|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54489
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Я подумал: а ведь мы сами порой выбираем формы военно-
патриотического воспитания, которые не вырабатывают у школь- ников ни воли, ни мужества, ни гражданственности. Теперь неред- ко походами называют воскресные прогулки или обыкновенные экскурсии на комфортабельных автобусах. Ребята в лучшем слу- чае получают готовый материал, не приложив особых усилий к какому-либо поиску. А то, что легко дается, легко и забывается, не трогая сердца, не оставляя следа в памяти... Своим ученикам я решил «дать понюхать», что такое зима на Севере. Воспользовавшись отсутствием связи с Новой Титовкой, конечным пунктом нашего похода, я пришел к ребятам и сказал: «Машины нет и не будет—снежные заносы. Решайте сами, как быть». Никто не захотел возвращаться в Мурманск. До Новой Титовки восемнадцать километров. В пургу, по заснеженной до- роге с большими рюкзаками (питание на семь дней, спальные мешки), да еще в руках музыкальные инструменты. Шли долго. И никто не пожаловался, что трудно. Только к вечеру добрались до деревни — чуть не падали от усталости. Но настроение у всех было приподнятое: сумели, до- шли. Нам предоставили домик, в котором никто не жил. При- шлось самим топить. Не успели согреться чаем, как явились с при- глашением: хотя концерт объявлен на завтра, собрался полный клуб, все ждут выступлений сегодня. Наши отговорки: мы, мол, устали, у нас «сели» голоса — никто всерьез не воспринял. Тогда решили быстро собраться. И вот возбужденные после концерта ребята вернулись в домик, гордо держа грамоту за отличный кон- церт. Долго не могли заснуть. Говорили о Заполярье, о том, что понять тундру в уютной мурманской квартире невозможно. Го- ворили о войне. Кто-то спросил меня: — А дрова и уголь подвозили на позиции? — Нет. Дорога была плохая. С трудом удавалось доставлять боеприпасы. — А как же наши бойцы в горной тундре всю зиму? Я не ответил. Пусть представят сами, пусть спросят экскурсо- вода, в котором они только сейчас увидели героя. Началось самое главное—переоценка ценностей. Казалось бы, небольшое испытание, но оно заставило ребят другими гла- зами взглянуть на войну, на тех, кто здесь воевал и победил, на себя и свое место в жизни. Поисковая работа дает возможность понять быстротечность, необратимость времени. Все меньше остается на земле людей, которые участвовали в революции и гражданской войне. Редеют ряды и ветеранов Великой Отечественной... Я уверен: настанет время, когда новые поколения будут завидовать нам только по- тому, что мы жили, работали, дружили с людьми, спасшими че- ловечество от фашизма»1. Вопросы 1. Укажите, какие волевые качества проявили учащиеся, вы- полняя задачи, описанные в рассказе. 2. Перечислите основные волевые качества, которые должны воспитывать у учащихся школа, учителя, семья, комсомол, пио- нерская организация. 3. Докажите, что проявление воли представляет собой особую форму активности личности, детерминированную условиями жиз- ни и бытия, связанную с проявлением в ней сознания. Приведите примеры из наблюдаемых вами фактов. Задача 8 Психология утверждает, что в основе нравственной воспитан- ности ребенка лежат его ценностные ориентации и система сло- жившихся отношений к действительности, к людям, к делу и к самому себе как субъекту деятельности. Без этих качеств нет ду- ' Баранова И, Обратная связь//Вечерний Ленинград. — 1982.—15 окт. Дранишников В. Долиной славы//Правда.—1979.—19 окт. 178 12* 179 ховното богатства личности и внутренней потребности трудиться на благо общества. Внимательно прочтите эпизоды из жизни, приведенные в ста- тье учителя В. Зарипаева', и дайте ответы на сформулированные ниже вопросы. Эпизод первый «Готовились к школьному вечеру. Как обычно в таких слу- чаях, понадобилась небольшая сумма денег. — По сколько будет собирать?—спросил староста класса. — По пять рублей, — не задумываясь ответил Игорь. — Не слишком ли много? — усомнился я. — Ничего, дадут, — беззаботно махнул тот рукой. — Не столь- ко давали. Легкость, с которой решал Игорь денежные вопросы, при- знаться, удивила. — Кстати, сколько получают твои родители? — поинтересо- вался я. Тот неопределенно пожал плечами: — Не знаю. А зачем это вам? — Подумай сам. У вас в семье четверо детей, все учатся. Представь, если каждый начнет по пять рублей просить... И ведь что удивительно: семья у Игоря трудовая. Отец с ма- терью с малых лет в работе, знают цену копейке. Отчего же сын, которому пятнадцать лет, растет этаким розовым, инфантильным мальчиком, не вникая в нужды и заботы семьи? Как видно, и здесь родители рассуждают по расхожему принципу: мы, мол, в свое время хлебнули лиха, так пусть наши дети поживут как сле- дует. И ограждают сына или дочь от всяких дел и забот, тща- тельно скрывая от них денежные затруднения, выполняют все их прихоти. Хорошо, что в наши семьи пришел достаток. Но беспокоит та легкость, с которой наши дети решают порой финансовые во- просы. Недавно довелось услышать разговор двух учеников. — Захочу—папа завтра же купит мне мотоцикл,—похвастал один из них. Этот мальчишка, не заработавший в своей жизни ни копей- ки, уверен, что отец ему не откажет. Эпизод второй «Как-то одна мамаша пожаловалась мне на свою дочь: — Просто не знаю, что делать. Требует самые модные туфли и брюки. А где я возьму столько денег? У меня ведь еще двое... Слушая маму Любы, я вспомнил свое посещение их семьи. Хо- телось взглянуть на рабочее место девочки, узнать, где и как она готовит уроки, как ведет себя дома, помогает ли маме. И что же я увидел? На столе в полном беспорядке громоздились учебники, ' Зарипаев В. Когда хлеб сладок: На темы воспитания//Правда.—1983.- 29 сент. тетради, посторонние предметы. Личные вещи разбросаны по всей квартире. Но что больше всего поразило меня—гора грязной по- суды. В ответ на замечание Люба, не испытывая никакого смуще- ния, ответила: — Воды нет. Вот придет с работы мама... Ну прямо как в известной песне: «Матушка возьмет ведро, молча принесет воды...» А девочке-то, между прочим, без малого шестнадцать. Мама ее работает на животноводческой ферме, за день сильно устает. Признаться, непомерные запросы Любы в смысле одежды не оказались для меня неожиданностью. Эти амбиции, требования находятся, как известно, в обратной пропорции по отношению к трудолюбию, личному вкладу в общее дело. Человек, знающий, что такое настоящий труд, знающий, как достается трудовая ко- пейка, как правило, скромен, не требует лишнего». Эпизод третий «Зашел как-то на уроке разговор о хлебе. Пытался дока- зать, что это одна из главных наших ценностей. Но, кажется, так и не получилось. Скептически улыбались ребята. Не доходило. А осенью впервые классом работали на колхозном поле, уби- рали картошку. Дело, как известно, нелегкое, трудоемкое. Каж- дому клубеньку надо поклониться, и рук жалеть не приходится. Здесь и земля, и грязь, и холод, да и корзина по весу—не школь- ный портфель. Но вот короткий перерыв. Ученики присели перекусить. В од- ной руке кусок черного хлеба, в другой — огурец или помидор. Уплетают с хрустом, за обе щеки. И никаких деликатесов, ника- ких конфет. Поняли мои ребятки, когда хлеб бывает сладким»." Вопросы 1. Объясните, почему учителя В. Зарипаева «беспокоит та лег- кость, с которой наши дети решают порой финансовые вопросы». 2. Раскройте правильность утверждения автора, что «непомер- ные запросы и амбиции Любы», ее требования в смысле одежды «находятся в обратной пропорции по отношению к трудолюбию, личному вкладу в общее дело». 3. Докажите, что привлечение детей к труду, общественно по- лезной деятельности взрослых—непременное условие формиро- вания нравственно цельной личности нового человека. Тема курсовых исследований 1. Самооценка и ее место в самовоспитании подростка. 2. Волевая активность учащихся (индивидуальные .особен- ности). 3. Конфликты между учащимися и способы их разрешения. 4. Ответственность: уровни развития и индивидуальные осо- бенности у учащихся, 5. Психологические основы устойчивости личности. 180 6. Проблема диагностики воспитанности в советской психоло- гии и теории воспитания. 7. Психологические основы трудового воспитания. Тема 9. Учение как специфическая форма познавательной деятельности человека Методические указания Основная задача изучения данной темы — раскрытие психоло- гических закономерностей учения как специфической формы са- мостоятельной познавательной деятельности человека, направлен- ной на овладение опытом предшествующих поколений, зафикси- рованным в материальной и духовной культуре общества. Изучение темы следует начать с рассмотрения методологичес- ких вопросов психологической теории учения. Как известно, ос- новной объем знаний, умений, навыков, форм поведения, обра- зующих содержание подлежащего передаче общественного опыта, человек усваивает, будучи включенным в различного рода учебно- воспитательные системы. В этих случаях усвоение соответствую- щего содержания выступает как результат двух взаимосвязанных процессов: учения и обучения. В условиях научно-технического прогресса и реализации идей непрерывного образования учение приобретает все большее значение как самостоятельная форма со- циальной активности человека, направленная на постоянное со- вершенствование себя как субъекта предметной деятельности и деятеля общественного развития. На семинарских занятиях при рассмотрении социально-психо- логической сущности учения особое внимание следует обратить на тезис К. Маркса об опредмечивании деятельности в ее продуктах и сложившийся в марксистско-ленинской гносеологии подход к процессам познания как к активному взаимодействию познаю- щего субъекта с познаваемым объектом. К. Маркс сущность оп- редмечивания раскрывает следующим образом: «Трудовая дея- тельность человека запечатлевается в своем продукте; она пре- вращается в форму бытия или предметности»'. Тезис К. Маркса получил глубокое психологическое толкование в работах совет- ского психолога А. Н. Леонтьева. Раскрывая природу человечес- кого учения, А. Н. Леонтьев пишет: «Чтобы овладеть продуктом человеческой деятельности, нужно осуществить деятельность, адекватную той, которая воплощена в данном продукте»2. Следо- вательно, если предметом учения выступают элементы материаль- ной культуры общества, то для овладения ими у индивида долж- ны быть сформированы психические механизмы общественно при- ' Маркс К; Энгельс Ф. //Соч.— 2-е изд.—Т. 23. — С. 191—192. 2 Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы со- ветских психологов периода 1946—1980 гг./Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляу- дис.—М.. 1981.—С. 40. 182 нятых способов их использования. Если же учебная деятельность направлена на овладение содержанием духовной культуры, то в этом случае важно, чтобы индивид овладел идеальными дейст- виями и операциями, необходимыми для воссоздания соответству- ющего содержания в сознании личности, поскольку, как показы- вают исследования, отражение окружающей действительности представляет собой активное формирование образа объективной реальности в процессе познавательной деятельности человека. В учении выделяют структурные компоненты, которые могут быть условно названы побудительным, программно-целевым, дей- ственно-операционным и контрольно-регулирующим. Побудительный компонент включает в себя познава- тельные потребности и сформированные на их основе мотивы учеб- ной деятельности. Примером познавательной потребности может быть потребность в приобретении новых знаний, а мотива, возник- шего на ее основе, — познавательный интерес. Советская психо- логия располагает обширными данными, характеризующими осо- бенности потребностно-мотивационной сферы учащихся. Интерес к этой проблеме полностью оправдан: внутренние побуждения, ле- жащие в основе любой деятельности, в том числе и учебной, ока- зывают непосредственное влияние на все ее компоненты, динами- ку протекания и получаемый в итоге конечный результат. Основным элементом программно-целевого компо- нента выступает цель учебной деятельности, как идеальное предвосхищение ее конечного результата. Содержание цели уче- ния и процесс ее формирования определяются прежде всего уров- нем осознания учащимся ряда обстоятельств, среди которых сле- дует особо выделить мотивы, лежащие в основе его учебной дея- тельности, требования, предъявляемые ему в условиях конкретной учебной ситуации (задачи), знания, умения и навыки, необходи- мые для успешного осуществления деятельности. Постановка це- ли — важный этап в развертывании учебной деятельности. На ос- нове цели идет выработка программы действий, ориентированных на достижение желаемого результата. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|