Бакиров Анвар. С чего начинается НЛП.

Категория: Библиотека » Гипноз, транс, NLP | Просмотров: 16838

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, RTF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Запрет прозвучал достаточно общий. А конкретных указаний, какие именно слова нельзя произносить, не прозвучало. Еще бы! Эти «страшные» слова воспитатели могут позволить себе только перед взрослыми. А ребенку — непонятно. Поэтому, особо послушные дети (или при особо громком крике, подкрепленном поркой) перестают произносить все те слова, которые были в той злосчастной фразе. Поздравляю с появлением очередного молчуна или заики.
«Ты отлично сегодня работал!» — А что является критерием? Много? Качественно? Быстро? «Ты очень добрая!» — А как ты догадался? «Ваши слова звучали действительно убедительно!» — Какие конкретно? «Ты классно к нему подстроился!» — А что я сделал? По каким параметрам? «Я тронут вашим вниманием!» — А это как? «Ты очень остроумная!» — Какая из острот тебе больше понравилась?
Надеюсь, эти мета модельные вопросы останутся в вашем внутреннем диалоге, а на поверхности окажутся готовые ответы. Привыкайте давать четкую и понятную обратную связь, не забывая, впрочем, об очаровании просто благозвучных комплиментов. Ведь они так украшают нашу жизнь!


Всеобщее программирование судьбы .

За долгие века существования системы образования сформировался общеизвестный способ получения обратной связи о собственных знаниях — оценки. Кажется, это действительно лучшее, до чего могло додуматься человечество. В самом деле, подобная массовость подхода к обучению требует столь же универсальной системы оценивания.
Все бы хорошо, да только люди постепенно начали забывать, что поставленная оценка фиксирует уровень знаний на данный момент . Она имеет очень слабое отношение к способностям ученика. А тем более — к его личности. Между тем, существует разряд оценок, буквально определяющий нашу дальнейшую жизнь.
Всем нам неоднократно приходилось сдавать экзамены. Помните то «чудесное» чувство, когда вы знали, что от предстоящего экзамена зависит ваше будущее. Выпускные в школе, вступительные в ВУЗ, экзамены в сессию, защита диплома, защита диссертации… Часто за этими событиями стояла ваша карьера и возможность дальнейшего роста.
Там наши знания оцениваются и заработанные практически лотерейным способом оценки попадают в личное дело, начиная влиять на все дальнейшие оценки. Почему лотерея? Потому что на это испытание влияет такое количество различных факторов, что текущие знания оказываются далеко не определяющим. Это удачно или неудачно вытянутый билет, ваше самочувствие и настроение оценивающего. А как вам такой фактор, как его отношение лично к вам? Немалую роль играет степень уверенности вашего ответа, то есть его несловесная часть. Некоторых особенно интересуют ваши прошлые оценки…
Студенты даже придумали расшифровку оценок, согласно собственным заслугам:
ОТЛ — обманул товарища лектора
ХОР — хотел обмануть — разоблачили
УД — удалось договориться
НЕУД — не удалось…
Так что знания здесь порою — ни при чем.
Я уже не говорю о том простом факте, что большинство студентов за несколько дней до экзамена не знают о предмете практически ничего. И с почти такой же скоростью все забывают. Теперь представьте, что у такого студента внезапно появились неотложные дела или в общежитии за день до экзамена отключили свет — это же катастрофа! Теперь преподаватель сможет с полным правом поставить ему «неуд», и это несмотря на то, что буквально через день на пересдаче знания будут на «отлично».
Бывает очень обидно, когда от набора, в общем то, случайных факторов зависит оценка наших знаний. А ведь по совокупности полученных оценок порою судят о нас самих. Так и появляются «двоечники», «троечники», «хорошисты» и «отличники». И первые из них оказываются «людьми второго сорта», а вторые — «ботаниками» и «зубрилами». Это в школе.
А в жизни потом наблюдается почти железная зависимость — те, кого успели «забить» учителя и прочие воспитатели, идут либо в рабочий класс, либо в бандиты. Они даже не пытаются чему то выучиться, считая себя «неспособными». Те же, кто все таки сумел сбросить гнет былых оценок и поступил в престижный ВУЗ, часто оказываются весьма преуспевающими по жизни людьми. Что еще раз доказывает относительность проставленных им в прошлом оценок.
Сын приходит из школы. Отец:
— Что принес сегодня?
— "Тройку".
— Молодец! Поставь в холодильник.
Инерция оценочного мышления до сих пор заставляет многих вздрагивать, когда какой либо значимый для них человек пытается дать им обратную связь. Они с напряжением ожидают: похвалит или поругает. Так ли я хорошо делаю, как мне это кажется. Достоин ли я похвалы? Стоит ли мне продолжать? Порою излишняя мнительность убивает на корню самые замечательные начинания. Читали когда нибудь второй том «Мертвых душ»? Я тоже. Испугался оценки великий русский писатель…
Как вы понимаете, при обратной связи высокого качества никто никому оценок не выставляет. Ничего не оценивается. Просто мы говорим о некоторых действиях, которые показались нам эффективными в тот момент времени . Потом мы можем присоветовать еще какой то набор полезных по нашему мнению действий. По нашему мнению и на тот момент времени . Его могут принять к сведению или не принять — просто идет некоторый обмен мнениями.
В какой— то степени такой эффект достигается тем, что мы обсуждаем события, которые были в прошлом, оставляя их там. Мы ничего не знаем о том, что будет в будущем. Мы не знаем, как тот же человек сделал бы то же самое спустя пять минут или час. Нам удалось заметить нечто, что было тогда . Именно о нем мы и рассказываем. Говорим о том, что тогда видели и слышали сообщаем информацию. Даем обратную связь.
Оставляя все события в прошлом, мы освобождаем настоящее и будущее для изменений.
Мужик поймал Золотую Лягушку. Та ему и говорит:
— Повезло тебе, мужик. Исполню я тебе одно твое желание.
— А почему только одно? — удивился он.
— А как иначе? Я ж тебе не Рыбка — я Лягушка!
Задумался мужик: «Что б такое загадать, чтобы одним махом все желания выполнить?» Думал думал и решился:
— Золотая Лягушка, хочу, чтобы у меня все было!
— Мужик, ты хорошо подумал?
— Хорошо!
— Точно?
— Ну, да.
— Ну ладно, мужик, пеняй на себя: у тебя все было…
Получив обратную связь, человек теперь имеет необходимую информацию для дальнейшего роста. Он теперь знает больше о своих действиях в прошлом, а также о том, как они виделись вам. На основе этих знаний он и будет действовать дальше.


По поводу третьей позиции .

Есть на Руси старинная народная забава — резать правду матку в глаза. Ну то есть так забавлялись не только там, но и во всем мире. Нечто из серии: «Платон мне друг, но истина дороже!» Причем это считается проявлением высшей доблести и смелости. Это ж надо суметь сказать горькую истину прямо в лицо, не побоявшись испортить хорошие отношения с человеком. И в правду — видеть поначалу растерянный, потом — обиженный, а то и обозленный взгляд приговоренного вами — зрелище не для слабонервных.
Поначалу это делают «скребя сердцем» и под девизом: «Истина дороже». Потом, по мере дальнейшего огрубения души это делается все легче и легче. И кто то даже начинает получать от подобной борьбы взглядов некоторое удовольствие. Особенно легко это происходит на фоне постепенной потери друзей и все большего обозления на мир.
Извините, но процедура обратной связи высокого качества лишает вас подобного удовольствия. Потому что мы все выходим в третью позицию . Мы диссоциируемся от самих себя в прошлом. Все эмоции остались там. Остался сухой остаток полезной информации. Его то вы и передаете. Вы словно обсуждаете просмотренный по телевизору фильм. Пусть актеры в нем похожи на вас — это всего лишь актеры!
Диссоциация снимает весь накал страстей. Да, в вас действительно могла кипеть буря эмоций. Пусть она себе продолжает кипеть, только — в нем. В том, от имени кого вы говорите. А вы теперь спокойно и уверенно сможете говорить то, что надо вам, а не то, что давно наболело. Без этого процедура получения обратной связи рискует превратиться в нечто менее приятное.
Вы отсоединились от себя и поднялись над ситуацией — теперь и обзор лучше. Заметны новые детали и проясняется общая схема происходящего. Более того, выходя в третью позицию, мы берем с собой и собеседника. Мы ставим в позицию беспристрастного наблюдателя и его тоже. Его ответные эмоции остались там же, где и ваши — в прошлом.
Когда вместо «я считаю, что тебе надо…» звучит «наблюдателю показалось, что тому человеку следовало бы…», происходит чудо — ваши слова начинают доходить до сознания человека. Если раньше он активно защищал собственную неприкосновенность, то теперь он в безопасности. Ведь вы говорите о взаимоотношениях «тех людей».
Он уже не сможет слепо отмахнуться от этих слов — они говорятся не ему! И не вами. Мало ли чей диалог вы пересказываете! А между тем вся необходимая информация уже передана. Без какого либо сопротивления. Что, собственно, и требовалось.
Совершенно особая песня в этом вопросе — метафора . Иногда ее можно рассматривать, как крайнюю форму выхода в третью позицию. Здесь, метафора — это небольшая история или анекдот, отношения между героями которых очень похожи на реальные жизненные отношения. Было ли у вас когда нибудь такое, что вычитанная в книге или подсмотренная в фильме ситуация здорово напоминает вашу?
В пути у дамы поломалась машина. Она останавливает такси и просит водителя помочь ей. Таксист лезет под капот. Дама интересуется:
— Ну как, большая поломка?
— Мадам, если бы это была лошадь, я бы посоветовал ее пристрелить.
Метафора, как волшебное зеркало, отражает реальную жизнь. И в этом зеркале мы можем многое понять о себе и о своей проблеме. А возможно — сможем найти там ответы на так волнующие нас вопросы. В НЛП и Эриксоновском гипнозе есть целые исследования по поводу метафор. Как их создавать, как и какие подсказки в них заключать, в каких случаях применять…
Это целая наука со своими открытиями и достижениями. Здесь же для нас важно, что метафора может помочь нам мягко обойти любые возражения человека. И вывести и его, и себя в третью позицию. Впрочем, для этих целей есть и более простые способы. И их следует освоить в первую очередь.
Не секрет, что выход в третью позицию потребует определенного искусства в речи. Это не настолько распространенная привычка, чтобы автор мог рассчитывать на то, что любой читатель сделает это легко и непринужденно с первого же раза. Да и для других людей подобный способ общения может несколько удивить. Особенно с непривычки. Да еще — неожиданно.
Что ж, на первое время действительно бывает уместно предупреждать о несколько новом стиле беседы. Особенно успешно проходят подобные вещи на фоне увлечения новейшими видами психологии. Можно, например, буквально сослаться на то, что в одной книге был описан подобный способ, и вы ему теперь учитесь. Выполняете упражнение.
А там, где не любят всяких новомодных психологических штучек, легко сослаться на… ораторское искусство, интеллектуальный тест, тренировку по расширению словарного запаса… Иногда полезно превратить это в игру: «Давай оба попробуем говорить по новому». Впрочем, наработав соответствующий навык, замечаешь, что выход в третью позицию практикуется достаточно часто.
Особенно политиками. А еще — родителями, воспитателями и прочими хорошими людьми. Причем, делается это настолько естественно, что без специального на то указания никто этого не замечает. «Ну разве такое можно родителям говорить?!» — эффективно вышибает ребенка в третью позицию. «Давай обсудим трудности в наших взаимоотношениях,» — знакомо? «Президента часто спрашивают, не собирается ли он прикрыть свободу слова,» — начинает свой ответ президент…



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Притча «Слишком просто»
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Притча «Достиг цели»
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Йегуда Ашлаг. Каббала в сравнении с науками
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Георгий Почепцов. Коммуникативные операции вчера и сегодня
  • Редактор. Солёные сувениры на палочке
  • Авакумов С.В. Мотив инициации в сновидениях и психотерапевтическом процессе
  • Проективный тест «Морские сокровища». Методика прояснения целей и ресурсов.
  • Золотые правила постановки и достижения целей
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Приворот белой магии
  • Редактор. Аппликация по мотивам сказки 'Колобок'
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Главный Редактор. Достижение гибкости тела
  • Притча «Истина не в словах»
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Притча «Большую цель можно достигнуть»
  • Тест "Боги и Богини"
  • Журавский Олег. Карта на каждый день
  • К чему снится черепаха
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Притча «Второй и второй»
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Фрумкин К. ЦЕЛИ ЖИВОГО СУЩЕСТВА
  • Черная магия привороты
  • Анна Соколова. Кризис среднего возраста: время депрессии или новых возможностей?
  • Как избавится от невезения за один сеанс
  • Если во взаимоотношении нет понимания: прием имаго-метода в семейном психологическом консультировании
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Притча «Носитель»
  • Притча «Домой»
  • Мощное послание от 24-летнего умирающего парня. Он точно знает, в чем смысл жизни.
  • Кэмерон Дж. ПУТЬ ХУДОЖНИКА
  • Макаренко Э.В. Три вида жизненных сценариев.
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Лободенко Наталья Леонидовна. КАК ДОБИТЬСЯ УСПЕХА В КАРЬЕРЕ»
  • Метафоры, для воодушевления людей, для создания команды.
  • Редактор. Как весело провести день рождения на природе?
  • Финальный; Final
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Притча «Разнообразие»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь