в чем смысл жизни.
  • Ягнюк К.В. Как в психотерапии происходят изменения?
  • Соколова А.В. Условия эффективной психотерапии
  • Самый быстрый приворот
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Гулдинг Роберт Л. Групповая психотерапия: основной или вспомогательный метод?
  • Тытарь Е. Таро и феномен синхронности Юнга.
  • Притча «Последние слова Святого Франциска»
  • Владимир Тарасов. Принципы жизни (книга для героев).
  • Излечится от болезней и быть здоровым
  • Гамзина Е.Н. Этика и защита клиента в работе транзакционального психотерапевта
  • Мани-Кёрл Р. Цель психоанализа
  • Каганер Анна Григорьевна, Нарицин Николай Николаевич. Помощь на расстоянии: о психологическом консультировании в Сети
  • «Чего хочу Я, чего хочет ОН»
  • Погодин И.А. Сущность диалогово-феноменологической психотерапии: квантовые коннотации
  • Метод Сакити Тойода или метод пяти «ПОЧЕМУ»
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Если во взаимоотношении нет понимания: прием имаго-метода в семейном психологическом консультировании
  • Притча «Старый монах»
  • Стайнер Дж. Цель психоанализа в теории и практике
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Роджерс К. Человекоцентрированный подход к психотерапии: сессия с Джен
  • Притча «Огромная значимость»
  • Юлия Кузнецова. Терапия EMDR (ДПДГ): десенсибилизация и переработка с помощью движений глаз
  • Приворот с замком
  • Пандоро – итальянский пасхальный кулич
  • Барская В.О. "Невидимые миру" силы: о некоторых факторах консультативной работы
  • Как читать приворот на любовь?
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Легкий белый приворот
  • Заговоры и молитвы от врагов самое эффективное средство
  • Притча «Крест»
  • Дёмина К.А. «Нарисуй меня здоровой!» – Особенности работы с подростками в условиях Онкоцентра
  • Ялом Ирвин. Что работает со всеми клиентами?
  • Притча «Шахматная игра»
  • Андрей (Н.Новгород). Метод активизации скрижалей



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь