Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 25981

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В результате обобщения общих и частных закономерностей было выработано концептуальное понятие психической регуляции. Оно претендует на всеобщность и может быть преломлено на предмет любого конкретно-психологического исследования, а также спроецировано на любой уровень психической регуляции активности. Психическая регуляция - это функция психического отражения, сущность которой заключается в согласовании активности индивида с внешними условиями и объективными связями объектов и явлений действительности, с одной стороны, и внутренними необходимо-стями субъекта, с другой [45; 120; 153]. Исследователи различают осознанный и неосознанный уровень психической регуляции, полагая, что осознанная регуляция в условиях человеческой психики выступает как саморегуляция. Психическая саморегуляция деятельности является высшим уровнем регуляции поведенческой активности биологических систем, отражающая качественную специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования человеком действительности и самого себя [119; 120; 161; 204]. Рассмотрение психических механизмов и закономерностей саморегуляции особенно актуально в связи с тем, что оно проливает свет на внутреннюю организацию субъектной активности личности. Психическая саморегуляция концептуализируется как преимущественно осознанное, целенап-
148
равленное планирование, построение и преобразование субъектом своих действий и поступков в соответствии с личностно значимыми целями, актуальными потребностями [45, с. 7].
В особое направление выделяются пока что малочисленные исследования психической регуляции жизненного пути личности. Оно зародилось в связи с переходом от изучения оперативной и ситуационной регуляции единичных актов поведения и дискретных видов деятельности к выяснению закономерностей психической детерминации индивидуального жизненного пути личности. Теоретическую значимость исследованиям психической регуляции жизненного пути личности придает программная установка, выдвинутая О.А.Конопкиным в целях интенсификации исследований всех видов психической регуляции: «Раскрытие закономерностей формирования и функционирования произвольной осознанной саморегуляции, реализуемой человеком в различных видах и формах деятельности, в поступках и поведении в целом, - одна из общезначимых задач психологической науки» [121, с. 19].
При изучении психической регуляции отталкиваются от следующего определения жизненного пути. Жизненный путь личности — это история развития и формирования личности в определенном обществе в конкретную историческую эпоху, обусловленная комплексом объективных макросоциаль-ных и микросоциальных условий, а также активностью личности как субъекта жизни [8; 16; 21; 23; 30; 116; 118; 149; 150; 151; 173; 189; 217]. Все множество психологических исследований, приуроченных к проблеме жизненного пути личности, можно условно подразделить на три основных аспекта: объективный, субъективный и субъектный.
Объективный аспект анализа жизненного пути личности не является сугубо психологическим. В рамках данного аспекта анализируется объективная пространственно-временная и событийная структура жизненного пути, его обусловленность комплексом политических, экономических, идеологических, правовых и прочих макросоциальных факторов эпохи, зависимость от исторического контекста, культурной среды и когортной принадлежности индивида, а также от социальной стратификации и общественного образа жизни [88; 116; 118]. Вышеуказанные проблемы психологи прорабатывают совместно с представителями социальных наук - социологии, культурологии, этнографии, истории. Психологической науке принадлежит монополия в освоении субъективно-
149
го и субъектного аспектов, в рамках которых актуализируется проблема психической регуляции жизненного пути личности.
Субъективный аспект психологического анализа жизненного пути предполагает исследование субъективных репрезентаций биографии в индивидуальном сознании и выявление их особых отражательных, регуляторных, коммуникативных, жизнетворче-ских функций. Рассмотрение конкретных психических структур и процессов, на основе которых личность осуществляет регуляцию жизненного пути, является важным шагом в познании психологии субъекта. При обсуждении проблемы психической регуляции жизненного пути в ряду регуляторных структур и механизмов называются жизненные цели [156], жизненные планы и программы [80; 202], временная перспектива и временная транспектива[3; 8; 112], психологическое время и психологический возраст личности [81; 126; 171], субъективная картина жизненного пути [18; 33; 81; 126; 189; 230], жизненная позиция [6; 8], жизненный выбор [124; 200], жизненные притязания [8; 80], жизненное призвание [174], автобиографическая память [167].
В постановочном, дискуссионном порядке предлагается концепция индивидуального стиля жизни, обусловленного индивидуально-психологическими особенностями личности, и концепция жиз-нетворчества, предопределенного развитием творческой уникальности субъекта жизни [62; 89; 206]. В эмпирическом плане наиболее продвинутой областью исследований является психическая регуляция биографического времени [3; 8; 81; 112], а также регуляция индивидуального жизненного пути посредством комплекса образов личной биографии в сознании субъекта - субъективной картины жизненного пути [16; 33; 81; 126; 167; 174;230].
Большинство исследований психической регуляции жизненного пути личности характеризуются некоторыми общими недостатками. Первый из них заключается в отсутствии системности при раскрытии регуляторных функций отдельных психических структур, процессов и механизмов. Игнорирование требований системного подхода приводит к тому, что каждое регуляторное образование рассматривается в отрыве от целостной и неделимой системы психического регулирования и саморегулирования. При этом «исследование процесса саморегуляции часто подменяется по сути установлением самого факта детерминации деятельности, поведения отдельными психическими или даже сре-довыми факторами... В результате саморегуляция как процесс, имеющий закономерное строение, исчезает, а вместе с этим сни-
150
мается и вопрос о реальной роли и месте изучаемого фактора в регуляторном процессе» [119, с. 7].
По этой причине задача будущих исследований состоит в том, чтобы из разрозненных, изолированных структур и механизмов собрать единую систему осознанной личностной саморегуляции индивидуального жизненного пути. При решении обозначенной задачи необходимо ликвидировать еще один серьезный недостаток психологических исследований регуляции жизненного пути личности. Он проявляется в тенденции изучать различные регу-ляторные структуры и механизмы как бессубъектные, то есть не принадлежащие личности как подлинному и изначальному субъекту психической регуляции. Получается искаженная картина, в которой каждая регуляторная структура формируется, функционирует, изменяется и прекращает существовать сама по себе, без вмешательства и помимо воли личности. В представлении о функциональной самодостаточности отдельных регуляторных структур проглядывает неверная методологическая установка, обозначаемая как «постулат непосредственности». Как отмечалось ранее, в психологии постулату непосредственности противоборствует субъектный подход, в связи с чем особую актуальность приобретает субъектный аспект анализа жизненного пути личности.
С точки зрения субъектного подхода необходимо определить роль личности с ее системой смысловой регуляции в контуре психического регулирования жизненного пути. В настоящем исследовании проблема смысловой регуляции жизненного пути личности формулируется впервые, несмотря на то обстоятельство, что различные смысловые структуры - смысл жизни, личностные ценности, смысловые конструкты, мотивы - неоднократно выдвигались в качестве инстанций психической регуляции жизненного пути [8; 16; 117; 133; 142; 181; 184; 192; 235; 237]. Важные теоретические предпосылки для исследования смысловой регуляции жизненного пути содержатся в работе А.С.Сухорукова, который осветил одну из форм активности субъекта жизни - жизнетвор-чество - в динамике смысловой системы личности [211]. Трудно переоценить теоретическое значение результатов исследования В.С.Хомика, который концептуализировал некоторые механизмы психической регуляции жизненного пути как способы смысловой переработки жизненного опыта [230].
Субъектный аспект психологического анализа жизненного пути подразумевает исследование личности как организатора жизненных событий и времени жизни - созидателя индивидуаль-



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении
  • Смирнова Марина Николаевна. Статья «Игровая самостоятельная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Развитие и поддержка детской творческой активности»
  • Шамратова Юли Ибрагимовна. Развитие детского интеллекта в процессе игровой деятельности
  • Кудрина Светлана Юрьевна. Досугая деятельность как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Волошенко Ирина Алексеевна. Патриотическое воспитание личности – актуальность проблемы нашего времени.
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Левченко Ольга Сергеевна. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
  • Мусалеева Мария Сергеевна. Социальная адаптация детей к жизни, посредством театрализованной деятельности.
  • Полина Евдокимова. Влияние театрализованной и музыкальной деятельности на психологическое развитие ребенка
  • А.А. Ткаченко. «Дело жизни» как научное понятие или первопричина жизни личности. - А. Ткаченко
  • Зюзина Алена Ильинична, Мащук Татьяна Николаевна. РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ АКТИВНОЙ ИГРОВОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТОВ
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Серикова Анна Андреевна. Эффективные пути развития по средствам художественно – эстетической деятельности дошкольников.
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Кекенджинова Эльвира Очировна. Доклад на тему: «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»
  • Блинова Ольга Анатольевна. Игровые технологии как средство повышения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Архипова Алла Германовна. Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности
  • Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности
  • Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности.
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Шихова Альфира Фаридовна. Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • Анастасия Константиновна Устинович. Презентация - Активные формы методы обучения.
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Чаусова Ольга Анатольевна, Згурськая Елена Анатольевна, Фролова Екатерина Валентиновна. Творческое развитие дошкольников посредством театральной деятельности
  • Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой.
  • Ярмонова Галина Ивановна. «Познавательно-исследовательская деятельность – как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»
  • Никитина Виктория Викторовна. «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
  • Рамиль Гарифуллин. Рамиль Гарифуллин. Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция. Психология обмана, манипуляций, кодирования
  • Орлова Нонна Юрьевна. Развитие способностей детей средствами двигательно-игровой деятельности
  • Соболева Наталья Павловна. Педагогическая статья на тему «Игра как лучшая форма работы с дошкольниками по развитию речи»
  • Савельева Галина Сергеевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь