|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379459
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Несмотря на то что вытеснение бывает иногда причиной забывания, с его помощью можно объяснить далеко не все случаи забывания. Вытесняются только крайне неприятные эмоциональные переживания. Но люди часто забывают и приятные или нейтральные переживания. Кроме того, изучение вытеснения проводилось в основном путем наблюдения за пациентами больниц. Ощущается явная нехватка экспериментальных данных по этому вопросу.
Подавление Есть ли у вас воспоминания, которые вам хотелось бы забыть? Возможно, вы когда-нибудь совершили неприличный или глупый поступок, воспоминания о котором вам хочется подавить. Подавление — это сознательные усилия, направленные на то, чтобы не думать о каком-либо событии. Подавление отличается от вытеснения тем, что вы вполне сознаете, что событие произошло. Например, женщины, подвергшиеся насилию, отчаянно стараются избегать воспоминаний о нем. Многие из них даже не желают признавать себя жертвами и подавляют мысли об этом месяцами, а то и годами. К сожалению, подавление болезненных мыслей не избавляет человека от эмоциональных последствий, к которым относятся преувеличенные страхи, фобии и депрессия. Амнезия Амнезия — это расстройство, представляющее из себя самую крайнюю форму вытеснения. Тема амнезии широко используется в романах, фильмах и мыльных операх, поскольку производит весьма драматическое впечатление. Симптомы амнезии заключаются в потере личных воспоминаний. Жертвы амнезии забывают, кто они такие, откуда родом и почти всю остальную информацию о себе. Примечательно, что у них сохраняются прочие основные знания и умения. Они помнят, как складывать, вычитать, читать, писать, одеваться и готовить пищу. Вытеснение: забывание, вызванное бессознательной блокировкой пугающих или угрожающих мыслей или событий. Подавление: сознательный уход от неприятных мыслей и воспоминаний. Существует несколько форм амнезии. Наиболее широко известна и популярна истерическая амнезия. Эта форма амнезии не вызвана никакими органическими или физиологическими причинами. Истерическая амнезия обычно возникает после травмирующего события и, как правило, носит временный характер. Амнезия может быть вызвана физиологическими причинами. Среди них алкоголизм, наркомания, заболевания, травмы, недостаточное или неправильное питание и повреждения мозга. Амнезия, вызванная физиологическими причинами, может быть как временной, так и постоянной и называется органической амнезией. Для третьего вида амнезии, глобальной деменциальной амнезии, характерны рассеянность и забывчивость в повседневной жизни. Такая форма амнезии часто встречается у очень старых, дряхлых больных, которые отлично помнят свое прошлое, но с трудом ориентируются в настоящем. Чаще всего такая форма амнезии бывает постоянной. Амнезию, как и вытеснение, нельзя считать основной причиной забывания. Она встречается далеко не так часто, как показывают в средствах массовой информации, и с ней связан лишь небольшой процент всех случаев забывания. Истерическая амнезия: амнезия, не имеющая органических или физиологических причин; обычно возникает после физической или психической травмы и носит временный характер. Органическая амнезия: амнезия, обусловленная физиологическими причинами. Глобальная деменциальная амнезия: форма амнезии, при которой человек рассеян и забывает события самого недавнего прошлого. Упражнение 4.5 Студент Принстонского университета рассказывал, как однажды, прогуливаясь по университетскому городку, встретил Альберта Эйнштейна. Несколько минут они стояли и разговаривали, а потом студент пригласил Эйнштейна вместе пообедать. Альберт Эйнштейн спросил, в каком направлении он шел, когда встретился со студентом. После того как студент показал ему направление, Эйнштейн заявил, что уже ел, и вежливо поблагодарил за приглашение. а. Какая форма амнезии была у Эйнштейна?. Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Угасание и искажение Имеются данные, свидетельствующие о том, что невостребованные воспоминания со временем угасают. Возможно, именно этим и объясняется забывание информации, хранящейся в кратковременной памяти. Тем не менее угасание не является основной причиной забывания сведений, находящихся на долговременном хранении. Как ни странно, люди часто забывают очень важную информацию и помнят совершенно бесполезные вещи. Однако некоторые эксперименты (Loftus, 1975. Loftus and others, 1978) показывают, что воспоминания со временем могут подвергаться искажениям. Новые поступающие в память сведения изменяются в соответствии с уже имеющейся информацией. По мере поступления нового материала с ним смешивается старая информация. Испытуемым показывали слайды и фильмы о несчастных случаях, когда машины сбивали пешеходов или сталкивались друг с другом. На одном из слайдов была видна проезжавшая мимо места происшествия зеленая машина. Экспериментатор спрашивал испытуемых, был ли у проезжавшей синей машины на крыше багажник для лыж. Когда после этого испытуемым задавали вопрос, какого цвета была проезжавшая машина, большинство из них вспоминали, что она была синяя, а не зеленая. При беседе с испытуемыми из контрольной группы синий цвет не упоминался. Когда их спрашивали о цвете проезжавшей машины, они вспоминали, что она была зеленая. В другой ситуации испытуемых просили оценить скорость машины, которая «врезалась» в другую машину. Эти испытуемые сильно преувеличивали скорость машины. Испытуемые из контрольной группы, которых спрашивали о скорости машины, «столкнувшейся» с другой машиной, оценивали скорость довольно точно. Упражнение 4.6 Попытайтесь на основе того, что вы узнали об искажении воспоминаний, объяснить смысл выражения «Не полагайтесь на показания свидетелей!» Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Интерференция Чаще всего забывание объясняется интерференцией. Интерференция — это особого рода искажение информации. Человек забывает потому, что новая информация смешивается с уже имеющимися воспоминаниями. Согласно теории, объясняющей забывание за счет интерференции, запоминанию мешают факторы двух типов: проактивная интерференция и ретроактивная интерференция. Проактивная интерференция. Прилагательное «проактивная» означает «действующая по направлению вперед». Проактивная интерференция происходит, когда воспроизведение новых данных, недавно поступивших в память, блокируется старыми воспоминаниями. Если вам никак не запомнить, как по-французски будет «до свидания», потому что в памяти засела выученная раньше немецкая фраза, то вам мешает именно проактивная интерференция: вы не можете запомнить «au revoir» из-за того, что уже помните «auf wiedersehn». Или, предположим, ваша новая преподавательница по психологии, профессор Кассель, очень напоминает вам вашу старую подругу Флору Белл. Тогда вам, возможно, будет трудно запомнить настоящую фамилию профессора и будет все время хотеться назвать ее Флорой Белл. Таким образом, при проактивной интерференции старые знания мешают запоминанию новых. Проактивная интерфе-ренция: забывание новой информации из-за того, что она перепутывается с ранее полученным материалом. Рис. 4.3. Проактивная и ретроактивная интерференция Ретроактивная интерференция. Прилагательное «ретроактивная» означает «действующая по направлению назад». Ретроактивная интерференция происходит в тех случаях, когда новые знания блокируют воспроизведение старых воспоминаний. Если, выучив наконец французское выражение «au revoir», вы не сможете вспомнить немецкое «auf wiedersehn», то вам мешает ретроактивная интерференция. Появление новых знаний приводит к ухудшению вашей способности воспроизводить старые. Если, встретив свою старую подругу Флору Белл, вы с трудом вспомните ее имя и будете все время пытаться называть ее «профессор», то это результат вмешательства ретроактивной интерференции. Забывание за счет проактивной и ретроактивной интерференции иллюстрирует рис. 4.3. Ретроактивная интерференция: забывание, вызванное смешиванием старой информации со вновь полученным материалом. Упражнение 4.7 Укажите, какие из следующих ситуаций являются примерами проактивной, а какие — ретроактивной интерференции. а. Вам трудно читать книги XVIII века, поскольку вы никак не можете запомнить, что представляют собой все эти вершки, аршины, сажени и версты. б. Вам трудно научиться плавать брассом, поскольку вы уже умеете плавать кролем и все время возвращаетесь к старым движениям ногами, вместо того чтобы толкаться «ножницами». _________________________ в. Прочитав книгу «Унесенные ветром», вы пошли на фильм с тем же названием. Теперь вам трудно вспомнить, что было в книге, потому что вы все время думаете о фильме. ________________________________ г. Вы учились вождению на машине с ручным переключением скоростей. Последние пять лет вы водите автомобиль с автоматической коробкой передач. Когда вас попросили сесть за руль машины с ручной передачей, вы все время ловите себя на том, что забываете пользоваться сцеплением и управляете машиной так, как будто у нее автоматическая коробка передач.______ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. « Роль последовательности в запоминании Знаете ли вы песню «В лесу родилась елочка»? Наверняка вы сможете вспомнить несколько первых строчек. Но если вас попросят спеть дальше, могут возникнуть затруднения. Однако заключительную строчку — «И много-много радости ребятам принесла» — вы, скорее всего, тоже вспомните. Точно так же маленькие дети обычно без всяких затруднений поют первую строчку песенки про алфавит «А, В, С, D» и радостно завершают пение звонким «X, Y, Z». Средние же строчки песенки они часто путают. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|