Аллан Джон. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках.

Категория: Педагогическая психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 46121

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В последний месяц занятий семиклассники и семиклассницы приступили к совместной постановке пьес. В течение двух занятий они вместе работали над постановкой пьесы. Основу сюжета составила ситуация с ролевой переменой. Два пьяных молодых человека возвращаются домой из пивной. По дороге домой они подвергаются избиению бандой девочек. Они с трудом добираются домой и собираются позвонить в полицию. В этот момент раздается угрожающий анонимный звонок (от девочек): «Вы будете убиты в полночь». Они вызывают полицию. Полицейский отказывается верить им и доставляет к психиатру, который проводит с ними словесно-ассоциативный тест.
Эта драма имеет ряд замечательных особенностей: а) впервые девочки и мальчики вместе работали в составе большой группы (6 мальчиков и 8 девочек); б) мальчики согласились взять на себя пассивную роль; в) полицейских перестали считать грубыми и агрессивными; они были представлены как дружелюбные, веселые и в то же время встревоженные люди.
8. Ритмические темы. Последние темы были посвящены сценам, в которых дети изображали концерты рок-н-ролльщиков (2 постановки) и танцевально-песенные номера (1 постановка). В смешанной группе шестиклассников девочки предпочитали петь «на сцене», а мальчики составили часть зрителей. Семиклассники придумали более сложный «танцевально-песенный» номер. Они позаимствовали песню «Субботняя ночь» у популярной рок-группы «Бэй сити роллерс» и соединили с танцевальным номером. Мальчики и девочки составили

хор, выстроившись в линию. Другая группа составила ритм-группу и стала в такт прихлопывать ладонями и притоптывать ногами. Было любопытно наблюдать, как группа упрашивала очень застенчивую и полную девочку официально представить этот номер. Она успешно справилась с задачей и присоединилась к ритм-группе.
Это была последняя постановка драмы. Ребята были довольны своей работой и испытывали грусть по поводу окончания занятий. Они спрашивали, позволят ли им в следующем году вернуться к драматическим занятиям.
В таблице 2 приведены темы, их продолжительность и повторяемость.
Таблица 2 Продолжительность и повторяемость драматических тем






Для оценки степени воздействия креативной драмы на детей мы подождали два месяца, прежде чем предложить им заполнить оценочный формуляр. При этом предполагалось, что если драма действительно вызвала глубокие изменения, тогда их можно вспомнить и через два месяца; если же изменения были поверхностными, значит, занятия не принесли особой пользы.
Оценочный формуляр предназначался для выявления мыслей и чувств детей по отношению к драме на основе ответов «да» или «нет» на конкретные вопросы. При этом детям разрешалось изложить в письменном виде свое мнение. Формуляр был предложен для заполнения 26 учащимся (4 ученика покинули школу после окончания драматических занятий). Были получены следующие результаты.

1. Ответы «да» или «нет»
100 % учащихся с удовольствием занимались драмой (26)
100% учащихся считают, что драмы стали лучше в процессе занятий (26)
88 % учащихся хотели бы участвовать в более подробных обсуждениях после постановки драм (23)
85 % учащихся хотели бы вернуться к драматическим занятиям в следующем году (22)
85 % учащихся полагают, что драма помогла им установить лучшие отношения в школе (22)
77 % учащихся чувствовали себя намного лучше после драматических занятий (20)
69 % учащихся рассматривают драму как одно из самых увлекательных занятий в школе (18)
65 % учащихся считают, что драма помогла им лучше понять себя (1 7)
35 % учащихся считают, что драма служит хорошим поводом для ухода из класса (9)
27 % учащихся считают, что драма ничему их не научила (7)
23 % учащихся были недовольны тем, что им приходилось дополнительно заниматься после драмы, чтобы наверстать упущенное (6)
12 % учащихся считали, что им трудно возвращаться в класс после драматических занятий(3)
Из приведенных результатов видно, что драматические занятия доставляли удовольствие всем учащимся. В процессе занятий драмы стали лучше. Большинство учащихся (88 %) хотело участвовать в более подробных обсуждениях после постановки драм. 85 % учащихся сказали, что хотят участвовать в драматических занятиях в следующем году. По их мнению, драма помогла им в социально-психологическом развитии. 22 учащихся считают, что драма помогла им улучшить отношения в школе, 20 учащихся чувствовали себя намного лучше после драматических занятий и 17 учащихся считают, что драма помогла им понять себя. 18 учащихся считают драму одним из самых увлекательных занятий в школе. 9 учащихся рассматривают драму как предлог для ухода из класса. 7 учащихся считают, что драма их ничему не научила. Шестеро учащихся высказали недовольство по поводу необходимости делать дополнительную работу, чтобы наверстать упущенное на обычных уроках за время драматических занятий. Трое учащихся считают, что им трудно продолжать занятия по возвращении в класс.

Z. Предпочтительные типы драмы
58 % учащихся дали предпочтение драмам, которые они сами
придумали(15) 42 % учащихся отдали предпочтение драмам, основанным на
сюжетах телепостановок (11).
Разумеется, драмы, основанные на сюжетах телепостановок, пользовались популярностью только в начале занятий. При достижении ощутимых успехов и росте уверенности в своих силах учащиеся приступили к самостоятельному сочинению пьес. Даже в конце занятий любимой пьесой мальчиков была телепостановка «Счастливые дни», а девочкам нравилась пьеса «Фигляры и психиатр». Интересно, что доминирование составляет основную тему этих пьес. В «Счастливых днях» эта тема проявляется посредством идентификации с образом «Фонза», а в «Фиглярах» девочки использовали ситуацию с переменой ролей, в которой они несомненно доминировали над мальчиками.
3. Желание режиссировать и играть любимые роли
65% учащихся сказали, что «иногда» испытывали это желание (17)
19% учащихся сказали, что «никогда» не испытывали такого желания (5)
15% учащихся сказали, что «всегда» испытывали это желание (4).
Большинство учащихся считают, что у них была возможность выступить в качестве режиссера и сыграть те роли, которые они хотели. И лишь пятеро учащихся сообщили, что у них не было такой возможности. Что касается состава группы, то 99 % учащихся отдали предпочтение «смешанным группам из мальчиков и девочек», и только один ученик хотел, чтобы группы состояли «из одних мальчиков».
4. Предложения по улучшению
58 % учащихся предпочитают оставить драматические занятия
в существующем виде (15) 23 % учащихся предпочитают получать больше указаний от
взрослых (6) 19 % учащихся не нуждаются в помощи взрослых (5)
Остальные предложения касались необходимости предоставить больше времени, использовать «реальных людей»,

повысить дисциплину и более внимательно выслушивать собеседников. Большинство учащихся предпочитали оставить драматические занятия без изменений. Некоторые учащиеся (6) обнаружили, что им трудно приспособиться к стилю помощников. Несколько учащихся (5) хотели обрести полную свободу без участия взрослых в их занятиях.
5. Оценка помощников и учителей
Мы были довольны результатами драматических занятий. В целом поставленные цели были достигнуты. Дети научились сотрудничать в составе небольших групп. Они научились слушать, разрабатывать и осуществлять программу, а также брать на себя ответственность за свои действия. Кроме того, дети научились контролировать свою энергию, направляя ее из русла деструктивности в русло созидания. Они испытали на опыте те роли, которые в нормальной обстановке не осмеливались брать на себя. И еще: по мере угасания свободного самовыражения (т. е. в конце стадии нарциссизма, эксгибиционизма и активности) учащиеся приобретали способность самостоятельно контролировать свои деструктивные и незрелые побуждения.
Мы надеялись, что изменения, вызванные драматическими занятиями, будут замечены в классе. Однако учителя отметили лишь несколько позитивных изменений. Они обратили внимание на то, что учащиеся с удовольствием занимались драматическими постановками и после таких занятий выглядели более уравновешенными. Тем не менее по возвращении в класс несколько учащихся испытывали склонность к повышенной активности и деструктивное™. Разумеется, на этой стадии необходимо проводить дополнительную работу (см. раздел «Выводы и рекомендации»). По моему мнению, необходимо располагать большим периодом времени, чтобы в классе проявились те изменения, которые произошли в процессе психотерапевтической работы с подростками в терапевтической обстановке (т. е. в помещении для драматических занятий). Двое мальчиков, с которыми я работал несколько лет назад, издали книгу (Mildiner and House, 1975), в которой они, в частности, описали важную роль креативной драмы в их психологическом развитии.
Обсуждение
В данной программе мы попытались использовать креативную драму в качестве средства обеспечения консультирования большого числа учащихся шестых и седьмых классов. В основе

метода лежало использование группы детей (7—8 человек) для решения проблемы (т. е. придумывания и постановки драмы в течение 30 минут) в присутствии помощников и с использованием видеоаппаратуры.
Консультирование и психологическое развитие осуществлялись опосредованно, т. е. на основе совместной работы учащихся над выполнением поставленной задачи. Драма позволила им решить на символическом уровне (без повышенной когнитивной сознательности) некоторые нерешенные проблемы психологического развития, в центре которых стояли гиперактивность, низкая способность выносить фрустрацию, нарциссизм, эксгибиционизм, орально-агрессивные побуждения, ощущения неполноценности, слабая идентичность эго и социальные тревоги. В процессе постановки пьес они решили эти проблемы и сформировали более позитивные представления о себе.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Люси Джо Палладино. Как справиться с рассеянностью в XXI веке
  • Притча «Два дерева»
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Притча «Тень от дерева»
  • Круглый стол: Об опыте "живых" супервизий в обучении системной семейной терапии
  • Кривоногова Дарья Владимировна. Памятка для родителей 'Безопасность ребенка в быту'
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Штайнер Клод. Сказка про Пушистиков
  • Зауэр Г. Психосоматика. Юнгианский подход
  • К чему снится младенец
  • Арт-терапевтическая техника работы психолога с ребёнком. Реабилитация через рисунок
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Притча «Укрощение слонов»
  • Оклендер В. Гештальт-терапия ребенка, переживающего утрату
  • Притча «Дождь и солнце»
  • Панюкова Ксения. Убить Адаптивного Ребенка
  • Старкова Таисия Сергеевна. Как по рисунку определить, какие проблемы у ребенка.
  • К чему снится коляска
  • Матриархальная стадия. Три аспекта в отношениях матери и ребенка.
  • К чему снится ребенок?
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Притча «Сова и Солнце»
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • К чему снится дерево?
  • Советы психолога при выборе ребенка для усыновления
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Кейсмент П. Ненависть и контейнирование
  • К чему снится начальник
  • Грачева Лада Валентиновна. «Я сам»
  • Притча «Дерево, которое очень любило свои листья»
  • Базовая тревожность по Карен Хорни
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • К чему снится дочь
  • Созинова Инна Васильевна. Улыбка
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Роль детско-родительских отношений в формировании личности ребенка
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • К чему снится маленькая девочка
  • Притча «Старость может быть разная»
  • Адаптация ребенка к новым социальным условиям в детском саду
  • Трошина Светлана Николаевна. Семинар – практикум «Значение игрушки в жизни ребёнка»
  • Как опрашивать (интервьюировать) ребенка? Схема интервью с ребенком в индивидуальной психологии Альфреда Адлера.
  • Шахбанова Нурият Рабадановна. Сценарий занятия по экологическому воспитанию младших дошкольников «Что растет на елке?»
  • Тест «Автопортрет»
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • К чему снится рождение мальчика
  • Самсонова Галина Сергеевна. Записки воспитателя о работе с ребенком с расстройством аутистического спектра (продолжение).
  • ВАЛЕНТИНА АБАНЬКОВА. Консультация для родителей «Первые книги ребенка»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь