Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57076

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Каким образом женщины справляются с этими трудностями? Какие способы совладения используют?
Результаты исследования показывают, что структура совладаю -щего поведения (то есть соотношение стилей совладающего поведения) женщины во время беременности и женщины, не имеющей ребенка, не отличаются. Чаще всего и те, и другие, выбирают проблемно-ориентированный стиль совладения, на втором месте — социальное отвлечение, затем — избегание, и, наконец, эмоционально-ориентированный копинг и отвлечение от проблемной ситуации.
Таблица 6
Структура психологического совладания
женщин в период беременности
и после рождения ребенка (п = 50),
а также женщин, не имеющих детей (п = 50)
Стили и субстили совладающего поведения Беременные женщины Матери Женщины без детей
(методика КПСС) Среднее значение Рейтинг Среднее значение Рейтинг Среднее значение Рейтинг
Проблемно-ориентированный копинг 3,44. 1 3,53 1 3,64 1
Эмоционально -ориентированный копинг 2,81 4 2,77 3 2,81 4
Копинг, ориентированный на избегание 2,90 3 2,59 4 2,86 3
Отвлечение 2,39 5 2,13 5 2,46 5
Социальное отвлечение 3,21 2 3,29 2 3,41 2
125
В совладающем поведении женщин-матерей эмоционально -ориентированный копинг занимает третье место, а копинг, ориентированный на избегание — четвертое, что отличает эту структуру от их же показателей во время беременности и от показателей без -детных женщин.
Как следует из таблицы, приоритеты в выборе стилей копинга остаются почти теми же. Различается ли выраженность (частота использования) в поведении отдельных стилей в группах женщин с детьми и без детей, а также у одних и тех же женщин до и после рождения ребенка?
Статистический анализ показывает, что существуют значимые различия по нескольким стилям совладающего поведения в исследуемых группах.
Беременные женщины значительно реже используют в трудных ситуациях проблемно-ориентированный копинг. И если в сравнении с ихже выбором, но уже после рождения ребенка, по этому стилю разница незначима, то в сравнении с выбором женщин, не имеющих детей, она существенна. Эти данные подтверждают результаты исследований западных авторов о снижении эффективности проблемно-ориентированного копинга при совладании с трудностями и стрессами беременности.
Социальное отвлечение как способ совладания с трудностями достаточно часто используют женщины всех групп. Столкнувшись с трудностями, они «звонят другу», «проводят время с близким человеком», «стараются быть на людях», «разговаривают с тем, чей совет особенно ценят». Средние показатели выраженности этого субстиля у бездетных женщин кажутся несколько выше, чем у беременных и женщин с детьми.
Матери нуждаются в поддержке и чаще используют эту стратегию, но для них содержание этой стратегии по смыслу приближается к проблемно - ориентированному стилю. Специфические труд -ности этапа принятия роли матери требуют «обращения за помощью к специалисту», «совета родственника или друга... того, кто может помочь в этой ситуации». По сути, для молодых матерей такое поведение способствует решению проблем, связанных со здоровьем ребенка, а они отмечаются матерями как наиболее серьезные и трудные в этот период. Кроме того, женщины, принимая материнскую роль, во многом ориентируются на социальные ожидания, внешне задаваемые нормы ролевого поведения. Все это
126
объясняет активный поиск социальной поддержки молодыми матерями.
Гипотеза о большей выраженности эмоционально-ориентированного стиля совладания у женщин, чья беременность протекает благополучно и не сопровождается серьезными стрессами, статистически не подтверждается. Во время беременности этот стиль в среднем используется женщинами чаще, чем после рождения ребенка или по сравнению с женщинами, не имеющими детей, однако эта разница статистически не значима.
Существует динамика в выборе таких стилей совладания, как избегание и отвлечение. Они значительно различаются у одних и тех же женщин до и после рождения ребенка.
В период беременности «охранительные» стратегии избегания и отвлечения помогают женщине уберечь свою психику (и здоровье ребенка) от неблагоприятных стрессовых ситуаций, и поэтому она чаще их использует. Матери значительно реже уходят от проблем, предпочитая отнестись к возникшей трудной ситуации как к задаче и сосредоточиться на ее решении. И если говорить о направленности совладающего поведения в трудной жизненной ситуации — приближение или удаление от проблемы, — то матери ориентированы на первый тип (приближение), беременные на второй (удаление). И это понятно: ответственность за жизнь и здоровье ребенка, которую женщина ощущает, став матерью, ограниченность социальной активности и сосредоточенность сознания на новых материнских функциях не позволяют женщине отвлечься или «убежать» от проблемы.
Данная особенность в выборе копинг-стилей проявляется и в сравнении с результатами группы женщин, не имеющих детей.
Таким образом, избегание и отвлечение от проблемы как способы совладания с трудностями из исследуемых групп женщин менее всего присущи матерям.
Аналогичные результаты получены в исследовании и с помощью другой методики (ОСС).
Данные о совладеющем поведении женщин похожи: первые места в рейтинге занимают проблемно-ориентированные стратегии и «поиск социальной поддержки». В конце ряда предпочтений — избегание, отвлеченней дистанцирование, как наименее приемлемые для женщины в этот период.
127
Таблица 7
Результаты выбора копинг-стратегий женщинами после рождения ребенка и бездетными женщинами
Копинг - стратегии Матери (п = 50) Женщины без детей (п = 50)
(методика ОСС) Среднее значение Рейтинг Среднее значение Рейтинг
Поиск социальной поддержки 1,99 1 1,86 3
Планирование решения проблемы 1,95 2 2,05 1
Принятие ответственности 1,89 3 1,80 4
Самоконтроль 1,86 4 1,91 2
Положительная переоценка 1,59 5 1,73 5
Конфронтация 1,58 6 1,55 6
Дистанцирование 1,43 7 1,51 8
Бегство - избегание 1,43 8 1,55 7
Значимые различия в выборе определенных копинг-стилей и стратегий в двух группах позволяют говорить о них как об особен -ностях совладающего поведения женщины на этапе принятия роли матери. Они состоят в следующем:
1) проблемно-ориентированный копинг, несмотря на то что используется чаще других, у беременных значительно менее выражен, чем у женщин, не имеющих детей;
2) копинг, ориентированный на избегание и отвлечение от проблем, — наименее характерные стили совладания на этапе принятия роли матери как в период беременности, так и после рождения ребенка, в сравнении с этими же стилями в поведении женщин, не имеющих детей;
3) матери больше нуждаются в социальной поддержке и чаще используют эту стратегию, содержание которой в силу специфики ситуации приближается к проблемно - ориентированному стилю.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Татьяна Гунина. Значение семьи в жизни человека
  • Тяблина Инна Николаевна. Взаимосвязь супружеских и детско-родительских отношений
  • Н.Н. Обозов. Любовные, семейно-брачные и родственные отношения. Супружеская совместимость и притирка характеров
  • Маргарита Исакова. Консультация 'Семья'
  • Чалдаева Е.В. Системная семейная терапия подростка с отклоняющимся поведением
  • Наделяева Галина. Конспект ООД: «Семья и семейные ценности»
  • Гусарова О.И. Применение принципов краткосрочного психологического консультирования в смешанном консультировании по вопросам семьи и брака
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Афанасьева М. Особенности структуры семьи в современном культурном контексте. Возможности консультирования
  • Асевова Лайла. Проект «Моя семья» старшая группа
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования
  • Кандакова Любовь Александровна. «Совместный отдых – путь к семейной гармонии»
  • Гусева Ольга Николаевна. Методическая разработка для старшего дошкольного возраста «Бабушка – душа семьи»
  • Кудинова Ирина Борисовна. Сказкотерапия как средство формирования семейных ценностей
  • Секс после свадьбы: есть ли он?
  • Калашникова Юлия. Взаимодействие семьи детского сада
  • Наталья Викторовна Лыкова. Акция 'Семейное гнездышко' (праздник День Семьи)
  • Михайлова Ольга Владимировна. Конспект НОД детей в 1 младшей группе «Моя семья»
  • Редактор. Праздники с детьми — День семьи для детей
  • Житихина Анна Викторовна. Образовательный проект «Моя семья!» в подготовительной группе
  • Кашина Мария Юрьевна. Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности «ЗНАМЯ СЕМЬИ — ЛЮБОВЬ»
  • Охезина Ольга Александровна. Развлечение для дошкольников «Моя семья»
  • Дроздова Евгения Григорьевна. Консультация для родителей «Важность семейных традиций в воспитательной деятельности»
  • Шарфф Д.Э. Динамика внебрачного секса
  • Эмпирические исследования взаимодействия стиля семейного воспитания и эмоционально-личностных особенностей старших дошкольников
  • Райш К. Пара в кризисе: психоаналитическая терапия пар
  • Кодола Лариса. Занятие по самопознанию в старшей группе: «Я и моя семья»
  • Шушлебина Елена Валерьевна. Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании маленького гражданина»
  • Козлова Ирина Константиновна. Сценарий спортивного досуга с родителями «Счастливы вместе»
  • Криттенден П. Трансформация отношений привязанности в юности
  • Толокольникова Надежда Николаевна. Непосредственно – образовательная деятельность с детьми во второй младшей группе Тема «Моя семья»
  • Карлин Е. А. Проблема совмещения индивидуальных и общих интересов в супружеской жизни
  • Борисова Алла Витальевна. ПРОЕКТ «Семьей дорожить-счастливым быть»
  • Сатир Вирджини. Почему семейная терапия
  • Васильева Галина Валерьевна. Мир «неблагополучной семьи» глазами самого ребенка
  • Кокурина Надежда Васильевна. КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Ромашковое счастье»
  • Тимкина Наталия Валерьевна. Праздник на День Семьи 'Наша дружная семья'
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Ольга Мягкова. Взаимодействие ДОУ и семьи. Обобщение опыта
  • Морозова Марина. Психология семьи. Алкогольная зависимость
  • Шатова Марина. Дидактическая игра 'Герб моей семьи'
  • Калин Ольга. Консультация для родителей дошкольников: «Роль семьи в развитии ребенка»
  • Денисова Галина Петровна. Проект «Наша дружная семья»
  • Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна. Сценарий праздника «Моя семья – моя радость»
  • Вильданова Лира Рауфовна. Эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Пустовая Елена Николаевна. Сценарий мероприятия «Семья – место, где ценят, любят, берегут»
  • Харина Елена Георгиевна. «Наша дружная семья». Сценарий праздника, посвящённый Дню семьи, любви и верности
  • Горностай П. П. Сильная женщина, слабый мужчина? (Семейные игры и сценарии)



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь