Бауманн Урс, Перре Майнрад. Клиническая психология.

Категория: Библиотека » Медицинская психология | Просмотров: 156403

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Так как внешнее давление (прекращение преследования законом, притупление болезненных симптомов) в первые недели лечения быстро отходит на второй план и начинают снова доминировать воспоминания о положительных переживаниях в связи с приемом веществ, мотивация к продолжению и планомерному окончанию лечения начинает ослабевать. В каждом отдельном случае при составлении плана лечения должна тщательно анализироваться готовность к изменениям. Может быть, например, так, что клиент хотел вылечиться лишь от последствий своей болезни, но не был готов к изменению своего поведения, связанного с употреблением вещества. Другой, например, переживает первые негативные последствия приема веществ и начинает взвешивать все «за» и «против» их потребления. В таком случае было бы ошибкой настаивать на немедленной дезинтоксикации и проведении лечения до полной абстиненции. Первоочередной задачей в этих случаях должна стать всемерная поддержка клиентов в оценке создавшегося положения, в осознании всех негативных последствий дальнейшего потребления, а также позитивных долговременных последствий лечения. Прохазка и ДиКлементе (Prochaska & DiClemente, 1986) в своем исследовании выделили множество фаз готовности к изменению (рис. 34.3.1). Попавший в зависимость, как правило, проходит по несколько раз эти циклы, так как у него неоднократно бывают рецидивы. С годами продолжительность рецидивов укорачивается, а фазы полной абстиненции — удлиняются. Для правильного планирования лечения очень важно учитывать результаты этого исследования; чтобы в каждом конкретном случае терапевтические мероприятия и мероприятия, повышающие мотивацию, соответствовали определенной фазе (см. табл. 34.3.1; более подробно см. Petry, 1993a).


Рис. 34.3.1. Фазы готовности к изменению у попавших в зависимость (Prochaska & DiClemente, 1986)

Таблица 34.3.1. Фазы готовности к изменению у попавших в зависимость от психоактивных веществ (Prochaska & DiClemente, 1992)
Фазы Терапевтические стратегии
1. Отсутствие осознания проблемы («precontemplation»):
- отсутствие понимания;
- отсутствие готовности к изменению - незначительные возможности терапевтического влияния;
- влияние через факторы окружающей среды (например, потеря работы, преследование законом) и внутренние факторы (эмоциональные и физические нарушения)
2. Становление проблемы («contemplation»):
- самонаблюдение;
- взвешивание всех «за» и «против» относительно потребления наркотиков;
- наблюдение за реакцией посторонних на собственное потребление наркотиков - содействие в самонаблюдении;
- подчеркивание негативных последствий потребления наркотиков и положительных последствий отказа от них;
- содействие в принятии решения;
- становление терапевтического альянса;
- договоренность об индивидуальных целях
3. Начало лечения («action»):
- готовность к лечению - обучение навыкам и умениям, необходимым для ведения самостоятельного образа жизни без зависимости (например, релаксация, тренинг самоутверждения, навыки разрешения конфликтов);
- планирование будущего (упорядочение жизни; распределение времени)
4. Поддержание лечебных целей («maintenance»):
- готовность к поддержанию изменений - содействие в минимизации риска рецидивов (наблюдение и избегание критических ситуаций, тренинг навыков отказа);
- навыки и умения для преодоления рецидивов
5. Рецидивы («relapse»):
- длинные фазы нового злоупотребления или возникновение новой зависимости - незначительные возможности терапевтического влияния

2.3. Рецидивы и их предупреждение

Вторая общая проблема заключается в высокой доле рецидивов. Через два-три года после завершения лечения вновь начинают употреблять наркотики от 40 до 80% всех прошедших лечение (в зависимости от типа вещества и вида лечения). Опыт показывает, что для полного избавления от зависимости зачастую требуется от 10 до 20 лет. В течение всех этих лет не прекращаются терапевтические мероприятия и попытки самолечения. Рецидивы происходят почти у всех попавших в зависимость, даже если лечение шло вполне успешно, причем степень тяжести рецидивов и их частота с течением лет сильно варьируются.
Раньше рецидив, его предпосылки и последствия не играли большой роли ни в исследованиях, ни в клинической практике. Это изменилось в последнее время, прежде всего благодаря целому ряду публикаций Марлатта и Гордона (Marlatt & Gordon, 1985). Авторы исходили из того, что каждому рецидиву предшествует ряд когнитивных, эмоциональных и моторных предпосылок. В соответствии с их моделью (см. рис. 34.3.2) ситуация риска, для которой не имеется адекватной стратегии совладания, ведет к пониженной оценке самоэффективности, в смысле Бандуры, и одновременно к позитивным ожиданиям относительно приема психоактивных веществ. Все это повышает вероятность того, что вновь начнется употребление веществ и появится обусловленный этим синдром неудавшейся попытки воздержания, после чего всегда много труднее, чем первый раз, возобновить лечение.


Рис. 34.3.2. Профилактика рецидивов и специфические интервенционные стратегии (по Marlatt & Gordon, 1985)

Диагностические и терапевтические методы, используемые в рамках терапии предупреждения рецидивов, базируются на различных поведенческих принципах: например, понимание концепции рецидива, обзор индивидуальных критических ситуаций, избегание критических ситуаций и выработка несовместимых с ними способов поведения.
С научной точки зрения достаточно спорно выглядит значимость конкурирующих моделей, построенных на базе классического и оперантного обусловливания (рассматривающие абстинентные явления как дискриминативные стимулы для рецидива) или на базе описанных в литературе когнитивных процессов (ср. об этом, например, Childress, McLellan, Ehrman & O'Brien, 1988; Heather & Stallard, 1989; Powell, Bradley & Gray, 1992). В зависимости от выбранной концепции в руках психотерапевта оказываются и различные меры для предупреждения рецидивов (подробнее об этом см. Korkel, 1988, 1991).

2.4. Структура терапевтических услуг

В начале этого столетия появились первые специализированные учреждения для пациентов, попавших в зависимость от алкоголя, а с 1970 года — и от наркотиков. По традиции стало обыкновением, что после первой, предварительной терапевтической беседы, проводимой в амбулаторном учреждении, «собственно» терапия проводится в специализированной стационарной клинике. Лишь в последние годы лечение алкоголиков все больше и больше проводится амбулаторно, как это издавна практиковалось в других странах (например, в США). Терапевтические учреждения существенно отличаются друг от друга в зависимости от концепции, числа пациентов, вида и длительности терапии, однако имеются и общие черты. «Классическая» структура медицинского обслуживания, представленная в табл. 34.3.2, в последние годы дополняется новыми многочисленными услугами, прежде всего для попавших в зависимость от наркотиков, чтобы мотивировать к лечению большее число людей, чем это имело место раньше.

Таблица 34.3.2. Лечебные учреждения для попавших в зависимость, ориентированные на абстиненцию
Фаза Подготовка к терапии Дезинтоксикация Отвыкание Обслуживание после лечения
Форма организации Амбулаторно Как правило, стационарно Как правило, стационарно, все чаще амбулаторно Как правило, амбулаторно, все чаще полустационарно
Учреждения, осуществляющие лечение Наркологические консультации, психосоциальные консультации Больницы общего профиля (терапевтическое отделение), специальные наркологические клиники, отделения психиатрических больниц Терапевтические учреждения, ориентированные на психо- и социотерапию, отделения психиатрических больниц, специализированные наркологические клиники (Терапевтические) «общежития», реабилитационные центры, наркологические консультации
Цели лечения Консультирование/ мотивация, постановка диагноза, составление плана лечения, подготовка к стационарному лечению, кратковременное лечение в случае ожидания стационарного лечения Дезинтоксикация, диагностика и терапия сопутствующих соматических заболеваний, подготовка к отвыканию, первые психотерапевтические мероприятия Лечение психических расстройств, профилактика рецидивов, разработка дальнейшего образа жизни, подготовка к выписке Преодоление кризисов повседневной жизни, возможно, повторный курс с использованием методики фазы отвыкания
Продолжительность лечения Примерно 2-10 недель; все чаще — несколько дней («терапия сразу») 1-3 недели (пока не пройдут соматические сопутствующие заболевания) 1,5-6 месяцев (алкоголь) или 3-9 месяцев (наркотики) 3-12 месяцев
Профиль специалистов, осуществляющих лечение Преимущественно социальные работники и дипломированные психологи, частнопрактикующие врачи-консультанты Преимущественно врачи и младший и средний медицинский персонал, сотрудники консультаций Социальные работники и дипломированные психологи, терапевты по месту работы, учебы и занятий спортом В стационаре: социальные работники и дипломированные психологи; при амбулаторном лечении: см. персонал консультаций

Необходимость в таком расширении терапевтических услуг объясняется как остротой побочных явлений, например распространением ВИЧ-инфекции у наркоманов (Gsellhofer & Buhringer, 1995), так и растущим осознанием степени вреда, который наносит алкоголизм обществу (Bühringer & Simon, 1992, Bühringer, 1996a). Ниже приводятся некоторые примеры таких услуг:
- Места ночлега в экстренных ситуациях. Прежде всего, для людей с наркологической зависимостью существуют специальные услуги, предлагающие первичную практическую помощь, например возможность ночлега, замены шприца или разговора о решениях острой проблемы, не делая абстиненцию обязательным условием терапевтического контакта.
- Квалифицированная помощь в целях абстиненции. Этой концепции или близкой к ней все чаще придерживаются в дезинтоксикационных учреждениях, в которых стадии лечения совмещены, и дополнительно проводятся различные мероприятия по мотивированию к дальнейшему лечению или по крайней мере по обучению способам поведения, редуцирующим риск, например замене шприцев.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Хирш М. Булимия
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Неврология; neurology
  • Грин А. Психиатрия.
  • Патнем Ф.В. Диагностика и лечение расстройства множественной личности
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Меграбян А. ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ
  • В. Стукас., Э. Унтилова. Темперамент индивидный или личностный?
  • Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Андрей Торнов. Самопомощь при депрессии, хронической усталости, ВСД: пять важнейших правил
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Казаковцев Б.А. Психические расстройства и расстройства поведения.
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология биоуправляемой самокоррекции пищевого поведения для профилактики излишней массы тела и ожирения
  • Андрей Торнов. Ослабление нервной системы: скрытые причины
  • Невроз; neurosis
  • Понимание психосоматических нарушений применительно к целям телесно-ориентированной психокоррекции
  • Юраш Юлия Викторовна. Как предупредить детские неврозы!
  • Психоанализ о взаимоотношениях между психическими комплексами и телом – случаи анорексии и булимии.
  • Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • М.В. Кузеванова. Статья Тема: «Коррекция звукопроизношения у детей, страдающих дизартрией»
  • Венсан М. Быстрые изменения. Краткосрочная психотерапия подростков, длительность которой определена заранее
  • Перечень диагностических рубрик.
  • Мутизм; mutus
  • Андрей Торнов. Нервная система: 10 заблуждений и мифов
  • Нейрон; neurone
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Андрей Торнов. Нервная система: проблемы которые вы имеете и знания, которых вы не имеете
  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Ушакова Елена Юрьевна. Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с родителями на тему 'Уроки Неболейки'.
  • Психология запахов
  • Силаева Жанна Владиславовна. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста
  • Пономарёв Евгений Николаевич. «Способы и методы активизации высшей нервной деятельности умственно-отсталых детей («Особых детей») в процессе обучения на занятиях в ДДИ»
  • Виггинс О., Шварц М., Норко М. Прототипы, идеальные типы и личностные расстройства.
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Виггинс О., Шварц М., Норко М. Прототипы, идеальные типы и личностные расстройства.
  • Главный Редактор. Как правильно заниматься спортом
  • Погодин И.А. Психологический анализ целей психотерапевтической практики
  • Гиперсимпатикотония и мышечная броня по Вильгелму Райху и реакция борьбы или бегства по Уолтеру Кеннону
  • Фазы развития стрессовых нарушений по Косицкому Григорию Ивановичу
  • Коннова Н.М.. Коррекционная работа с детьми с фонетико — фонематическим недоразвитием речи детей дошкольного возраста.
  • Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ
  • Травматический невроз; traumatic neurosis
  • Тип; Туре
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • О невербальных проявлениях лица, ног, стоп
  • Скука; boredom
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Нечистая совесть или Синдром раскаяния



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь