|
Аверьянов Л.Я. Социология. Искусство задавать вопросы.Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 26067
Автор: Аверьянов Л.Я.
Название: Социология. Искусство задавать вопросы. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Контактные вопросы, как и все вспомогательные, обычно не исполь-зуются для содержательного анализа в рамках исследовательской задачи. У них только одна, узконаправленная функция - установление контакта. Однако эти вопросы содержат и определенную информацию. Другое дело, что эта информация в данном исследовании не нужна, хотя можно построить контактный вопрос таким образом, что он будет нести содержательную информацию по теме исследования, т.е. выполнять две функции.
Именно потому, что вспомогательные вопросы, в частности контакт-ные, не несут содержательной информации по теме исследования, в целях экономии места они не используются или используются редко. Почему-то считается, что если вспомогательный вопрос - значит необязательный, не-нужный. Ошибочность такого подхода будет доказана дальше. Подготовительные вопросы. Опрос студентов первого-пятого курсов МГУ имени М.В. Ломоносова (1982 г.) проводился с целью выяснить, как они готовились к вступительным экзаменам. Если первокурсники помнили все обстоятельства поступления очень хорошо, то для пятикурсников это время уже было "как сон, как утренний туман". Для оживления воспоминаний было задано несколько вопросов: в какой школе учился (в общеобразовательной, специализированной, вечерне-сменной, ПТУ, техникуме), т.е. где получил общее среднее образование; что делал, где работал до поступления в МГУ (работал, учился, служил в армии или нигде не работал, только готовился к вступительным экзаменам). Затем следовал вопрос о том, как он учился в школе (отлично, хорошо, средне). Эти вопросы помогли респондентам вспомнить, во всяком случае основной массе опрашиваемых, каким образом они готовились к вступительным экзаменам. Только после этих подготовительных вопросов (которые, впрочем, несли и содержательную информацию по теме исследования) был поставлен основной вопрос о формах подготовки к вступительным экзаменам. Такие вопросы направлены на подготовку респондента к ответам на вопросы, требующие воображения и памяти, заинтересованности. Подгото-вительные вопросы нужны и при переходе к трудным вопросам, ответы на которые требуют большого умственного напряжения, внимания, или к во-просам интимного характера, к которым респондента необходимо подгото-вить, чтобы добиться доверия и искренности в ответах. Кроме того, подго-товительные вопросы позволяют создать определенный настрой у респон-дентов. Все это во многом облегчает их работу. Иногда таких вопросов в зависимости от сложности исследования набирается довольно много, но на это приходится идти, чтобы обеспечить полноценные ответы на основные программные вопросы. Недостаточное внимание к подготовительным вопросам ведет к снижению качества информации. Буферные вопросы. При исследовании проблемы миграции сельского населения в город нередко формулируется серия вопросов о социальном об-служивании на селе. Затем для выяснения мотивов переезда в город сель-ским жителям задаются вопросы о том, что привлекает их в городе. Если эти вопросы не разъединить, не поставить между этими блоками буферный вопрос, то может получиться так, что первая серия вопросов окажет влияние на ответы на последующие вопросы, касающиеся мотивов переезда в город. Так, если респондент ответил, что на селе, где он живет, плохое культурно-бытовое обслуживание, нет клуба, почты, библиотеки, нет условий для проведения досуга, то можно с полным основанием ожидать, что он выдвинет именно эти причины в качестве ведущих при решении о переезде в город. Исследователи не раз попадали в подобные ловушки, расставленные ими же самими. Чтобы нейтрализовать влияние вопросов о социальном и культурном обслуживании селян на ответы респондентов о мотивах переез-да в город, целесообразно сформулировать ряд буферных вопросов. Характер буферных вопросов может быть совершенно различным: это могут быть вопросы, отвлекающие от основной темы, неожиданные по тематике. В качестве буферных могут выступать и вопросы какого-нибудь другого блока анкеты. Фрагмент анкеты: Некоторые считают, что город оказывает отрицательное влияние на пове-дение молодежи. Городская молодежь меньше прислушивается к мнению родите-лей, быстрее приобретает вредные привычки к курению, выпивке, молодые люди начинают допускать хулиганские поступки, чего не было, пока они жили в деревне. А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ПО ЭТОМУ ВОПРОСУ? Я с этим вполне согласен(а)................................ 01 Трудно сказать, бывает по-разному.................... 02 Все зависит от человека, от его характера....... 03 Не знаю, не думал(а) об этом............................... 04 Этот буферный вопрос предназначен для ограничения влияния предыдущих вопросов. В нем отмечены негативные стороны городской жизни, что заставляет человека задуматься об истинных причинах его пере-езда. Иногда в исследовании приходится задавать серию однотипных во-просов. Так, при изучении читательской аудитории всегда приходится вво-дить большое количество вопросов о рубриках, темах той или иной газеты и об отношениях к ним респондента. Это создает монотонность анкеты и быстро утомляет опрашиваемых. Для оживления их внимания и повышения заинтересованности в работе вводится ряд вопросов отвлекающего характе-ра. Например: "Кто первый читает газету в Вашей семье?", "Какие газетные материалы больше всего нравятся Вашей жене (мужу)?" и пр. Это тоже бу-ферный вопрос. Часто данный тип вопроса формулируется таким образом, что он ока-зывается весьма неожиданным для респондента и отличается по тематике от предыдущих вопросов, притом без всяких переходных фраз типа "А теперь поговорим о другом...". Это как бы шокирующий вопрос, заставляющий за-быть о прежних вопросах и заставляющий размышлять, для чего он был за-дан. В одной из анкет был такой вопрос: "Как Вы считаете, возможны ли в ближайшие пять лет полеты человека на Марс?". Стараясь представить себе возможность полета на Марс, респондент забывал обо всех предыдущих вопросах и переключался на будущее, что и требовалось исследователю. Серия следующих вопросов касалась планирования проведения отпуска. В данном случае исследователю требовалось пробудить у респондентов воображение, чтобы легче войти в другую серию вопросов. Буферный вопрос предназначен для переключения внимания респон-дента на новый тематический комплекс вопросов, для нейтрализации воз-можных влияний предыдущих вопросов на последующие, для переориента-ции опрашиваемых, для снятия монотонности. Буферные вопросы необяза-тельно тематически связаны, однако желательно соблюдать определенную логическую последовательность, хотя бы даже чисто формальную. Иначе при резком, часто повторяющемся переходе от одного вопроса к другому у опрашиваемых могут возникнуть раздражение и негативные реакции. Как и другие вспомогательные вопросы, буферные вопросы могут содержать определенную смысловую нагрузку в рамках изучаемой проблемы, и ин-формация от них может быть использована в последующем анализе. Контрольные вопросы, или вопросы-фильтры Контрольные вопросы, или как их иногда называют вопросы-фильтры, имеют разнообраз-ные функции. Они предназначены для проверки. Оп- рашиваемых на информированность, компетентность, объективность само-оценок. Эти вопросы предназначены также для отсеивания части респон-дентов, которых не касается ряд вопросов. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|