|
Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология. Теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности.Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 19913
Автор: Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В.
Название: Дифференциальная психология. Теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ
ДИАГНОСТИКИ СВОЙСТВ ПСИХОДИНАМИЧЕСКОГО УРОВНЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ Для диагностики психодинамического уровня интегральной индивидуальности используются методики, систематически применяемые в работах, выполненных под руководством В. С. Мерлина и В. В. Белоуса. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ РИГИДНОСТИ Для исследования ригидности применяется методика Р. Кеттелла «Обратное письмо». Суть этой методики в следующем. Испытуемый по сигналу экспериментатора пишет одно и то же слово в течение одной минуты. Его задача — написать как можно больше слов и как можно более аккуратно (первая часть опыта). Во второй части опыта (при тех же условиях) испытуемый то же самое слово должен писать в обратном направлении, идя последовательно от последней буквы к первой. Показатель ригидности вычисляется по формуле: R = A-rB + C, где А — количество букв при «прямом письме»; В — количество букв при «обратном письме»; г — коэффициент корреляции между «прямым» и «обратным» письмом; С — константа, равная разности между В и А. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ЭКСТРАВЕРСИИ-ИНТРОВЕРСИИ Для исследования экстраверсии—интроверсии используются две методики, разработанные в лаборатории Р. Кеттелла: «Широта классификации» и «Неструктурированные рисунки». Методика «Широта классификации». Испытуемому предлагается инструкция: «Вам будет предложено несколько карточек, на которых изображены различные предметы. У многих из этих предметов есть общие признаки. Ваша задача — объединить их в одну группу. Старайтесь делать это так, чтобы в группу входило как можно больше предметов. Помните, что Вы должны найти в карточке такую единственную группу, в которую входит наибольшее количество объектов с общим признаком. Будьте готовы сказать, что в них общего, если спросят. На каждую карточку Вам дается не более 30 секунд». Показателем экстраверсии—интроверсии служит среднее количество объектов, включенных в одну группу по каждой тест-карте. Методика «Неструктурированные рисунки». Используются 9 тест-карт (одна из них пробная), на которых изображены различные хаотические линии, штрихи, контуры, точки и т. д. При предъявлении пробной тест-карты испытуемый получает инструкцию: «Предлагаемое задание — на воображение. Сейчас Вам будет предложено несколько карточек, на которых нарисованы различные контуры, штрихи, линии. Разные люди видят в них разные предметы и явления. В течение 30 секунд вы должны увидеть и назвать как можно больше предметов и явлений». Показателем экстраверсии—интроверсии по данной методике является среднее количество предметов, названных испытуемым во время просмотра всех карт. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВОЗБУДИМОСТИ Тест тематической апперцепции (ТАТ). Для изучения данного свойства применяется эмоциональный вариант методики ТАТ. Для исследования подобраны 5 сюжетных тест-карт с эмоционально-нейтральным содержанием. ТАТ в модификации для изучения психодинамических характеристик эмоциональной возбудимости использовался в исследованиях, выполненных под руководством В. С. Мерлина. Инструкция испытуемому: «Это задание на придумывание рассказов по картинкам. Я сейчас предложу вам их, вы должны постараться придумать краткий рассказ, в котором обязательно должны содержаться ответы на следующие вопросы: — Что здесь происходит? — Что было здесь до этого? — Что чувствуют и думают изображенные здесь люди? — Чем закончится событие, которое вы придумали? Учтите, что вам надо не просто описать картинку, а при помощи фантазии составить целостный рассказ. На придумывание и изложение рассказа вам предоставляется не более пяти минут». Показателем эмоциональной возбудимости служит среднее количество эмоционально окрашенных лексических единиц на одну тест-карту. В исследовании были использованы карты 1, 2, 5, 7ж, 8ж. Ассоциативный эксперимент К. Юнга. Используется модифицированный В. В. Белоусом вариант ассоциативного эксперимента К. Юнга. Подбираются 16 нейтральных и 5 эмоционально значимых слов. Перед проведением эксперимента предлагается следующая инструкция: «Сейчас я буду произносить отдельные слова, а вы на каждое из них должны отвечать (как можно быстрее) любым, связанным по смыслу первым пришедшим вам в голову словом. Отвечать следует только отдельными словами, предложений называть не надо». Основному опыту предшествует пробный, во время которого испытуемому предлагается 10 слов, не содержащихся в основном списке. Скорость предъявления вербальных раздражителей — 5 слов в минуту. Показателем эмоциональной возбудимости по данной методике служит отношение среднего латентного времени ассоциативной реакции на эмоционально значимое слово к среднему латентному времени ассоциативной реакции на нейтральное слово. Список слов для модифицированного ассоциативного эксперимента К.Юнга (эмоционально значимые слова подчеркнуты): месяц лето газета вещь экзамен вечер дом луна катастрофа день стена ветер ссора небо стол лист окно пожар неделя поцелуй задача Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|