|
Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 39141
Автор: Старшенбаум Г.В.
Название: Психотерапия в группе. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Интересы, мотивы и ситуации. Что меня забавляет и удовлетворяет, любимая книга, любимые песни, композиторы, жанры музыки, игрушки, игры – в детстве и зрелом возрасте. Как я справляю день рождения, свободное время, спорт и туризм, отпуск, отдых. Деньги, долги, вещи, отношение к старым вещам, собственность, жилье. Одежда, наряды, волосы, прическа, парикмахер. Танец, робость в танце, чувство ритма. Пища, любимые блюда, напитки, переносимость голода, отношение к алкоголю, курение, зависимость от лекарств. Распределение участников по рангу, умение командовать и подчиняться, дисциплина, самообладание. Воспоминания об агрессии, ссорах, драках, когда я ударил взрослого человека или когда ударили меня, ругательства и брань, отношение к животным.
Межличностные отношения, секс и семья. Отношение к авторитетам, законам, предписаниям, «правда в глаза», к кому в детстве я испытывал доверие, как я переношу высказываемые мне другими людьми неприятные вещи, могу ли сам сказать другим что-то неприятное, что я жду от мира и от людей. Что я отдаю людям, что не нравится мне в других, кто мне здесь кого-то напоминает, кто мне напоминает какое-то животное, общение «на ты» и «на Вы», благодарности и извинения, визиты; потребность привлекать внимание к себе или оставаться в тени, конфликты и как я их решаю, споры и тактика при общении с людьми. Как руководить подчиненными, как давать поручения, помощь людям, приспособляемость к ситуациям и свобода личности, кто меня разочаровал, кого я в жизни больше всего обидел, мои настоящие друзья, как я отреагировал, когда меня сильнее всего обидели. Знакомство с другим полом, удовлетворение положением женщины/мужчины; сексуальная жизнь, отношение к ней, значение секса в жизни, влияние воспитания; сексуальное воспитание детей. Опыт супружеской жизни, ревность, супружеская неверность, решение спорных вопросов в браке, развод, совместная жизнь в семье, с детьми, отношение к детям, их воспитание. Тренинг установления интимного контакта. «В поезде» (в метро): молодой человек пытается познакомиться с понравившейся ему девушкой; она идет навстречу, если он сумел заинтересовать ее. «В самолете»: женщина хочет поговорить с соседом, который собрался отдохнуть от тяжелой работы и семейных сложностей во время длительного перелета. После того, как упражнение выполнили несколько пар, группа оценивает легкость установления контакта, нестандартные приемы, умение держать и сокращать дистанцию в общении, чувство партнера. В учебной группе пара студентов выполняла упражнение «В самолете». Вначале женщина долго занималась макияжем, пытаясь обратить внимание соседа на свою внешность. Когда это не удалось, она попросила у него иллюстрированный журнал и пыталась привлечь его внимание к «интересным картинкам». Когда и это не удалось, женщина попросила развлекать ее, т.к. ее сосед кажется ей самым интересным мужчиной в салоне. Она игнорировала его просьбы дать ему поспать и заявила, что сходит за виски, чтобы взбодрить его. Вернувшись «с бутылкой» и изображая пьяную, она упала на колени своему соседу, который рассвирепев, начал угрожать ей. Во время обсуждения студентка объяснила, что пыталась соблазнить партнера, будучи уверена в его неспособности устоять перед ее попытками сближения. Она призналась, что в жизни часто терпит неудачу из-за своей негибкости и недостаточного учета позиции партнера. Разыгрывание ситуаций неверности. Муж поздно возвращается с работы, жена высказывает подозрение в измене, хочет сохранить семью. Жена с покупками заходит передохнуть в кафе, где застает своего мужа с незнакомой женщиной. К жене в квартиру звонит молодая незнакомка, которая хочет познакомиться с «сестрой» своего жениха. Молодой человек угощает на даче ужином новую знакомую, в это время дверь открывает своим ключом его подруга, приехавшая на последней электричке. Подобные ситуации разыгрываются и на тему женской неверности. Разыгрывание детско-родительских конфликтов. Мать хочет, чтобы дочь (сын) помогла ей убрать квартиру и затем поехала на выходные к бабушке в деревню, у подростка планы поехать с компанией за город. У сына в школе конфликт, он замкнулся в себе, отец пытается помочь ему. Дочь поссорилась с мужем и хочет переехать с детьми к матери, которая не любит зятя. Применяется обмен ролями, чтобы дать возможность пережить чувства реального партнера в своей актуальной ситуации. Разыгрывание семейных конфликтов. Четыре участника распределяют роли: обвиняющего, наставляющего, избегающего и умиротворяющего. Они разыгрывают семейный конфликт, каждые пять минут меняясь ролями, пока каждый не попробует все четыре типа манипуляций. Участники обсуждают, кому какая роль далась легче всего и какая – трудней. Каждый в течение двух минут играет свою самую легкую роль и затем также в течение двух минут – самую сложную. Разыгрывание конфликтов в малой группе. В купе поезда дальнего следования находятся четыре пассажира, появляется женщина с ребенком, имеющая билеты-двойники, вызывают проводницу, бригадира поезда. Студент (ка) после академического отпуска знакомится с новой для него учебной группой; пока играющий эту роль ожидает за дверью, распределяются роли: первой красавицы, ее завистливой подруги, неформального лидера, пары влюбленных. Девушка приезжает на день рождения подруги в чужой город; оказалось, что хозяйку срочно вызвали на работу, а среди незнакомых гостей – девушка, с которой раньше был конфликт. Роли распределяются, пока героиня сюжета ожидает за дверью. Если мужчина говорит: «Это глупая детская игра», – значит, это игра, в которой он проигрывает своей жене («Закон Эпперсона). Арттерапия Кроме драматического искусства, еще со времен С.Р. Славсона (см. исторический экскурс) в групповой психотерапии нашли применение невербальные формы искусства: психорисунок одновременно индивидуальное рисование на произвольную тему, групповой рисунок-импровизация), проективный рисунок (рисование на определенную тему), музыкотерапия (в активной и воспринимающей форме), танцевальная терапия и др. Арттерапия разделяется на несколько подходов. Творческий и интегральный подход придает основное значение самостоятельной творческой активности. Выразительные средства искусства служат обнаружению скрытого творческого потенциала, творческая деятельность активизирует дремлющие способности, поддерживает стремление человека к самореализации и объединяет все его способности личности. Проективная арттерапия позволяет выразить чувства, отношения, состояния и их причины средствами искусства для того, чтобы человек лучше узнал себя, понял все эти чувства и справился с ними. Деятельная арттерапия использует занятие искусством как одну из форм деятельности, которая отвлекает больного от патологических мыслей и состояний, от его фиксации на своей болезни, поддерживает здоровые части и силы его личности, способствует развитию новых интересов, стимулирует их и укрепляет. Сублимационная арттерапия позволяет с помощью художественного творчества проявлять и отреагировать различные инстинктивные импульсы (например, сексуальные, агрессивные), различные эмоциональные состояния (тоску, неудовлетворенность, страх и т.п.), чем снижается опасность внешних проявлений данных симптомов в нежелательном поведении: проявлениях враждебности, сексуальных извращениях, самоубийстве и пр. При использовании музыкотерапии участники прослушивают в группе специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии (часто проективного характера), возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивают, как правило, три произведения или более-менее законченных отрывка (каждый по 10–15 минут). Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки. Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения участников, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, обладающее расслабляющим ритмом. Второе произведение – динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни участника. После его прослушивания в группе уделяется значительно больше времени для обсуждения переживаний, возникающих у участников. Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, расслабляющим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, энергии, оптимизма При активном варианте музыкотерапии участникам предлагают выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов (желательно иметь набор простейших инструментов). Как вариант используется хоровое пение. Исполнение музыкальных произведений психотерапевтом имеет дополнительный лечебный эффект, способствуя созданию доверительной, теплой атмосферы. Проективный рисунок помогает выявить и вербализовать трудно вербализуемые проблемы и переживания участников. Обсуждение рисунков способствует общению членов группы с трудностями самовыражения и заниженной самооценкой. Внимание в это время сосредоточено не на пациенте, а на его работе, которая становится безопасным средством коммуникации. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|