ПРИЛОЖЕНИЕ 3. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ
СВОЙСТВ ИНДИВИДНОГО УРОВНЯ
ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Для исследования свойств индивидного уровня интегральней индивидуальности изучаются особенности мнемической и мыслительной деятельности.
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ
МНЕМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для диагностики качественных сторон памяти можно использовать методику «Кратковременная память», неоднократно описанную в литературе (40). Применяются задания на запоминание и непосредственное воспроизведение слов и чисел. Испытуемым дважды предъявляется по 10 слов и дважды по 10 чисел. 10 слов или чисел зачитываются в течение 20 секунд и 40 секунд дается на запись (в любом порядке). Перед вторым десятком слов (и чисел) проводится эмоциогенное инструктирование. Слова подбираются односложные, мало связанные между собой, из 4—6 букв; числа — двухзначные, не примечательные (33, 99 исключались).
Слова для запоминания: вода, елка, книга, зонтик, пчела, сутки, дверь, вилка, номер, помощь; слово, свеча, логика, глина, бумага, окно, глагол, день, вишня, прорыв.
Числа для запоминания: 43, 57, 12, 32, 81, 72, 15, 42, 96, 17; 37, 18, 86, 53,47,61,78,65,83,74.
Инструкция испытуемому. «Я продиктую слова (числа). Послушайте и постарайтесь запомнить. По команде "Пишите!" возьмите карандаш и столбиком в любой последовательности запишите все, что запомнили. Переспрашивать нельзя. На запись 40 секунд. По команде "Стоп" прекратить запись и подчеркнуть последнее слово (число)». Перед выполнением второго задания (предъявлением второй группы цифр или букв) инструкция следующая: «Повторим это задание с другим материалом, но теперь попытайтесь запомнить слов (чисел) непременно больше, чем в предыдущем задании. Если у вас достаточно воли, эмоциональной устойчивости, вы сумеете мобилизоваться».
Показателем кратковременной памяти служит количество баллов, набранных испытуемым в ходе исследования.
Ключ
Оценка в баллах 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Правильно записанные слова 19 17-18 15-16 13-14 11-12 9-10 7-8 4-6 3
Правильно записанные числа 18 16-17 14-15 12-13 10-11 8-9 6-7 4-5 3