Ромашкевич М.В. Эротический и эротизированный перенос (Теория и практика психоанализа).

Категория: Библиотека » Психоанализ | Просмотров: 14459

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

юбви к проститутке» или «потребности в оскорбленной третьей стороне». Я считаю, что под «предварительными условиями» он имеет в виду более ранние версии, которые будут развиваться в «условиях для любви»);
• «все фантазии проистекают от ее сексуальных желаний»;
• «все подробные характеристики ее состояния влюбленности» и
• инфантильные «объектные» выборы пациентки.
Давайте теперь взглянем на инфантильную любовь, принимая во внимание кое-что из более современного знания и перспектив, полученных от наблюдений за младенцами, но держа в уме, что этот эволюционный интерес будет оправдан тем, что он нам говорит о любви в переносе и поднятых теоретических вопросах.
Выражения любви начинаются поразительно рано. Наиболее базисный физический язык нежной любви
283
Эротический и эротизированны и перенос
складывается и ему научаются к четвертому или пятому месяцу жизни. Сравнение моторного любовного поведения младенцев и аспекты моторного любовного поведения взрослых иллюстрируют этот момент. Явно выражаемое поведение, по которому узнают взрослых любовников в фазе влюбленности, состоит, главным образом, в том, что они пристально глядят в глаза друг другу, не произнося слов; лица влюбленных очень близки друг к другу, всегда имеет место касание частей тела; чередование вокальных паттернов; синхронность движений; выполнение особых жестов, таких как поцелуй, крепкое объятие, прикосновение и держание головы и рук партнера. Мы видим такой же самый набор образцов поведения, выполняемый в младенчестве с матерью или главным осуществляющим уход лицом.
Начинаясь около двух с половиной месяцев, когда младенцы начинают пристально глядеть на своих матерей, они (и их матери) могут проводить десятки секунд, даже минуту или более, погруженными в молчаливое пристальное взаимное глядение друг на друга. Младенцы не делают этого, когда глядят на другие объекты. Продолжительное пристальное глядение друг на друга без говорения - очень редкое событие во взрослой человеческой жизни. Если двое взрослых глядят в глаза друг другу без говорения более пяти секунд или около того, они, вероятно, будут сражаться или любить. Применение взаимного глядения между родителями и младенцами и между любовниками составляет отдельный список.
Сходным образом, родители и младенцы, подобно взрослым любовникам, используют особую запись близости. В каждой культуре точно фиксируется то расстояние, которое должны сохранять друг относи
284
II. Обсуждение. Дэниэл Н. Стерн
тельно друга двое взрослых. Лишь близко знакомым людям, любовникам и детям позволено нарушать эту дистанцию. В действительности, матери и младенцы проводят намного больше своего личного времени вместе, знакомясь друг с другом на очень близком расстоянии, которое нарушает культурную норму, точно так же, как это делают любовники.
Речь тоже имеет собственную особую запись. Когда родители говорят с младенцами, и иногда когда любовники говорят друг с другом, они нарушают нормы речи. Они придают особое значение музыке по сравнению с лирикой, они используют «детский лепет», они полагаются на более широкий спектр невербального применения голоса и меняют установившееся произношение слов. Сходным образом в игру вступает определенный регистр выражений лица. Диады любовников и родитель-младенец совершают параллельные изменения, нарушения и преувеличения мимических и вокальных экспрессий.
Любовники склонны синхронно двигаться вместе в хореографических паттернах одновременного приближения-приближения и одновременного удаления- удаления. Родители и младенцы показывают такой же самый паттерн своих совместных движений. Именно эти паттерны, длящиеся в течение нескольких секунд, подают нам, главным образом, сигнал о статусе любовников.
Имеются также особые жесты и действия, наблюдаемые у любовников, которые очень рано развивают младенцы. Поцелую обычно научаются до второго года жизни, а крепким объятиям - много раньше. В то же самое время дети любят гладить и покачивать в своих руках лицо родителя. Лежа напротив или на родителе, дети до двухлетнего возраста часто совер
285
Эротический и эротизированны и перенос
шают тазовые толчки как часть того, что представляется как волна нежности. Утонченные выражения кокетничанья хорошо видны до начала эдиповой фазы1.
Все эти вариации в особом регистре являются не просто формами или паттернами нежной любви. Сюда вовлечена страсть - в смысле временного потока возбуждения, драматических нарастаний и пиков и угасаний активности. Преходящая игра элементов в этих особых регистрах во многом находится на службе порождения «глубоких волнений». Мы не говорим здесь лишь о спокойной, дающей блаженство любви. Здесь не уравнивается чувственность и «неспецифическое возбуждение». Однако развивается возбуждение, которое однажды будет наполнено чувственным (сексуальным) окрасом содержания.
Не только момент зарождения физического языка любви является очень ранним, довербальным, но и сам ее язык - это язык действия. Эти особые любовные поведения формируются различным образом по времени, интенсивности, частоте и выявленным условиям в каждой семье. Другими словами, самый базисный физический язык любви - тот способ, которым она физически проявляется - также является кандидатом на широкую индивидуальную вербаль- ность, как и лицо объектного выбора.
Предпочтения, диапазоны терпимости, позволяемые и непозволяемые интенсивности и продолжительности определенных актов - все они являются частью «химии» любви, которая может шествовать
1 См.: Стерн, 1977, для более полного описания невербального языка любви родитель-младенец, и Персон, 1988, для описаний параллельного поведения у взрослых любовников.
286
II. Обсуждение. Дэниэл Н. Стерн
под личиной «объектного выбора». Не является ли этот базисный язык частью «всех детальных характерных черт состояния влюбленности» и типом «предварительного условия» для любви?
Эти соображения поднимают другой вопрос. Действительно ли младенцы на первом году жизни влюбляются в своих родителей или же они некоторым образом плавно переходят в более стабильное состояние влюбленности? Или же они вообще не находятся в состоянии любви? Нуждается ли индивид в чувственном потоке - будь он вытеснен, сублимирован или еще не развит - для того, чтобы влюбиться? Данный вопрос важен в той степени, в какой переживание влюбленности, со всей ее интенсивностью и безотлагательностью, является или не является инфантильным переживанием. В конечном счете, более неистовые и непосредственные части любви в переносе, которые описывает Фрейд, лучше всего приписываются фазе влюбленности. Есть ли у них инфантильный предшественник? Мое понимание младенцев заключается в том, что они действительно влюбляются и делают это снова и снова несколько раз по мере того, как развитие прогрессивно дает им новый набор способностей, с которым они снова или «более глубоко» влюбляются. Форма любви в основном установилась. В нее будут вливаться новые содержания.
Давайте теперь перейдем от явного поведения к интрапсихическим переживаниям, так как любовь - в основном психическое состояние. Начиная с конца первого года жизни, младенец развивает способность к интерсубъективности. Под этим подразумевается способность ощущать, что индивид испытывает субъективные переживания, которые отделены и отличаются от переживаний других лиц. Первоначально они
287
Эротический и эротизированны и перенос
покрывают ограниченное, но важное число состояний психики, таких как фокусировка внимания, намерений и аффектов (см.: Стерн, 1985). Некоторые специалисты по эволюционному развитию говорят, что в таком случае младенец открыл то, что философы называют «теорией раздельных умов». Раз был сделан этот прыжок к интерсубъективности, становится реализуемой возможность психической близости, а также физической близости. Теперь могут разделяться состояния психики, и если они не разделяются, младенец в состоянии настраивать их на одну волну. Открываются внутренние миры, которые субъективно разделяемы, которые однажды приведут к способности подумать или сказать: «Я знаю, что ты знаешь, что я знаю...» или: «Я чувствую, что ты чувствуешь, что я чувствую...» - то есть тот путь, который выбирают и которым снова идут влюбленные в своем взаимном процессе открытия. Интерсубъективность и происходящая в результате нее психическая близость, раз она возможна, становится желаемым состоянием, притяжением, более или менее значимой тягой для каждого индивида. Это могущественная черта любви.
В данной работе Фрейд прослеживает в обратном направлении к младенчеству «все предварительные условия для любви». Психическая близость - или интерсубъективное разделение чувств - кардинальное предварительное условие любви. Кроме того, она сильно подкрепляется аналитической ситуацией. Она обеспечивается эмпатическим пониманием аналитика. Тогда решающе важной становится прошлая история интерсубъективных переживаний пациента(ки). Какие из всех возможных и текущих субъективных переживаний родитель считал разделяемым и с какой интенсивностью? Что должно утаиваться? И так да
288
II. Обсуждение. Дэниэл Н. Стерн
лее. Интерсубъективное предварительное условие для любви начинается рано в жизни и обладает широкой индивидуальной изменчивостью, которая будет отражаться в характерных чертах любви в переносе. И опять, местоположение начала реконструкции невербально и доэдипово. Природа искомых интерсубъективных взаимоотношений может сходным образом определять «условия любви», например любви к кому-либо, кто интерсубъективно не имеется в наличии, затемнен или прозрачно ясен.
К концу второго года жизни появляется третья новая способность, которая у ребенка может развиться в предварительное условие, а также в средство влюбиться: разделение смыслов. Когда ребенок начинает говорить (в действительности как часть процесса овладения речью), родитель и младенец должны обмениваться смыслами. В этом процессе никогда не ясно, существует ли слово «ага» и дается ли оно ребенку, или его находит ребенок, или оно находится или берется лишь тогда, когда у младенца уже есть понятие или чувство, с которым оно может быть связано, то есть оно одновременно дается и открывается. Этот процесс, по Винникотту, происходит в переходном пространстве. Имеют место трепет и удивление от сотворения мира. Но это в точности то, что должны делать любовники. Они взаимно определяют для себя смыслы многих обычных слов, а также кодовых слов и концепций. И в процессе делания этого приходят к разделяемым смыслам относительно вещей, которые будут наполнять их ежедневные жизни (см.: Персон, 1988). Это очень сходно с тем, о чем должны совместно договариваться пациент с аналитиком в наделении именами и смыслами ранее не названных, или неизвестных, или вытесненных пере
289
Эротический и эротизированны и перенос
живаний, которые появляются в ходе лечения. Стиль договариваемых смыслов - то есть степень всех переживаний, которые требуют взаимно договоренного смысла, - или терпимости к взаимной неопределенности в смыслах может стать «условиями любви». И опять, характеристика влюбленности и нахождения в состоянии любви имеет очень раннее происхождение.
Еще одними из определяемых переживаний любви являются исключительная фокусировка на одном специфическом лице и поглощенность существованием этого лица. Это также предчувствуется в младенчестве. Во время первого года жизни имеет место постепенное сужение чувственной связи, безопасности и привязанности к единственному осуществляющему уход лицу. Этот процесс фокусировки явно очевиден к возрасту девяти-двенадцати месяцев. Кроме того, младенец показывает состояние поглощенности присутствием и потенциальным отсутствием фигуры главной привязанности (то же происходит у любовников по отношению к любимому человеку). Тогда переживание сужения до особого, единственного объекта также является процессом-переживанием раннего младенчества. То же самое может быть сказано о переживаниях частичной границы проницаемости, вовлеченных в процессы имитации и идентификации, которые столь ясно обнаруживаются в ранние годы жизни.
Короче, переживания влюбленности и нахождения в любви имеют богатую раннюю эволюционную историю. При дальнейшем исследовании этой территории мы находим, что инфантильные «корни» и «прототипы» включают в себя намного больше, чем объектный выбор в строгом смысле этого слова. Они
290
II. Обсуждение. Дэниэл Н. Стерн
включают, по крайней мере, особенности физического языка любви; диапазон и глубину интерсубъективного участия; тот способ, которым взаимно создаются смысл и интенсивность потребности для передачи разделяемых смыслов; степень неповторимости выбранного объекта; временные и интенсивные движущие силы процесса влюбленности.
Для наших целей здесь важно отметить, что большая часть этих «предварительных условий» и прототипов регистрируется в памяти как моторные воспоминания, как процедурное знание (как противоположное символическому знанию), как сенсорно-моторные схемы (как противоположные концептуальным схемам), как эпизодические события (как противоположные семантическим событиям). Соответственно, они не могут быть легко или прямо трансформированы в обращение психической сферы идей.
Приведя эту раннюю историю любви, мы снова можем заняться положением дел в любви в переносе. К данному вопросу можно приблизиться несколькими более легкими вопросами. Будет ли то, как пациентка, снедаемая любовью в переносе, глядит на аналитика (на какую-то долю секунды чересчур долго; слегка излишне нежно; или противоположным образом, в моторном акте внутреннего запрета), или же то, как она изменяет и смягчает тембр своего голоса, рассматриваться как отыгрывание? Это моторные выражения душевных состояний, которые могут быть, и обычно являются, бессознательными. Технически говоря, их обычно терпят - с самообладанием — для укрепления данного процесса. Хотя это может быть мудро с технической точки зрения, теоретически это, тем



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Шаверен Дж. Cупервизирование эротического переноса и контрпереноса
  • Трансфер; перенос; transference
  • Драбкина Т.С. От реконструкции к деконструкции и обратно
  • Появление психоанализа
  • Тенденция к навязчивому повторению
  • Перенос; Transference; Ubertragung
  • Анастасопулос Д. Вопросы контрпереноса в психоаналитической психотерапии детей и подростков: краткий обзор
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Влечение к разрушению
  • Джозеф Б. Перенос: тотальная ситуация
  • Литвинова Т.В. Историко-культурные и индивидуальные варианты религиозности: психоаналитический взгляд
  • Совэр П. Фрейд, Салливан и аналитическая позиция
  • Отношение Фрейда с Пьером Жане
  • Контрперенос; Counter-transference; Gegenhbertragung
  • Анализ дидактический
  • Ладам Ф. Иллюзия переноса и ловушки контрпереноса (в случаях с подростками)
  • Метод сосредоточения
  • Действие специфическое; specific action
  • Влечения к самосохранению
  • Екатерина Штырбу. Виртуальный секс, психоаналитический взгляд
  • Психоаналитическая трактовка агрессивности.
  • Старовойтов В.В. Развитие Эго-психологии в трудах Анны Фрейд
  • Внимание, свободно парящее
  • Выбор объекта нарциссический; narcissistic object-choice
  • Трансфер, перенос; transference
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Зависть к пенису; penis envy
  • Краткосрочная психотерапия: психоанализ или внушение
  • Габбард Г.О. Судьба переноса: границы после завершения лечения
  • Аналитическая психология К. Г. Юнга
  • Пик И.Б. Проработка в контрпереносе
  • Онтогенез и филогенез; ontogeny and phylogeny
  • Глуговский Д.В. Перенос в групповом психоанализе
  • Роут Ш. Размышления о "Толковании сновидений" Фрейда
  • Влечения Я
  • Райх В. О технике интерпретации и анализа сопротивления
  • Льюис П. Объектные отношения и психология самости в психоаналитической танцевально-двигательной терапии
  • Ид; id
  • Я-либидо — объектное либидо; ego-libido — object-libido
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Кошмары и тревожные сны
  • Кохут Х. Общие замечания по поводу нарциссических переносов
  • Агрессивность
  • Воспоминания Зигмунда Фрейда относящиеся к раннему детству
  • Исцеление; Healing; Heilung
  • Защита; defence
  • Реакция терапевтическая отрицательная; negative therapeutic reaction
  • Психоаналитические афоризмы I. - Зигмунд Фрейд
  • Шерков С.П. О влиянии сексуального злоупотребления в детстве на развитие структуры Эго: сравнение взрослого и двух детских случаев
  • Символ; Symbol



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь