|
Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 26297
Автор: Карпинский К.В.
Название: Человек как субъект жизни. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке В результате обобщения общих и частных закономерностей было выработано концептуальное понятие психической регуляции. Оно претендует на всеобщность и может быть преломлено на предмет любого конкретно-психологического исследования, а также спроецировано на любой уровень психической регуляции активности. Психическая регуляция - это функция психического отражения, сущность которой заключается в согласовании активности индивида с внешними условиями и объективными связями объектов и явлений действительности, с одной стороны, и внутренними необходимо-стями субъекта, с другой [45; 120; 153]. Исследователи различают осознанный и неосознанный уровень психической регуляции, полагая, что осознанная регуляция в условиях человеческой психики выступает как саморегуляция. Психическая саморегуляция деятельности является высшим уровнем регуляции поведенческой активности биологических систем, отражающая качественную специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования человеком действительности и самого себя [119; 120; 161; 204]. Рассмотрение психических механизмов и закономерностей саморегуляции особенно актуально в связи с тем, что оно проливает свет на внутреннюю организацию субъектной активности личности. Психическая саморегуляция концептуализируется как преимущественно осознанное, целенап-
148 равленное планирование, построение и преобразование субъектом своих действий и поступков в соответствии с личностно значимыми целями, актуальными потребностями [45, с. 7]. В особое направление выделяются пока что малочисленные исследования психической регуляции жизненного пути личности. Оно зародилось в связи с переходом от изучения оперативной и ситуационной регуляции единичных актов поведения и дискретных видов деятельности к выяснению закономерностей психической детерминации индивидуального жизненного пути личности. Теоретическую значимость исследованиям психической регуляции жизненного пути личности придает программная установка, выдвинутая О.А.Конопкиным в целях интенсификации исследований всех видов психической регуляции: «Раскрытие закономерностей формирования и функционирования произвольной осознанной саморегуляции, реализуемой человеком в различных видах и формах деятельности, в поступках и поведении в целом, - одна из общезначимых задач психологической науки» [121, с. 19]. При изучении психической регуляции отталкиваются от следующего определения жизненного пути. Жизненный путь личности — это история развития и формирования личности в определенном обществе в конкретную историческую эпоху, обусловленная комплексом объективных макросоциаль-ных и микросоциальных условий, а также активностью личности как субъекта жизни [8; 16; 21; 23; 30; 116; 118; 149; 150; 151; 173; 189; 217]. Все множество психологических исследований, приуроченных к проблеме жизненного пути личности, можно условно подразделить на три основных аспекта: объективный, субъективный и субъектный. Объективный аспект анализа жизненного пути личности не является сугубо психологическим. В рамках данного аспекта анализируется объективная пространственно-временная и событийная структура жизненного пути, его обусловленность комплексом политических, экономических, идеологических, правовых и прочих макросоциальных факторов эпохи, зависимость от исторического контекста, культурной среды и когортной принадлежности индивида, а также от социальной стратификации и общественного образа жизни [88; 116; 118]. Вышеуказанные проблемы психологи прорабатывают совместно с представителями социальных наук - социологии, культурологии, этнографии, истории. Психологической науке принадлежит монополия в освоении субъективно- 149 го и субъектного аспектов, в рамках которых актуализируется проблема психической регуляции жизненного пути личности. Субъективный аспект психологического анализа жизненного пути предполагает исследование субъективных репрезентаций биографии в индивидуальном сознании и выявление их особых отражательных, регуляторных, коммуникативных, жизнетворче-ских функций. Рассмотрение конкретных психических структур и процессов, на основе которых личность осуществляет регуляцию жизненного пути, является важным шагом в познании психологии субъекта. При обсуждении проблемы психической регуляции жизненного пути в ряду регуляторных структур и механизмов называются жизненные цели [156], жизненные планы и программы [80; 202], временная перспектива и временная транспектива[3; 8; 112], психологическое время и психологический возраст личности [81; 126; 171], субъективная картина жизненного пути [18; 33; 81; 126; 189; 230], жизненная позиция [6; 8], жизненный выбор [124; 200], жизненные притязания [8; 80], жизненное призвание [174], автобиографическая память [167]. В постановочном, дискуссионном порядке предлагается концепция индивидуального стиля жизни, обусловленного индивидуально-психологическими особенностями личности, и концепция жиз-нетворчества, предопределенного развитием творческой уникальности субъекта жизни [62; 89; 206]. В эмпирическом плане наиболее продвинутой областью исследований является психическая регуляция биографического времени [3; 8; 81; 112], а также регуляция индивидуального жизненного пути посредством комплекса образов личной биографии в сознании субъекта - субъективной картины жизненного пути [16; 33; 81; 126; 167; 174;230]. Большинство исследований психической регуляции жизненного пути личности характеризуются некоторыми общими недостатками. Первый из них заключается в отсутствии системности при раскрытии регуляторных функций отдельных психических структур, процессов и механизмов. Игнорирование требований системного подхода приводит к тому, что каждое регуляторное образование рассматривается в отрыве от целостной и неделимой системы психического регулирования и саморегулирования. При этом «исследование процесса саморегуляции часто подменяется по сути установлением самого факта детерминации деятельности, поведения отдельными психическими или даже сре-довыми факторами... В результате саморегуляция как процесс, имеющий закономерное строение, исчезает, а вместе с этим сни- 150 мается и вопрос о реальной роли и месте изучаемого фактора в регуляторном процессе» [119, с. 7]. По этой причине задача будущих исследований состоит в том, чтобы из разрозненных, изолированных структур и механизмов собрать единую систему осознанной личностной саморегуляции индивидуального жизненного пути. При решении обозначенной задачи необходимо ликвидировать еще один серьезный недостаток психологических исследований регуляции жизненного пути личности. Он проявляется в тенденции изучать различные регу-ляторные структуры и механизмы как бессубъектные, то есть не принадлежащие личности как подлинному и изначальному субъекту психической регуляции. Получается искаженная картина, в которой каждая регуляторная структура формируется, функционирует, изменяется и прекращает существовать сама по себе, без вмешательства и помимо воли личности. В представлении о функциональной самодостаточности отдельных регуляторных структур проглядывает неверная методологическая установка, обозначаемая как «постулат непосредственности». Как отмечалось ранее, в психологии постулату непосредственности противоборствует субъектный подход, в связи с чем особую актуальность приобретает субъектный аспект анализа жизненного пути личности. С точки зрения субъектного подхода необходимо определить роль личности с ее системой смысловой регуляции в контуре психического регулирования жизненного пути. В настоящем исследовании проблема смысловой регуляции жизненного пути личности формулируется впервые, несмотря на то обстоятельство, что различные смысловые структуры - смысл жизни, личностные ценности, смысловые конструкты, мотивы - неоднократно выдвигались в качестве инстанций психической регуляции жизненного пути [8; 16; 117; 133; 142; 181; 184; 192; 235; 237]. Важные теоретические предпосылки для исследования смысловой регуляции жизненного пути содержатся в работе А.С.Сухорукова, который осветил одну из форм активности субъекта жизни - жизнетвор-чество - в динамике смысловой системы личности [211]. Трудно переоценить теоретическое значение результатов исследования В.С.Хомика, который концептуализировал некоторые механизмы психической регуляции жизненного пути как способы смысловой переработки жизненного опыта [230]. Субъектный аспект психологического анализа жизненного пути подразумевает исследование личности как организатора жизненных событий и времени жизни - созидателя индивидуаль- Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|