|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379470
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Психологи считают, что первая часть материала запоминается легче из-за эффекта первичности. Когда вы только начинаете что-либо учить, вам не мешает никакая проактивная интерференция. Первые несколько тактов услышанной мелодии, картинка на обложке журнала, первое свидание — такие вещи запоминает большинство людей. Последнюю часть выученного материала вспомнить тоже проще. Знания еще свежи в вашей памяти и не искажены ретроактивной интерференцией. Это называется эффектом свежести.*
* Эти эффекты называют также «эффектами края». (Прим. науч. ред.) Эффект первичности: более легкое запоминание того материала, с которого начинается изучение. Эффект свежести: более легкое запоминание заключительной части изучаемого материала. Вспомните последнюю из вечеринок, которые вы посетили. Если вы запомнили только тех людей, с которыми познакомились, как только вошли, и тех, с которыми разговаривали перед самым уходом, то это произошло именно из-за эффектов первичности и свежести. Многие студенты находят, что им несложно запомнить первую часть заданного материала. Конец главы вспомнить тоже легко. Труднее всего дается запоминание середины, поскольку здесь нет ни эффекта первичности, ни эффекта свежести. Кроме того, на запоминание средней части материала воздействуют одновременно как проактивная, так и ретроактивная интерференция. Поэтому на ее изучение студенты обычно отводят больше времени. Упражнение 4.8 Предположим, вас попросили выступить с приветственной речью на собрании группы местных активистов. Друзья пришли к вам на помощь и написали для вас прекрасную речь на пяти страницах. Теперь вам надо запомнить ее, чтобы во время выступления слушателям казалось, что речь — ваша собственная. На основе ваших знаний об интерференции и последовательности в запоминании предложите стратегию для запоминания речи. При составлении стратегии особо учтите, какие части запоминаются легко, а какие — с трудом. Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Лекарственные средства Недавние исследования показали, что некоторые лекарства при правильной дозировке улучшают память. Maкго (McGaugh, 1983) сообщает, что память улучшается при приеме гормонов эпинефрина и норэпинефрина. Существуют также данные (McGaugh, 1970), свидетельствующие о том, что некоторые широко распространенные вещества, такие как никотин и кофеин, ускоряют размещение информации в долговременной памяти. Однако при отсутствии тщательного контроля за дозировкой даже эти обычные вещества могут вызвать разрушение памяти и отравление. От большинства лекарств, как правило, память ухудшается. Сильное отрицательное влияние на память оказывают, например, транквилизаторы. Недавние исследования показали, что транквилизатор диазепам фактически блокирует работу памяти в течение шести часов после приема. Согласно результатам многих исследований (Birnbaum and others, 1978. Dar-ley and others, 1973). Miller and others, 1978. Nahas, 1979. Peterson, 1984. Relman, 1982. Wetzel and others, 1982) можно сделать вывод о том, что как марихуана, так и алкоголь вредно влияют на память. Сильнее всего при этом страдает механизм передачи информации из кратковременной в долговременную память. После нескольких порций спиртного или курения марихуаны люди обычно могут поддерживать разговор, а также вспоминать и воспроизводить информацию, касающуюся прошлого. Они также могут на несколько секунд запоминать новые сведения. Однако при формировании прочных воспоминаний обычно возникают проблемы. Наутро после вечера, проведенного «под кайфом», многие не могут вспомнить даже собственного поведения. После приема спиртного или курения марихуаны запоминание новой информации протекает труднее, чем извлечение старой. Эксперименты показывают, что непьющие испытуемые могут воспроизводить информацию из прошлого как в трезвом, так и в нетрезвом виде. Но если испытуемый был нетрезв при получении информации, то в трезвом состоянии он мало что сможет вспомнить (Parker, Birnbaum & Noble, 1976)). В нетрезвом состоянии воспроизведение улучшается. Такую ситуацию иногда называют «зависимость от состояния». Самое хорошее воспроизведение имеет место тогда, когда человек находится в том же состоянии, что и при запоминании информации. Студент, который во время подготовки к экзамену любит выпить пару бутылок пива, возможно, сдаст его лучше, если во время экзамена тоже будет потягивать пиво. Но имейте в виду, что память лучше всего работает тогда, когда вы вообще не пьете и не курите марихуану. Примерно у 10 % людей, обращающихся за помощью по проблемам, связанным с алкоголем, обнаружены серьезные поражения мозга и ослабление памяти (NIAAA, 1982). Контрольные вопросы Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал данного раздела главы. Найдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос. 12. Какую из перечисленных причин забывания психологи рассматривают наиболее пристально? а. Трудности с восприятием информации б. Трудности с обработкой материала в кратковременной памяти в. Трудности с извлечением материала из долговременной памяти г. Трудности с извлечением материала из кратковременной памяти 13. Что такое вытеснение? а. Бессознательная блокировка болезненных воспоминаний б. Сознательное извлечение из памяти приятных воспоминаний в. Метод припоминания снов под гипнозом г. Клинический метод наблюдения за пациентами, страдающими амнезией 14. Как сопоставить вытеснение и подавление? а. И то и другое происходит бессознательно. б. И то и другое происходит сознательно. в. Подавление происходит сознательно, а вытеснение — бессознательно. г. Вытеснение происходит сознательно, а подавление — бессознательно. 15. В каком случае вероятнее всего возникновение истерической амнезии? а. После травмы мозга б. После чрезмерного употребления алкоголя в. После травмирующих переживаний г. В старческом возрасте 16. Какой из следующих причин чаще всего объясняется забывание? а. Вытеснение б. Амнезия в. Угасание г. Интерференция 17. Студентка закончила чтение заданного материала по социологии и взяла учебник по психологии. Ей трудно читать книгу по психологии, так как она продолжает думать о социологии. Что ей мешает? а. Проактивная интерференция б. Ретроактивная интерференция в. Эффект первичности г. Эффект свежести 18. Танцор-чечеточник говорит, что легко запоминает первые несколько па любого танца, но затем начинает сбиваться. Почему у него не возникает затруднений при разучивании начала нового танца? а. Действует эффект свежести б. Действует эффект первичности в. Менее сильно влияние вытеснения г. Имеет место зависимость от состояния 19. Шелли приняла таблетку валиума, чтобы меньше волноваться во время экзамена по истории. Что с ней, скорее всего, произойдет? а. Она не будет волноваться и вспомнит весь выученный перед экзаменом материал. б. Она не будет волноваться, но память у нее совершенно не будет работать. в. Она будет волноваться, но память будет работать прекрасно. г. Она будет волноваться, и ей захочется выпить. 20. После несколько порций мартини Уолли познакомился с симпатичной девушкой по имени Элени. На другой день он не мог вспомнить ни ее имени, ни адреса. В каком из перечисленных ниже случаев у Уолли больше всего шансов вспомнить имя и адрес девушки? а. Выспавшись б. Выпив несколько порций мартини в. Выпив несколько чашек кофе г. Покурив марихуаны Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отвечая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к чтению заключительного раздела этой главы. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|