|
Акимова Л. Н. Психология сексуальности.Категория: Библиотека » Сексология | Просмотров: 53540
Автор: Акимова Л. Н.
Название: Психология сексуальности. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке обязателен», «дефлорация очень болезненна», «в моем возрасте уже нужно иметь любовника»). Наличие таких установок определяет отношение девочки к собственной сексуальной жизни, а именно принятие ее (или непринятие) на любом этапе психосексуального развития.
В контексте «гармоничного»/»дисгармоничного» психосексуального развития можно выделить различные типы становления сексуальности у девочек-подростков на основании объективной информации (принадлежность к одной из его стадий) и субъективной информации (достаточная информированность и отсутствие иррациональных установок, принятие собственной сексуальности). Исходя из параллелей соматического и психосексуального развития (Куликов A.M., Магнутова И.Ю.,1996), можно выделить 4 типа становления сексуальности подростков. 1. Нормальный тип становления сексуальности у девочек- подростков. В этом случае отмечается соответствие уровня поло вой зрелости и психосексуального развития, совпадение кален дарного и биологического возраста, последовательность и преем ственность в реализации стадий и фаз психосексуального разви тия. Девочки информированы в вопросах половой жизни соответ ственно своему возрасту, принимают свой сексуальный статус. Данный тип можно считать «гармоничным». 2. Ускоренный тип становления сексуальности. Темпы физического и психосексуального развития опережают календарный возраст. Девочки испытывают потребность в половой близости, способны принимать самостоятельные решения о начале половой близости, способах контрацепции. Как правило, девочки оценивают свой сексуальный статус удовлетворительно. 3. Замедленный тип становления сексуальности. Темпы физического и психосексуального развития отстают от календарного возраста. Девочки выглядят моложе своих лет, инфантильны. Они признают значимость сексуальной жизни, но не проявляют к ней никакого интереса. Ускоренный и замедленный типы становления сексуальности в особо выраженных формах необходимо дифференцировать с гипо-таламическими и гипофизарными нарушениями (опухоли, иные органические причины) (Лебединская К. С, 1969). Эти типы в зависимости от степени выраженности можно относить как к «гармоничному», так и «дисгармоничному» вариантам развития. 4. Диссоциированный тип становления сексуальности. Темпы полового и психосексуального развития не совпадают, диссоции рованы. Например, 117 1) «отвергающая» девочка — хорошо развита физически, часто имеет опыт сексуального общения, но отвергает значи мость сексуальной жизни, «морализирует», вытесняет сексу альные импульсы. Хорошо интеллектуально развита, гиперсо- циальна, ориентирована на достижение общественных успехов, отказывается от перспектив замужества, любовной жизни, не имеет репродуктивных установок; 2) «амбивалентная» девочка — достаточно развита физически, признает значимость сексуальной жизни, однако при попытках реализовать свою сексуальность «оживляются» иррациональные установки, интроекты, в результате чего девочка испытывает любовную неудачу, испытывая состояние фрустрации, внутреннего конфликта, чувство вины, которые она переживает или проецирует вовне. В результате этого отношение ее к сексуальности становится двойственным; 3) девочка достаточно развита физически, живет половой жизнью, сменила несколько сексуальных партнеров, однако при расспросе выясняется, что объективный уровень ее психосексуального развития находится на этапе платонического или эротического фантазирования; 4) девочка запаздывает в физическом развитии, обнаруживает некоторое отставание, находится на этапе платонического или эротического фантазирования ПСР, но вступает в сексуальные отношения по ряду причин (наличие «интроектов», социальные причины); 5) девочки, живущие по принципу «двойной морали». Как правило, в данном случае имеется эмоциональное отвержение со стороны родителей или матери, или контроль родителей без уче та потребностей девочки. Девочки отрицают сексуальный опыт, держат родителей в неведении относительно своей половой жиз ни, но имеют опыт сексуальной жизни, успешно решают вопросы контрацепции. 5.3. Формирование полового влечения До самого последнего времени большинство ученых практически отождествляли пубертат с созреванием половых желез (этот процесс называется гонадархе), считая его главными индикаторами менархе и эякулярхе. Новые исследования, в частности, обследование 17 тысяч американских девочек, показали, что рост грудей и появление лобковых волос начинается уже между 9 и 10 годами и регулируется не гонадами, а стероидными гормонами коры надпочечников. Созревание надпочечников (адренархе) 118 опережает созревание гонад и проявляется прежде всего в начинающемся оволосении лобка; оно стимулирует также скачок в росте, активацию кожных жировых желез (отсюда прыщи), изменение наружных половых органов и появление специфических телесных запахов. Эти процессы оказывают существенное влияние на эмоции, психику и социальное поведение детей, включая появление у них сексуально-эротических интересов. По данным новейших исследований (Мак-Клинток и Хердт, 1996) первые эротические чувства и влюбленности появляются у мальчиков и девочек около 10 лет, еще до созревания гонад. Во всем этом существуют большие индивидуальные различия. Чем раньше начинается половое созревание, тем активнее оно протекает и тем быстрее заканчивается. Более позднее начало созревания, напротив, обычно сопровождается и более вялым его течением. Рано созревающие мальчики не только раньше начинают, но и в последующие взрослые годы их половая жизнь протекает интенсивнее. Рано созревающие женщины также отличаются высокой сексуальной реактивностью. Эти индивидуальные различия очень велики, они диктуют необходимость дифференцированного, индивидуального подхода к подросткам и юношам. Но половая конституция непосредственно влияет только на физиологические потенции индивида. Содержание его сексуально-эротических переживаний и привязанностей (выбор объекта, соотношение чувственности и нежности, длительность и сила привязанности) определяется воспитанными свойствами личности и социальными условиями ее развития. Если этапы психосексуального развития (половое самосознание и полоролевое поведение), относящиеся к возрасту до 12-13 лет протекают на относительно спокойном гормональном фоне, то этап психосексуальных ориентаций охватывающий пубертатный и переходной период, характеризуется максимальным гормональным функционированием. На этом этапе проходит становление половое влечение (либидо), в котором условно выделяют 3 стадии: формирование платонического, эротического и сексуального либидо. I — стадия формирования платонического либидо: 1) обожание, платонические фантазии; 2) реализация платонических фантазий — ухаживание, пла тоническое общение, «дружба». II — стадия формирования эротического либидо: 1)эротические фантазии; 2) эротические ласки и игры (петтинг). 119 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|