Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика.

Категория: Библиотека » Психолингвистика | Просмотров: 29619

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Эксперименты школы Пиаже поднимают множество важных проблем. Прежде всего отметим особую роль, которая отводится интериоризации действий и образованию на этой основе «операциональных структур». Проще говоря, ребенок воздействует на мир и строит внутренние модели природы реального мира на основе этих действий и их результатов. Подобное взаимодействие со средой, конечно, необязательно должно быть только вербальным.
Отметим также, что одна лишь языковая тренировка не может сама по себе обеспечить ребенку переход с одного уровня развития на другой. Правда, в данном случае мы имеем дело с тренировкой в ограниченной экспериментальной ситуации в отличие от всеохватывающей тренировки, которая имеет место при систематическом школьном обучении. Именно такую тренировку имеют в виду Брунер и его сотрудники, отмечая в своей книге различия между городскими и деревенскими детьми, а также детьми, посещающими и не посещающими школу в различных культурах. В контексте школьного обучения трудно, однако, выделить роль языка как такового во всем том опыте и тренировке, которую получает ребенок, обучающийся в школе. Все эти вопросы еще остаются открытыми, хотя исследования, проводимые в Гарварде и Женеве, предлагают — и безусловно предложат и в будущем — интересные и перспективные подходы к решению этих вопросов.
Еще один весьма важный круг данных относительно роли языка в когнитивном развитии содержится в исследованиях глухих детей. Поскольку такие дети лишены вербальной речи и имеют более ограниченный опыт обучения, они могут представлять собой весьма важную контрольную группу по сравнению с нормальными детьми, о которых мы говорили до сих пор. Если их когнитивное развитие не имеет существенных отличий от развития нормальных детей, то это будет убедительный довод в пользу утверждения Пиаже о примате когнитивного созревания, направляемого различными аспектами жизненного опыта. Основной вопрос состоит в том, является ли владение языком решающим фактором тех этапов когнитивного развития, которые выделены Пиаже и другими учеными, или язык просто обеспечивает те впечатления, которые делают возможным такое развитие. Если более верно последнее, значит, жизненный опыт сам по себе даже в отсутствие языка будет двигателем когнитивного развития ребенка. Эти предположения могут быть — в известной мере — проверены в исследованиях умственного развития глухих детей, лишенных или практически лишенных языка (понимаемого в обычном смысле вербального языка), на решающем этапе развития.
Эта область наиболее интенсивно исследовалась Г. Фуртом и его сотрудниками в Католическом университете в Вашингтоне, и результаты изложены в книге «Мышление без языка: психологические последствия глухоты» (Furth, 1966).
Фурт пишет, что большинство глухих детей в Америке не обучается английскому языку — устному или письменному — до довольно позднего возраста и в большинстве случаев так и не достигает адекватного владения языком. Фактически, как утверждает Фурт, для большинства глухих детей Америки английский остается чем-то вроде иностранного языка. Те глухие дети, у которых и родители глухие, обучаются языку жестов так же легко и естественно, как любому родному языку. Но большинство глухих детей не знакомятся с языком жестов в раннем детстве, и Фурт критикует тенденцию большинства американских школ для глухих лишать детей языка жестов в надежде на то, что тогда они овладеют английским. Именно эта печальная ситуация создала условия для «естественного эксперимента», позволяющего сравнить умственное развитие детей, практически лишенных языка, с развитием нормальных детей. Фурт описывает многие работы подобного рода, и большинство из них заставляет прийти к выводу, что глухие дети не так уж сильно отличаются от нормально слышащих детей по своему интеллектуальному развитию. Когнитивное развитие в обоих случаях проходит одни и те же основные стадии, хотя в некоторых случаях темп развития у глухих ниже. Вполне вероятно, что эта замедленность развития может быть вызвана не столько специфической причиной — отсутствием языка, сколько отсутствием или недостатком опыта вообще, учитывая ту среду, в которой обычно воспитываются глухие дети. Фурт исследовал глухих и нормально слышащих взрослых и не обнаружил существенных различий в основных когнитивных способностях, хотя большинство его глухих испытуемых едва могли читать, писать или говорить по-английски.
Само заглавие книги Фурта наводит на мысль, что язык, возможно, не является столь важным фактором, как мы думаем. Он приходит к такому заключению:
«Обобщая результаты описанных выше исследований и рассматривая их с точки зрения теоретической проблемы влияния языка на интеллектуальное развитие, можно сделать следующие выводы: а) язык не оказывает па интеллектуальное развитие какого-либо прямого, общего или решающего влияния; б) влияние языка может быть косвенным или частным, оно может ускорять умственное развитие, открывая возможность для приобретения дополнительного опыта путем получения информации и обмена идеями, а также предлагая готовые символы (слова) и языковые навыки в специфических ситуациях.
Из этого следует, что люди, испытывающие недостаток языкового опыта или навыков, а) не являются постоянно или вообще отсталыми в интеллектуальном развитии, но б) могут временно отставать на какой-то фазе развития из-за отсутствия необходимого общего опыта и в) могут отставать в решении особого типа задач, если это решение может облегчаться использованием словесных знаков и языковых навыков» (Furth, 1964, р. 160).
Как мы видим, это заключение подводит нас к выводу, к которому в конечном счете должна прийти психология, разумеется, в более уточненной форме. Язык определенно играет какую-то роль в некоторых аспектах когнитивных процессов и их развития. Нам еще предстоит выяснить всю ту совокупность ролей, которые может играть язык в различных видах познавательной деятельности.
В работе Фурта подчеркивается важнейшая роль языка в общении людей: «...глухие дети поневоле лишены тех нормальных впечатлений и условий, которые побуждают других детей задавать вопросы, рассуждать,
организовывать свое мышление... этот недостаток опыта связан непосредственно с речевой недостаточностью, а точнее, с тем, что им недостает нормального общения».
Выготский и Пиаже также уделили особое внимание той роли, которую играет в развитии мышления общение с другими людьми. Выготский сформулировал эту основную проблему как исследование того, как функция, возникающая в общении и сначала распределенная между двумя людьми, может изменить структуру всей активности ребенка и постепенно превратиться в сложную опосредованную функциональную систему, характеризующую структуру умственных процессов (Лурия, 1959, стр. 524). Толчком для исследования Выготского послужила первая книга Пиаже «Речь и мышление ребенка» (1932). В этой работе Пиаже вводит различие между «эгоцентрической» и «социализированной» речью и видит развитие в переходе от первой ко второй. При эгоцентрической речи ребенку «безразлично, с кем он говорит и слушают ли его вообще. Он говорит либо сам с собой, либо просто получает удовольствие от того, что делает случайного слушателя причастным к своим действиям в данный момент. Эта речь эгоцентрична... в основном потому, что ребенок не пытается встать на точку зрения того, кто его слушает... Ребенку нужно не больше, чем просто видимость интереса... хотя у него и создается иллюзия... что его слушают и понимают».
Эгоцентрическая речь, по Пиаже, постепенно заменяется социализированной речью, при которой учитывается точка зрения слушателя и становится возможным настоящий диалог. Пиаже занимался в основном вопросом развития мышления у ребенка и не приписывал эгоцентрической речи никакой особой функции, считая ее просто проявлением детского «недержания речи».
Выготский, напротив, подчеркивал, что любая речь по своему происхождению социальна, и стремился определить те функции, которые выполняет ранняя внешняя речь в жизни ребенка. Он отвергал и мнение Пиаже относительно постепенного отмирания эгоцентрической «внешней речи», и мнение Уотсона о том, что такая речь, под давлением необходимости не говорить громко, просто интериоризуется и становится беззвучной речью, то есть эквивалентом мысли. Выготский хотел показать, что эта ранняя эгоцентрическая речь представляет собой разновидность, ответвление коммуникативной речи и является переходной стадией между полностью оформленной речью вслух и безмолвной мыслью. В ходе этого процесса эгоцентрическая речь все более и более элиминируется и становится все менее приемлемой, постепенно превращаясь во внутреннюю речь, или вербальное мышление, качественно отличное от внешней речи. Выготский и его сотрудники в Москве поставили целый ряд изобретательных экспериментов, призванных показать, что эгоцентрическая речь маленького ребенка выполняет весьма полезную функцию в его умственном развитии и что ребенок пытается и действительно хочет общаться с другими, хотя сначала он еще не очень-то умеет различать «речь для себя» и «речь для других».
Одна из экспериментальных серий была проведена с целью доказать, что спонтанная речь ребенка выполняет практическую функцию, не только сопровождая действие, но и служа для его ориентации. Например, ребенок, у которого во время рисования сломался карандаш, громко произносит слово «сломалось», а затем начинает рисовать сломанную машину. Исследователи также обнаружили, что наступает стремительная активизация спонтанной речи, когда ребенок сталкивается с проблемной ситуацией или ситуацией, в которой может возникнуть фрустрация. Как показали другие эксперименты, спонтанная речь служит для ориентировки и направления деятельности ребенка. Эти результаты позволили Выготскому предположить, что использование речи в подобных ситуациях облегчает понимание проблемы и что речь даже в раннем возрасте выполняет в жизни ребенка функцию адаптивного планирования.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лингвистическая относительность: как наш язык влияет на то, что мы видим
  • Смирнова Людмила Юрьевна.. Интегрированный характер театрализованной деятельности
  • Зиангирова Екатерина Владимировна. Значение речи в становлении личности ребенка
  • Собаки распознают человеческую речь
  • Жилкина Наталья Алексеевна. Психолингвистический анализ формирования письменной речи у младших школьников
  • Варвенко Татьяна Геннадьевна. Методы и приёмы формирования интонационной выразительности речи у дошкольников 5-6 лет
  • Байбулатова Гулия Вакилевна. Развивающий коврик «СКАЗКИ»
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Краюхина Елена Сергеевна. Особенности развития связной речи у младших дошкольников на основе русских народных сказок используя метод моделирования
  • Панкратова Галина Николаевна. Развитие диалогической речи в режимных моментах
  • Ульцинова Марина Олеговна. Ребенок от 2 до 3 лет.
  • Соболькина Екатерина Александровна. Использование лэпбука при изучении английского языка.
  • Ларина Анастасия Владимировна. Развитие речи у младших дошкольников
  • Филиппова Ирина Викторовна. Рекомендации для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды в группе по познавательно-речевому развитию старших дошкольников»
  • Марина Силко. Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников».
  • Андрей (Н.Новгород). Некоторые заметки о природе енохианского языка
  • Евгения Чугунова. Роль фольклора в развитии связной речи у детей раннего возраста.
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Елена Журавлёва. Развитие речи ребёнка в условиях ДОУ и семьи
  • Худякова Вера Анатольевна. Речевое развитие ребенка в 5 лет
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • Комиссарова Светлана Николаевна. Развитие речи ребенка с помощью музыки.
  • Оксана Михайловна Кононыкина. Доклад на педагогический совет по теме: «Какой должна быть речь педагога?»
  • Мильниченко Татьяна Васильевна. «Коврограф» в развитии речи детей.
  • Алексеенко Елена Владимировна. «Коммуникативное развитие детей 3-4 лет в семье»
  • Миронова Светлана Юрьевна. Методическое пособие по развитию речи у детей 4-5 лет 'УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО'
  • Главный Редактор. Развитие речи у детей от 3 до 10 лет
  • Иностранный язык уменьшает суеверия и предрассудки
  • Соболева Наталья Павловна. Педагогическая статья на тему «Игра как лучшая форма работы с дошкольниками по развитию речи»
  • Жутаутайте Светлана Вадимовна. Воспитатель, говори правильно!
  • Старочкина Татьяна Павловна. Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста.
  • Федотова Татьяна Геннадьевна. Развитие образной речи дошкольников через ознакомление с художественной литературой.
  • Бойчук Светлана Владимировна. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
  • Ispanka Anna. Актуальные проблемы развития речи дошкольника.
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Бахтеева Мария Андреевна. Методическая разработка на тему: 'Развитие речи детей дошкольного возраста'
  • Младенцы учат родной язык по жестам родителей
  • Сафарова Наталья Викторовна. Развитие речи как средство передачи информации и активизации мышления. Опыт работы
  • Гузелия Ваккасовна Волкова. Выступление: «Особенности работы воспитателя по развитию связной речи дошкольников»
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Сюрха Наталья Владиленовна. Развитие и коррекция нарушений речи при ознакомлении детей с природой
  • Конечная Ирина Николаевна. Статья 'Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка'
  • Ботвиньева Татьяна. Формирование вербальных коммуникативных навыков дошкольников с ТНР
  • Ирина Синкевич. Методические рекомендации «Растем вместе»
  • Три упражнения, которые помогут заговорить на иностранном языке
  • Винокурова Дарья Вадимовна. Использование пересказа для развития связной речи
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Соколова Евгения Анатольевна. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через познание мира природы



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь