Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 164659

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

2.1.3. Социальная акмеология

Социальная акмеология как направление прикладной акмеологии приобрела отчетливые научные очертания совсем недавно при разработке проблем профессионализма социальных работников в сложных условиях переходного периода*.
* Ляшенко А. И. Профессионализм в сфере социальной работы В кн. Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А. А. Деркача. — М.: РАГС и ВАД, 1995; Филиппова Г. П. Совершенствование профессионализма социальных работников с учетом их личностных особенностей. — М.: РАГС, 1998 и др.

Социальная акмеология охватывает области деятельности, относящиеся к профессиональным группам «человек — человек» и «человек — общность», осуществляемым в затрудненных социальных и экономических условиях, поэтому у нее самые тесные связи с социальной психологией и психологией труда в особых условиях. В предмете социальной акмеологии эти связи существуют в неразрывном единстве. В этом крайне важном виде профессиональной деятельности проблема профессионализма стоит особенно остро, потому что сфера социальной работы до сих пор не имеет единой системы подготовки профессионалов, лишь совсем недавно начата подготовка социальных работников в вузах.
Исторически социальная работа возникла из благотворительности, но сама благотворительность осуществляется преимущественно через единичные акции, а обществу нужна сильная социально-ориентированная государственная политика. Значимость социальной работы особенно возросла в годы реформ, когда стали интенсивно распространяться негативные социальные явления — безработица, низкая социальная защищенность, ущемление гражданских прав и пр., а значительная часть населения, да и само государство оказались к ним недостаточно готовыми. На сегодняшний день уровень социальной работы в стране, несмотря на предпринимаемые усилия, все же трудно признать удовлетворительным. Это связано с двумя причинами: экономическими трудностями и недостатком профессионалов в этой очень деликатной и ответственной сфере деятельности. За рубежом (особенно в США, ФРГ, Японии и Финляндии) давно уже проводятся интенсивные научные исследования в этой области, разработаны стандарты деятельности социальных работников, системы требований к ним и их деятельности, которые можно рассматривать как некие модели профессионализма. У нас в стране подобные научные исследования также начали проводиться, но существенно меньше по масштабу и результативности, а зарубежный опыт применим к нашим реальностям ограниченно.
Ситуация в научно-практическом плане стала меняться в лучшую сторону с формированием социальной акмеологии. В центре внимания социальной акмеологии стоит проблема профессионализма социальных работников, выявление условий и факторов, повышающих эффективность их деятельности, стимулирующих прогрессивное личностно-профессионалъное развитие. Разработаны модели профессионализма и профессиональной компетентности для различных категорий социальных работников, которые стали для них важными профессиональными ориентирами. Описана система необходимых психологических профессионально важных качеств и методов их развития. Выявлены психологические противопоказания к социальной работе, а также виды профессиональной «деформации» социальных работников, разработаны методы их компенсации и преодоления. Создаются научные основы системы социально-психологической и психофизиологической реабилитации и их модельные варианты, так как деятельность многих социальных работников осуществляется со значительными психическими и энергетическими затратами и относится к категории деятельности в особых условиях. Отличительной особенностью данных исследований является их неразрывная связь не только со спецификой деятельности социальных работников, но и очень сложными психологическими особенностями тех, с кем они работают. Это прежде всего незанятое население, безработные, пенсионеры, лица с ограниченными возможностями. Среди них очень много социально дезадаптированных лиц, находящихся в кризисных ситуациях, сложных психических состояниях, лиц с сильно выраженными негативными психологическими акцентуациями. Именно это стало основанием отнесения социальных работников к категории специалистов, осуществляющих свою деятельность в особых условиях.
Интенсивные конкретно-прикладные исследования в социальной акмеологии, отчетливое понимание первоочередных научных задач и способов их решения уже требуют теоретико-методологических обобщений, что обусловливает перспективу выхода на уровень фундаментальности.

2.1.4. Акмеология управления

Акмеологии управления (управленческая акмеология) получила признание и оформилась как самостоятельное направление в связи с актуализацией общественной потребности в управленческих кадрах, обладающих высоким уровнем профессионализма*.
* Анисимов О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии. - М.. РАГС, 1995.

Прежний подход, основанный на формировании «управленческой номенклатуры», не удовлетворяет требованиям времени, а новые практически не были созданы. Правда, надо заметить, что научные, в том числе и акмеологические исследования по данной проблеме проводились, но они носили конкретно-прикладной, а не обобщающий характер.
Разрабатываемая акмеология управления как направление прикладной акмеологии имеет серьезный научный базис — общую акмеологию, психологию управления, теорию менеджмента. И хотя в психологии управления и теории менеджмента практически не рассматривались вопросы профессионализма руководителей, менеджеров и управленческих кадров, было проведено немало интересных и результативных исследований, посвященных выявлению описаний психологических детерминант эффективного управления.
В настоящее время акмеология управления являет собой область научного знания, обеспечивающего достижение высших уровней профессионализма в управленческой деятельности. Поэтому в акмеологии управления центральной проблемой является профессионализм личности или деятельности руководителя как субъекта управленческой деятельности, но при этом осуществляется выход и на личностный уровень, обусловливающий поиск индивидуальных факторов самоэффективности и самореализации.
Управленческая деятельность по своему содержанию является одной из самых сложных из множества видов профессиональной деятельности. От субъекта управленческой деятельности она требует наличия разнообразных сложных способностей, высокого уровня специальных качеств и умений, интегрированных в сложные системные структуры. В этом смысле сам объект управленческой акмеологии весьма сложен, а в психологическом смысле в какой-то степени даже противоречив. Управленческие кадры, нацеленные на личностно-профессиональное развитие, достижение высокого уровня профессионализма, обычно осуществляют эти свои планы в процессе профессиональной карьеры. Она же имеет различные траектории, в том числе и те, которые могут негативно сказаться на выбранных профессиональных стандартах и нормативно-нравственной системе регуляции поведения и отношений.
В управленческой акмеологии профессионализм субъектов управленческого труда раскрывается с различных позиций:
1) формирования продуктивной Я-концепции управленца-профессионала;
2) реализации его творческого потенциала, особенно при принятии управленческих решений;
3) формирования психологической готовности к высокоэффективной управленческой деятельности, в том числе и при экстремальных кризисных ситуациях;
4) развития акмеологической компетентности при формировании управленческой команды и ведения кадровой работы;
5) мотивации профессиональных достижений в управленческой деятельности;
6) формирования системы стилеобразующих характеристик управления, резервов функциональных возможностей при управлении в экстремальных ситуациях.
Особое внимание уделяется развитию личностно-деловых и профессионально важных качеств управленца, прежде всего силы личности, самоэффективности и ответственности. К настоящему времени обоснована акмеологическая концепция развития профессионализма субъектов управленческой деятельности.
В то же время развитие управленческой акмеологии сопряжено с немалыми сложностями. Одной из самых значимых из них является отсутствие единства мнений у акмеологов относительно персонифицированных эталонов профессионализма в сфере управленческой деятельности. Действительно, кто из известных управленцев, добившихся выдающихся результатов в этой сфере деятельности, мог бы стать образцом, ориентиром для профессиональных достижений? Да, можно привести немало масштабных свершений, осуществленных благодаря искусству управленца. Однако нередко за ними стоят множество негативных моментов, особенно касающихся морально-психологической цены управленческих решений. В то же время данное направление прикладной акмеологии получило хороший научный импульс и должно дать важные научно-практические результаты.
В рамках управленческой акмеологии в последние годы проводятся весьма интенсивные и конструктивные исследования по комплексной проблеме профессионализма государственных служащих, так как многие государственные служащие осуществляют комплексную управленческую деятельность, которую можно рассматривать как особую область данного направления прикладной акмеологии. Ее отличительной особенностью является тесное взаимодействие управленческой акмеологии с комплексом дисциплин, разрабатывающих проблемы профессиональной деятельности госслужащих*.
* Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы / Под ред. А. А. Деркача и В. Г. Зазыкина. — М.: РАГС, 1997; Психология и акмеология профессиональной деятельности кадров государственной службы / Под ред. А. А. Деркача и В. Г. Зазыкина. -- М.: РАГС, 1998 и многие другие.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Мясникова Лидия Николаевна. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной компетентности педагога
  • Калиниченко Вера Георгиевна. Профессиональная компетентность педагога ДОУ в современных условиях
  • Матвеева Анна Александровна. ОПЫТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  • Силина Светлана Владимировна. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности воспитателя ДОУ
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Пескова Юлия Дамировна. Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО
  • Галина Петрова. Трудовая деятельность, как условие формирования социальной компетентности дошкольников
  • Дехтярь Марианна Семеновна. Содержание деятельности старшего воспитателя.
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Васильева Наталья Николаевна. Индивидуальный план развития профессиональной компетентности молодого специалиста
  • Леонова Инесса Николаевна. Конкурс профессионального мастерства как средство профессиональной самореализации педагогов
  • Тыщенко А.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности
  • Плотниченко Наталья Александровна. ММ-презентация для проведения семинара для педагогов на тему: «Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения»
  • Зуева Татьяна Владимировна. Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.
  • Зуева Татьяна Владимировна. Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.
  • Программа психолога элективного курса направленная на выбор профессионального пути
  • Иванова Ирина Васильевна. Организация проектной деятельности в МДОБУ № 12 «Сказка» в условиях реализации ФГОС ДО
  • Редактор. Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование
  • Крутикова Галина Константиновна. «Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование»
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Пронина Альбина Альбертовна. «Развитие коммуникативных умений у дошкольников через организацию театрализованной деятельности»
  • Гончарова Ирина Ивановна. Развитие социальной компетентности у старших дошкольников.
  • Погодаева Ирина Викторовна. Развитие ранней профессиональной ориентации у дошкольников
  • Дмитрий Петухов. Психодиагностический тест Круг
  • Деятельность Центра профессионального самоопределения школьников "Навигатор": из опыта работы
  • Гордова Юлия Львовна. «Развитие исследовательской и проектно-экспериментальной деятельности у детей как условие успешной социализации»
  • Русалинова Олеся Александровна. Особенности психологической адаптации молодых специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения
  • Зайцева Ольга Владимировна Гуцу Юлия Игоревна. Особенности личности и профессиональной компетентности педагога инклюзивного образования
  • Кулагин Б. В. - Основы профессиональной психодиагностики
  • Будруева Елена Александровна. «Театрализованная деятельность в ДОУ – путь к развитию речи дошкольников».
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Аликаева Вера Евгеньевна. Доклад На тему: Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов как фактора повышения качества педагогического процесса в условиях ФГОС
  • Никитина Анна Валерьевна. Определение потенциальных возможностей психического развития дошкольника
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Петрик Наталия Александровна. Формирование социальной компетенции дошкольников в условиях взаимодействия детского сада и семьи
  • Соковнина М.С. Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Соболева Е.С., Соковнина М.С. Внутриличностные механизмы профессионального выгорания специалистов помогающих профессий
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.
  • Елена Куликова. Основы саморегуляции.
  • Николаева Марина Александровна. СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
  • Редактор. proekt
  • Виноградова Елена Константиновна. Формирование коммуникативной компетентности педагогов во взаимодействии с родителями воспитанников
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Серёдкина Надежда Николаевна. Методический портфель педагога дошкольного образования (образовательная область «Познавательное развитие», тематический блок экологическое воспитание старших дошкольников)
  • Федорова Елена Владимировна, Тахтаракова Екатерина Сергеевна. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
  • iehibkbyf. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка.
  • Мария Мазурик. Социально-педагогическое проектирование в дошкольном образовании
  • Кузьмина Марина Владимировна. Реструктуризация содержания образовательной деятельности



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь