|
Аллан Джон. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках.Категория: Педагогическая психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 46119
Автор: Аллан Джон.
Название: Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке При «Демонстрации» мальчикам доставляло большое удовольствие притворное выставление напоказ своих личностей. Они поворачивались задом к камере, хлопали себя по ягодицам, показывали язык и делали грубые жесты. Кульминационный момент в постановке серии «Демонстраций» наступил тогда, когда подбадриваемый другими ребятами мальчик подошел к видеокамере, постоял перед ней и затем неожиданно распахнул куртку, продемонстрировав футболку, на которой были изображены две огромные женские груди. Остальные мальчики подбежали к нему и к удовольствию сверстников стали притворно «щупать и тискать» груди.
В процессе драматических занятий проявления эксгибиционизма и нарциссизма приняли более здоровые и сублимированные формы. Кривлянье, сквернословие и хихиканье перед камерой почти полностью прекратились. Учитывая потребность детей в нарцистическом самовыражении, мы предложили, чтобы каждый раз один член группы официально объявлял перед камерой название пьесы и исполнителей каждой роли. Вначале уровень таких объявлений был довольно низким. Объявляя название пьесы и вкратце передавая ее сюжет, ребята не смотрели в камеру и едва слышно и торопливо произносили слова. Со временем, однако, дело пошло на лад. Они стали лучше держаться перед камерой и сносно передавать содержание пьесы. К концу занятий такие сообщения стали более продуманными. Например, во время вступительного сообщения каждый актер снимался на пленку; при этом он должен был на несколько секунд принять «актерскую позу», которая характеризовала его роль в пьесе. 2. Игровые темы. На протяжении первых двух месяцев много времени уходило на беготню. Все попытки придумать тему, кото рую дети могли бы сыграть перед камерой, заканчивались шум ной беготней. В конечном счете старшие семиклассники приду мали две игры: «Роликовое Дерби» (сыгранное 5 раз) и «Хоккей на карачках» (сыгранный 3 раза). Суть «Роликового Дерби» за ключалась в следующем. Гимнастические маты располагались в форме овала и отбирались две команды. Затем команды начина ли бегать по кругу, стараясь вытолкнуть с матов своих соперни ков. «Хоккей на карачках» представлял собой разновидность хоккея, в котором дети играли без клюшек. Суть игры заключа лась в том, чтобы, ползая на коленях, швырнуть изо всех сил шайбу в направлении вратаря. В обеих играх участвовали старшие мальчики. В процессе игры тратилось огромное количество энергии. Нередко возникали споры (поскольку ребята непрестанно нарушали свои собственные правила). Обессиленные, в конце игры они просто валились друг на друга и оставались лежать на полу. Эти две темы, нарциссизм и физическая активность, были исчерпаны и через два месяца привели к возникновению тем оральной агрессии и доминирования. 3. Орально-агрессивные, темы. Здесь прослеживаются два различных типа драмы. Шестиклассники придумывали пьесы, главными героями которых были такие чудовища, как Дракула, Вампир, Йети (снежный человек) и «Челюсти» (7 постановок). Семиклассники ставили пьесы, местом действия которых были «бары» (8 постановок). Темы чудовищ обычно предусматривали прогулки в лесу или купания в море, ко время которых чудовище нападало на людей, кусало или пожирало их. Вооруженные крестами или кольями друзья приходили к ним на помощь. Приглашалась на помощь полиция, и после борьбы чудовище погибало. Сцены в барах предполагали, что герои покупают выпивку, напиваются, а затем начинают пьяными разгуливать по бару. Они отказываются платить за выпивку, стараются «подцепить» девочек и ввязываются в драки с барменами или посетителями бара. Прибывает полиция, вновь вспыхивает драка, и «пьяных» увозят в тюрьму. К концу этой стадии темы стали более оригинальными и включали в себя элементы обоих типов тем. Например, четыре мужчины капитально напиваются в баре. Появляется еще один человек. Пьяные приглашают его в свою компанию. Этот человек оказывается Дракулой, который разделывается с каждым пьяным во время посещения туалета. 4. Темы доминирования. Доминирование, как мы отметили, было излюбленной темой учащихся. Вначале ребятам не удавалось придумать ни одного сюжета. Все претендовали на роль «крутого парня». Затем возникли три различные пьесы. Два сценария были заимствованы из популярных телепрограмм: «Счастливые дни» (7 постановок) и «Бионик» (3 постановки). Один сюжет они придумали сами: «Супермальчик» (2 постановки). Постановки этих пьес обычно носили сдержанный характер. При всем разнообразии сюжетов тема оставалась неизменной: «Сильный всегда прав». Крутой парень руководит группой. Крутой «мужик» побеждает чудовищ и преступников. Главным героем в их пьесах был «Фонз» из «Счастливых дней». «Фонз» — бесспорный лидер банды подростков. Стоило ему щелкнуть пальцем, и вся банда вытягивалась по стойке «смирно», готовая выполнить любое приказание. Они выполняли все его просьбы, даже если этого им и не хотелось. Когда «Фонз» обманывал их, они не возражали и покорно подчинялись его воле. Ребята старались отождествлять себя с «Фонзом», подражая его странной манере жестикулировать, говорить и одеваться. Но в дальнейших постановках пьесы «Фонз» стал более снисходительным, ему отводилась роль посредника и третейского судьи во «внутренних разборках банды». Он постепенно утратил черты автократического босса. Признаки разрешения проблемы доминирования можно обнаружить в некоторых из последних, придуманных ребятами пьес. В частности, в пьесе «Ленивые рабочие» бездельники приводят босса в бешенство, и тогда начинается драка. Перед началом драки вставлена реклама средства от потливости. После окончания рекламы камера возвращается к сцене драки, которая быстро заканчивается. В последнем кадре рабочие сидят верхом на бочке. 5. Моральные темы. Все эти темы предполагали тщательную разработку сюжетов (которые нередко заимствовались из телесе риалов). В этих сюжетах шла борьба между «добром» и «злом». Здесь доминировал девиз «Нравственность всегда права». Агрес сивность проявлялась лишь в конце пьесы и (в сюжете) играла второстепенную роль. Сюжеты, как правило, почти не отлича лись друг от друга: планирование ограбления банка, осущест вление ограбления, срабатывание сигнализации, приезд по лиции, преследование и задержание грабителей. Ограбление банков (7 постановок), уличные грабежи (5 постановок), гангс терские войны (3 постановки) и кражи сокровищ (3 постановки) послужили основными темами постановок пьес. В отличие от пьес, посвященных теме доминирования, власть и соответствующие роли равномерно распределялись между 7—8 «актерами». Каждый актер играл важную роль. Важное значение придавалось слаженной работе. Поэтому если что-нибудь не получалось, производилась пересъемка. 6. Социальные темы. Эти темы были сыграны семиклассни цами. Они легли в основу сюжетов, посвященных семейным дра кам (3 постановки), побегам из дома (3 постановки), магазин ным кражам (2 постановки), вандализму (2 постановки) и «Ху лиганке» (1 постановка). Перечисленные темы свидетельствуют о появлении чувств независимости и конфликтности с автори тарными фигурами. Вопрос нередко стоял так: «Ты хочешь, чтобы мы все делали по-твоему, а мы будем поступать по-свое му». Нередко вспыхивали драки, которые сопровождались воплями, шлепками и убеганием с занятий. Сцены вандализма и магазинных краж иногда вызывали проявление гнева. В заклю чительных сценах этих драм авторитетные лица осуждали «пло хое» поведение девочек. По прошествии шести недель социально-моральные темы постепенно уступили место двум другим темам: комедии и танцу. 7. Комедия. Драмы постепенно приобретали более спон танный и веселый характер, пока, наконец, не уступили место комедии (7 постановок). Например, в последней драме шестиклассники сыграли роли пиратов, приплывших на Остров Сокровищ. Во время дележа добычи вспыхивает драка. Лодка переворачивается, и пираты падают в воду. Затем один из пиратов замечает «Челюсти», т. е. огромную акулу, которая медленно приближается к ним. Пиратов охватывает паника, и тогда один из них решает бросить в пасть акулы бутылку вина. Это немного, не не достаточно успокаивает акулу. Остальные пираты с большой неохотой отдают свои запасы вина акуле. Акула пьянеет, и пираты берут ее в плен. Они доставляют акулу в Ванкуверский аквариум и за определенную плату демонстрируют ее посетителям. В других драмах разыгрывались этнические анекдоты о бакалейщиках, школьные анекдоты и ситуации с переменой ролей. Эти пьесы были непритязательными, но и не глупыми. «Драматические эпизоды» (когда кого-нибудь должны были нокаутировать) перемежались забавной « коммерческой рекламой». Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|