Крайг Грэйс. Психология развития.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 142175

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Глава 2. Теории развития человека введение
• Каковы основные события, сделавшие вас тем, кем вы являетесь? « Считаете ли вы, что ваша жизнь сложилась под воздействием устойчивых и непрерывных влияний (например, избранного вашими родителями способа воспитания детей), или на нее коренным образом повлияли непредвиденные обстоятельства и события, приведшие к резким переменам. (Кратко запишите влияния, которые сочтете основными, чтобы проследить дальнейшее развитие.)
Ваша следующая задача — попытаться установить один или несколько теоретических подходов к развитию, которые объясняли бы основные темы вашей жизни:
• Считаете ли вы, как сочли бы последователи теории научения, что вы сформировались под воздействием обучения и опыта ваших родителей? (Перечислите несколько примеров, показывающих, почему вы соглашаетесь или не соглашаетесь с теорией научения.)
• Считаете ли вы, как сочли бы психологи гуманистического направления, что вы сформировали свое собственное будущее, самостоятельно делая выбор и принимая решения? (Приведите примеры.)
• Считаете ли вы, как считают сторонники когнитивных теорий, что ваши достижения объясняются вашей способностью анализировать и решать проблемы? (Приведите несколько примеров.)
• Какую роль в достижении вами успеха сыграли бессознательные влечения? Какова роль биологических факторов в развитии свойств вашей личности?
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
Аккомодация (accommodation) Анальная стадия (anal stage) Ассимиляция (assimilation) Бихевиористы (behavlorists)
Генерализация раздражителей (stimulus generalization) Генитальная стадия (genital stage) Гуманистическая психология (humanistic psychology) Детерминистская модель (deterministic model) Дооперациональная стадия (preoperational period) Закон эффекта (law of effect)
Зона ближайшего развития (zone of proximal development) Идентификация (identification)
Информационный подход к развитию (information processing theory) Классическое обусловливание (classical conditioning) Контробусловливание (counterconditioning) Латентная стадия (latency period) Механистическая модель (mechanistic model) Модификация поведения (behavior modification) Обусловливание избеганием (avoidant conditioning) Оперантное обусловливание (operant conditioning) Оперантное поведение (operant behavior) Оральная стадия (oral stage) Позитивное отношение (positive regard) Понимание сохранения (conservation) Последствия реакции (response consequences) Прегенитальный период (pregenital period) Психоаналитическая традиция (psychoanalytic tradition) Самоактуализация (self-actualization) Сенсомоторный период (sensorimotor period) Систематическая десенсибилизация (systematic desensitization) Стадии психосексуального развития (psychosexual stages) Стадии психосоциального развития (psychosocial stages) Стадия конкретных операций (concrete operations) Стадия формальных операций (formal operations) Социобиология (sociobiology)
103
Часть 1. Комплексное изучение жизненного пути человека
Структуралисты (structuralists) Схема (scheme)
Уравновешивание (equilibration) Фаллическая стадия (phallic stage) Формирование реакции (shaping) Экзистенциализм (existentialism) Эрогенные зоны (erogenous zones) Этология (ethology)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Baker, B.L, & Brightman A.J., Steps to independenct: A skills training guide for parents and teachers of children with special needs. 2-е изд. — Baltimore: Paul Brookes, 1989. Родителям и учителям предлагается изложение основных принципов поведенческого анализа, написанное популярным, увлекательным и легко читаемым языком.
Bruner, J., & Haste, H. Making Sense: The child's construction of the world. London: Methuen, 1987. В этой тоненькой книжечке решение детьми различных задач, их речь и взаимодействия с окружающими рассматриваются с точки зрения когнитивной теории, которую интересует социальный контекст научения.
Eibl-Eibesfeldt, I. Human ethology. New York: Aldine De-Gruiter, 1989.
Этот обзор исследовательских работ и этологических интерпретаций человеческого поведения несомненно заслуживает того, чтобы потратить на его изучение несколько часов.
Kegan, R. The evolving self: Problems and process in human development. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1982.
Кеган обобщает аспекты нескольких теорий — теорий Пиаже, Колберга, Маслоу, Эриксона и других, — чтобы получить более полное описание развития личности, которое продолжается и после достижения взрослости. Хотя эта книга несколько трудна для новичка, она, вероятно, является теоретическим трудом, имеющим большое значение для понимания психологии юности и взрослости.
Lorenz, К. King Solomon's Ring. New York: Crowell, 1952.
Популярный этолог Конрад Лоренц предлагает увлекательные описания повадок и привычек различных животных и птиц. Книга написана с юмором и любовью и дает много поводов для размышления (есть русский перевод: Лоренц К. Кольцо царя Соломона. — 2-е. изд. — М.: Знание, 1978.)
Miller, P. Theories of developmental psychology. 2-е изд. — New York: W. H. Freeman, 1989.
Миллер проводит прекрасный обзор основных теорий развития, а также весьма полезное обсуждение роли теории в психологии развития.
Rogers, С. R. On becoming a person. Cambridge, MA: Riverside Press, 1961.
В очень легкой для чтения книге Роджерс предлагает понятную и внушающую оптимизм модель личностного роста в течение всей жизни (есть русский перевод: Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Прогресс, 1994).
Rogoff, В. Apprenticeship in thinking: Cognitive development in social context. 2-е изд. — New York:
Oxford University Press, 1990.
Увлекательное, но при этом научное обобщение кросскультурных исследований о социальном
формировании мышления детей в процессе их участия в культурной деятельности.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Валлон А. Психическое развитие ребенка. (Пер. с фр.) — М.: Просвещение, 1967.
В книге известного французского психолога представлена оригинальная теория психического развития, знакомство с которой будет полезным дополнением к материалу главы 2 данного учебника.
104
Глава 2 Теории развития человека: введение
Выготский Л. С. История развития высших психических функций// Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 3. — М.: Педагогика, 1983, с. 6-328. Основное теоретическое исследование Л. С. Выготского по проблемам развития высших — «подлинно человеческих» — психических функций.
Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка// Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения в 2 т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1983, с. 281-302.
Краткое изложение оригинальной концепции стадиального развития как смены ведущего вида
деятельности. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. (Пер с нем.) — М.: Республика, 1998, с. 243-467.
В «Оборотной стороне зеркала» (так Лоренц называет познавательную способность человека)
наиболее полно и ярко показаны возможности этологического подхода в объяснении развития человека и человечества.
Салливан Г. С. Интерперсональная теория в психиатрии. (Пер. с англ.) — СПб.: Ювента; М.: «КСП+», 1999.
Курс лекций, прочитанный Салливаном в Вашингтонской школе психиатрии зимой 1946-1947 гг., включает большой раздел о динамике развития личности с рождения до юношеского возраста. Идеи Салливана позволят читателям данного учебника посмотреть на некоторые содержащиеся в нем оценки и положения с позиции, отличной от позиции автора.
Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. (Пер. с англ.) — Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
Авторы предприняли интересную попытку свести воедино, с позиций эго-психологии, многочисленные и подчас противоречащие друг другу психоаналитические теории развития личности.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Марцинковская Т.Д. Психология
  • Сапогова Е.Е. Психология развития человека
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Реана А.А. Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. Когнитивная психология. Под редакцией
  • Пиаже Жан. Психология интеллекта.
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Братченко Сергей. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ДЖЕЙМСА БЮДЖЕНТАЛА: УРОКИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИИ
  • Толочек В.А. Современная психология труда
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Гуссерль Эдмунд. Философия как строгая наука. Логические исследования.
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Братусь Б. К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ
  • Обухова Л. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ
  • Лекции по курсу психология аномального развития для клинических психологов - Автор неизвестен.
  • Привеса. Анатомия человека. Под ред. М.Г
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Этология
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Джемс. Психология.
  • Лаврова Александра Сергеевна. Семейное воспитание и его проблемы в настоящее время
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Шаповаленко И.В. Возрастная психология
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций
  • Миронова М. ПОСТРОЕНИЕ ЛЕСТНИЦЫ РАЗВИТИЯ/РЕГРЕССИИ В ХРИСТИАНСКИ-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Аткинсон Р.Л, Аткинсон Р.С, Смит Э.Е, Бем Д. Дж. и др. Введение в психологию
  • Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя
  • Никифорова Г.С. Психология здоровья. Под редакцией
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Обухова Л.Ф. Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка.
  • Спасенников В.В. Экономическая психология
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы.
  • Никита Тараторин. Психологи на службе спецслужб
  • Холодная М. А. Психология интеллекта.
  • Фихте И. НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь