Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.

Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54489

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Я подумал: а ведь мы сами порой выбираем формы военно-
патриотического воспитания, которые не вырабатывают у школь-
ников ни воли, ни мужества, ни гражданственности. Теперь неред-
ко походами называют воскресные прогулки или обыкновенные
экскурсии на комфортабельных автобусах. Ребята в лучшем слу-
чае получают готовый материал, не приложив особых усилий к
какому-либо поиску. А то, что легко дается, легко и забывается,
не трогая сердца, не оставляя следа в памяти...
Своим ученикам я решил «дать понюхать», что такое зима на
Севере. Воспользовавшись отсутствием связи с Новой Титовкой,
конечным пунктом нашего похода, я пришел к ребятам и сказал:
«Машины нет и не будет—снежные заносы. Решайте сами, как
быть». Никто не захотел возвращаться в Мурманск. До Новой
Титовки восемнадцать километров. В пургу, по заснеженной до-
роге с большими рюкзаками (питание на семь дней, спальные
мешки), да еще в руках музыкальные инструменты. Шли долго.
И никто не пожаловался, что трудно.
Только к вечеру добрались до деревни — чуть не падали от
усталости. Но настроение у всех было приподнятое: сумели, до-
шли. Нам предоставили домик, в котором никто не жил. При-
шлось самим топить. Не успели согреться чаем, как явились с при-
глашением: хотя концерт объявлен на завтра, собрался полный
клуб, все ждут выступлений сегодня. Наши отговорки: мы, мол,
устали, у нас «сели» голоса — никто всерьез не воспринял. Тогда
решили быстро собраться. И вот возбужденные после концерта
ребята вернулись в домик, гордо держа грамоту за отличный кон-
церт. Долго не могли заснуть. Говорили о Заполярье, о том, что
понять тундру в уютной мурманской квартире невозможно. Го-
ворили о войне. Кто-то спросил меня:
— А дрова и уголь подвозили на позиции?
— Нет. Дорога была плохая. С трудом удавалось доставлять
боеприпасы.
— А как же наши бойцы в горной тундре всю зиму?
Я не ответил. Пусть представят сами, пусть спросят экскурсо-
вода, в котором они только сейчас увидели героя.
Началось самое главное—переоценка ценностей. Казалось
бы, небольшое испытание, но оно заставило ребят другими гла-
зами взглянуть на войну, на тех, кто здесь воевал и победил, на
себя и свое место в жизни.
Поисковая работа дает возможность понять быстротечность,
необратимость времени. Все меньше остается на земле людей,
которые участвовали в революции и гражданской войне. Редеют
ряды и ветеранов Великой Отечественной... Я уверен: настанет
время, когда новые поколения будут завидовать нам только по-
тому, что мы жили, работали, дружили с людьми, спасшими че-
ловечество от фашизма»1.
Вопросы
1. Укажите, какие волевые качества проявили учащиеся, вы-
полняя задачи, описанные в рассказе.
2. Перечислите основные волевые качества, которые должны
воспитывать у учащихся школа, учителя, семья, комсомол, пио-
нерская организация.
3. Докажите, что проявление воли представляет собой особую
форму активности личности, детерминированную условиями жиз-
ни и бытия, связанную с проявлением в ней сознания. Приведите
примеры из наблюдаемых вами фактов.
Задача 8
Психология утверждает, что в основе нравственной воспитан-
ности ребенка лежат его ценностные ориентации и система сло-
жившихся отношений к действительности, к людям, к делу и к
самому себе как субъекту деятельности. Без этих качеств нет ду-
' Баранова И, Обратная связь//Вечерний Ленинград. — 1982.—15 окт.
Дранишников В. Долиной славы//Правда.—1979.—19 окт.
178
12*
179

ховното богатства личности и внутренней потребности трудиться
на благо общества.
Внимательно прочтите эпизоды из жизни, приведенные в ста-
тье учителя В. Зарипаева', и дайте ответы на сформулированные
ниже вопросы.
Эпизод первый
«Готовились к школьному вечеру. Как обычно в таких слу-
чаях, понадобилась небольшая сумма денег.
— По сколько будет собирать?—спросил староста класса.
— По пять рублей, — не задумываясь ответил Игорь.
— Не слишком ли много? — усомнился я.
— Ничего, дадут, — беззаботно махнул тот рукой. — Не столь-
ко давали.
Легкость, с которой решал Игорь денежные вопросы, при-
знаться, удивила.
— Кстати, сколько получают твои родители? — поинтересо-
вался я.
Тот неопределенно пожал плечами:
— Не знаю. А зачем это вам?
— Подумай сам. У вас в семье четверо детей, все учатся.
Представь, если каждый начнет по пять рублей просить...
И ведь что удивительно: семья у Игоря трудовая. Отец с ма-
терью с малых лет в работе, знают цену копейке. Отчего же сын,
которому пятнадцать лет, растет этаким розовым, инфантильным
мальчиком, не вникая в нужды и заботы семьи? Как видно, и
здесь родители рассуждают по расхожему принципу: мы, мол, в
свое время хлебнули лиха, так пусть наши дети поживут как сле-
дует. И ограждают сына или дочь от всяких дел и забот, тща-
тельно скрывая от них денежные затруднения, выполняют все их
прихоти.
Хорошо, что в наши семьи пришел достаток. Но беспокоит та
легкость, с которой наши дети решают порой финансовые во-
просы. Недавно довелось услышать разговор двух учеников.
— Захочу—папа завтра же купит мне мотоцикл,—похвастал
один из них.
Этот мальчишка, не заработавший в своей жизни ни копей-
ки, уверен, что отец ему не откажет.
Эпизод второй
«Как-то одна мамаша пожаловалась мне на свою дочь:
— Просто не знаю, что делать. Требует самые модные туфли
и брюки. А где я возьму столько денег? У меня ведь еще двое...
Слушая маму Любы, я вспомнил свое посещение их семьи. Хо-
телось взглянуть на рабочее место девочки, узнать, где и как она
готовит уроки, как ведет себя дома, помогает ли маме. И что же
я увидел? На столе в полном беспорядке громоздились учебники,
' Зарипаев В. Когда хлеб сладок: На темы воспитания//Правда.—1983.-
29 сент.
тетради, посторонние предметы. Личные вещи разбросаны по всей
квартире. Но что больше всего поразило меня—гора грязной по-
суды. В ответ на замечание Люба, не испытывая никакого смуще-
ния, ответила:
— Воды нет. Вот придет с работы мама...
Ну прямо как в известной песне: «Матушка возьмет ведро,
молча принесет воды...» А девочке-то, между прочим, без малого
шестнадцать. Мама ее работает на животноводческой ферме, за
день сильно устает.
Признаться, непомерные запросы Любы в смысле одежды не
оказались для меня неожиданностью. Эти амбиции, требования
находятся, как известно, в обратной пропорции по отношению к
трудолюбию, личному вкладу в общее дело. Человек, знающий,
что такое настоящий труд, знающий, как достается трудовая ко-
пейка, как правило, скромен, не требует лишнего».
Эпизод третий
«Зашел как-то на уроке разговор о хлебе. Пытался дока-
зать, что это одна из главных наших ценностей. Но, кажется, так
и не получилось. Скептически улыбались ребята. Не доходило.
А осенью впервые классом работали на колхозном поле, уби-
рали картошку. Дело, как известно, нелегкое, трудоемкое. Каж-
дому клубеньку надо поклониться, и рук жалеть не приходится.
Здесь и земля, и грязь, и холод, да и корзина по весу—не школь-
ный портфель.
Но вот короткий перерыв. Ученики присели перекусить. В од-
ной руке кусок черного хлеба, в другой — огурец или помидор.
Уплетают с хрустом, за обе щеки. И никаких деликатесов, ника-
ких конфет. Поняли мои ребятки, когда хлеб бывает сладким»."
Вопросы
1. Объясните, почему учителя В. Зарипаева «беспокоит та лег-
кость, с которой наши дети решают порой финансовые вопросы».
2. Раскройте правильность утверждения автора, что «непомер-
ные запросы и амбиции Любы», ее требования в смысле одежды
«находятся в обратной пропорции по отношению к трудолюбию,
личному вкладу в общее дело».
3. Докажите, что привлечение детей к труду, общественно по-
лезной деятельности взрослых—непременное условие формиро-
вания нравственно цельной личности нового человека.
Тема курсовых исследований
1. Самооценка и ее место в самовоспитании подростка.
2. Волевая активность учащихся (индивидуальные .особен-
ности).
3. Конфликты между учащимися и способы их разрешения.
4. Ответственность: уровни развития и индивидуальные осо-
бенности у учащихся,
5. Психологические основы устойчивости личности.
180

6. Проблема диагностики воспитанности в советской психоло-
гии и теории воспитания.
7. Психологические основы трудового воспитания.
Тема 9. Учение как специфическая форма
познавательной деятельности человека
Методические указания
Основная задача изучения данной темы — раскрытие психоло-
гических закономерностей учения как специфической формы са-
мостоятельной познавательной деятельности человека, направлен-
ной на овладение опытом предшествующих поколений, зафикси-
рованным в материальной и духовной культуре общества.
Изучение темы следует начать с рассмотрения методологичес-
ких вопросов психологической теории учения. Как известно, ос-
новной объем знаний, умений, навыков, форм поведения, обра-
зующих содержание подлежащего передаче общественного опыта,
человек усваивает, будучи включенным в различного рода учебно-
воспитательные системы. В этих случаях усвоение соответствую-
щего содержания выступает как результат двух взаимосвязанных
процессов: учения и обучения. В условиях научно-технического
прогресса и реализации идей непрерывного образования учение
приобретает все большее значение как самостоятельная форма со-
циальной активности человека, направленная на постоянное со-
вершенствование себя как субъекта предметной деятельности и
деятеля общественного развития.
На семинарских занятиях при рассмотрении социально-психо-
логической сущности учения особое внимание следует обратить на
тезис К. Маркса об опредмечивании деятельности в ее продуктах
и сложившийся в марксистско-ленинской гносеологии подход к
процессам познания как к активному взаимодействию познаю-
щего субъекта с познаваемым объектом. К. Маркс сущность оп-
редмечивания раскрывает следующим образом: «Трудовая дея-
тельность человека запечатлевается в своем продукте; она пре-
вращается в форму бытия или предметности»'. Тезис К. Маркса
получил глубокое психологическое толкование в работах совет-
ского психолога А. Н. Леонтьева. Раскрывая природу человечес-
кого учения, А. Н. Леонтьев пишет: «Чтобы овладеть продуктом
человеческой деятельности, нужно осуществить деятельность,
адекватную той, которая воплощена в данном продукте»2. Следо-
вательно, если предметом учения выступают элементы материаль-
ной культуры общества, то для овладения ими у индивида долж-
ны быть сформированы психические механизмы общественно при-
' Маркс К; Энгельс Ф. //Соч.— 2-е изд.—Т. 23. — С. 191—192.
2 Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы со-
ветских психологов периода 1946—1980 гг./Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляу-
дис.—М.. 1981.—С. 40.
182
нятых способов их использования. Если же учебная деятельность
направлена на овладение содержанием духовной культуры, то в
этом случае важно, чтобы индивид овладел идеальными дейст-
виями и операциями, необходимыми для воссоздания соответству-
ющего содержания в сознании личности, поскольку, как показы-
вают исследования, отражение окружающей действительности
представляет собой активное формирование образа объективной
реальности в процессе познавательной деятельности человека.
В учении выделяют структурные компоненты, которые могут
быть условно названы побудительным, программно-целевым, дей-
ственно-операционным и контрольно-регулирующим.
Побудительный компонент включает в себя познава-
тельные потребности и сформированные на их основе мотивы учеб-
ной деятельности. Примером познавательной потребности может
быть потребность в приобретении новых знаний, а мотива, возник-
шего на ее основе, — познавательный интерес. Советская психо-
логия располагает обширными данными, характеризующими осо-
бенности потребностно-мотивационной сферы учащихся. Интерес
к этой проблеме полностью оправдан: внутренние побуждения, ле-
жащие в основе любой деятельности, в том числе и учебной, ока-
зывают непосредственное влияние на все ее компоненты, динами-
ку протекания и получаемый в итоге конечный результат.
Основным элементом программно-целевого компо-
нента выступает цель учебной деятельности, как идеальное
предвосхищение ее конечного результата. Содержание цели уче-
ния и процесс ее формирования определяются прежде всего уров-
нем осознания учащимся ряда обстоятельств, среди которых сле-
дует особо выделить мотивы, лежащие в основе его учебной дея-
тельности, требования, предъявляемые ему в условиях конкретной
учебной ситуации (задачи), знания, умения и навыки, необходи-
мые для успешного осуществления деятельности. Постановка це-
ли — важный этап в развертывании учебной деятельности. На ос-
нове цели идет выработка программы действий, ориентированных
на достижение желаемого результата.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Богуславский. Психология как наука.
  • Коновалова Ирина Леонидовна. Интерактивные игры как средство формирования у дошкольников умения общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Притча «Деятельность и просветление»
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Мальцева Людмила Владимировна. Презентация 'Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания'
  • Притча «Жизнь человека (бразильская сказка)»
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Хаверенко Жанна Валерьевна. Экспериментирование как один из методов формирования познавательной сферы дошкольников.
  • Притча «Бремя»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. План по самообразованию «Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания»
  • Кашапова Елена Михайловна. Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Притча «Желание»
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Размышления о новых государственных стандартах в системе дошкольного образования
  • Формы работы с родителями учащихся, относящихся к группе риска.
  • Ирлан Шабельников. «Аффективное имя» как «волшебное слово» в понимании бессознательного.
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Притча «О вопросах»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Никитина Виктория Викторовна. «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
  • Эрих Фром говорил…
  • Притча «Что такое ЛЮБОВЬ?»
  • Екатерина Шубина. Что такое хитрость
  • Бойцова Яна Сергеевна. «Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в дошкольной образовательной организации как условие формирования социального опыта обучающихся в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС»
  • Птушко Елена Александровна. Консультация для родителей «Как вырастить талант?»
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Притча «Другой»
  • Притча «Я протягиваю вам свою руку»
  • Маркова Ольга Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития познавательной сферы детей.
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Притча «Завтра»
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Агзамова Лиана Фларидовна. Трудовая деятельность как важное средство воспитания в дошкольном возрасте
  • Кравцова Александра Александровна. Комплексное психолого-педагогическое сопровождения субъектов образовательной деятельности в ДОУ
  • Притча «Одна минута»
  • Притча «Принять все как от Бога»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь