Баскаков В.Ю. СВОБОДНОЕ ТЕЛО. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 21050

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

этим растет необходимость серьезнее отнестись к основам, на которых она стоит и этическим соображениям, по которым она работает.
Рекомендации
Это приводит нас к дилемме, с которой сталкиваются как неискушенные, так и опытные телесные терапевты. Как и в любой другой специализированной форме терапии, здесь требуется пройти специальное обучение и овладеть определенными навыками.
Большинство консультантов признают, что когда приходит зрелый опыт, то они уже начинают понемногу беспокоить то, чего они не познали па первых годах, хотя в то время были убеждены в том, что получили адекватное академическое образование и прошли практику. Сфера телесной терапии так молода, что в ней не существует настолько хорошо развитой системы знаний и критериев тренированности, чтобы честолюбивый психотерапевт мог понадеяться на устойчивые основы. Это говорит о необходимости быть еще более тщательными и усердными в изучении составных элементов этой сферы. Обучение навыкам оценки и лечения, а также адекватной суперви-зии. Следующее пригодится наделенному чувством ответственности телесному терапевту для построения структуры этических понятий телесной терапии.
1. Такой терапевт должен включиться в изучение теории и практики телесной терапии. Сюда должно входить по крайней мере знакомство с основами анатомии и физиологии, глубокое
200
Свободное тело
знание консультирования и психотерапевтические способности.
2. Получив основы телесной терапии, терапевт приступает к работе под супервизией опытного телесного терапевта.
3. Такой терапевт хорошо относится к собственному телу, знает его и использует как инструмент для отображения клиента и для воздействия на него. Терапевт осознает глубину возникающего при этом контакта.
4. Таким образом, терапевт, учась и интенсивно практикуя под супервизией, развивает высокую чувствительность в отношении границ клиента и своих собственных. Эта чувствительность к границам развивается равным образом в терминах физического касания, энергетического присутствия и границ, и в плане межличностных границ.
5. Этот терапевт должен сам проходить глубокую личную терапию в том направлении, которое изучает.
6. В ходе обучения такой терапевт исследует собственное отношение к прикосновениям (стремится к ним или избегает) и то, как оно может сказаться на работе с разными клиентами.
7. Следует особо внимательно осознавать свои вербальные сообщения. Терапевт должен отдавать себе отчет в этих "мета" сообщениях.
8. Терапевт должен давать адеквашое объяснение происходящему процессу и рассказывать о возможности появления сильной эмоциональной реакции на происходящее. Ни при каких обстоятельствах прикосновение не должно быть сексуальным. Ни при каких обстоятель-
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 201
ствах нельзя доводить клиента до предела, ради того, чтобы найти новое решение незавершенным проблемам развития или шоковым ситуациям.
Ссылки
Bcrnhardt, Peter & Bentzen, Marianne, (1993). Waking The Body Ego, Unpublished manuscript, Albany, California: Bodynamic Institute, U.S.A.
Europian Body Psvchotcrapy Association Information Brochure, Lindau, Germany, (1991).
Hall, Edward, (1966). The Hidden Dimention.
ГЛАВА 4
Тело в искусстве
4.1. Магрит Р. Тело в живописи*
Картина "Изнасилование" со всей очевидностью демонстрирует, что живопись способна ухватить анатомию тела человека, поместить ее в картину и трансформировать Глаза становятся грудью, нос — середина лица — теперь стал пупком, а рот — гениталиями. Тем не менее, насилие, произведенное над женским лицом, не является по природе произволом. Анатомия этой картины, по выражению Паула Кли и Ханса Беллмера, помогает зрителю осознать свое положения вуайериста; он обозревает "глаза", "нос", "рот" и восхищается сексуальным призывом изображения пупка. Если здесь имеет место изнасилование, то это исходит от самой картины, которая, по своему содержанию, не является повторением на холсте видимой части мира, картина — это поиск трансформации, побуждение к открытию. Картина побуждает к действию посредством поэзии и магии изображения, позволяя зрителю путем пристального вглядыва-ния прорываться во внутренний центр, в тело, в чувства. Этот принцип относится не только к копированию реальности, восхвалению объектов данного мира. Гораздо важнее, что по этому принци-
* Печатается по- Marcel Paquet RENE MAGRITTE, Benedikt Taschen, 1994. Перевод — Марина Булыгина
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 203
ну создается такая картина тела, которая открывает более глубокую, потайную природу тела, обычно скрытую от взгляда зрителя, но, тем не менее, существующую в его голове.
Работа "Белая раса" представляет собой удивительное изображение человеческого тела и устанавливает новую иерархию ценностей. Здесь лишь один глаз, одно ухо; глаза и уши уникальны, подобно рту, органу речи. Единственный, циклопический глаз занимает главенствующую центральную позицию на самом верху, пробуждая ощущение сверхъестественного; он расположен над ухом, которое, в свою очередь, подпирается ртом. Глаз (орган зрения), ухо (орган слуха) и рот (орган речи, логики) все это поддерживается двумя носами, соответствующими двум ногам. Они эффектно составляют подобие тела, воплощая весь диапазон остальных чувств, которые используются в качестве блоков, как пьедестал. "Изнасилование" и "Белая Раса" передают впечатление общего диссонанса органов чувств, впечатление вполне основательного "беспорядка". Беспорядком отмечен не только каждый отдельный орган чувств (рот и ест, и пьет, и говорит, и сосет, и целует; глаз: смотрит, читает, критически озирает, отражает, может выражать желание или презрение, ненависть или нежность), беспорядок и в расположении отдельных органов чувств (глаз может стать грудью, как и рот может стать гениталиями или нос пупком и тому подобное). Подобная мобильность среди органов тела — их способность менять функцию и ощущения — основывается на такой концепции человеческого тела, которая не имеет ничего общего с законами анатомии или общепринятой идентичностью. Магритт представляет тело как мно-
204
Свободное
жество разболтанное и фрагментарное как головоломку, кусочки которой не подходят друг к другу, как поле для всевозможных вариаций. Тело по Магритту — это место действия сил, не имеющих природных аналогов, ощущений, имеющих различное происхождение и изменчивых, враждебных друг другу и иногда игнорирующих друг друга. Он нацелен не столько на интимную гармонию или единство тела, сколько на возможности искусства ставить под вопрос монолитность тела.
Следуя примеру Фантомаса, который постоянно менял своё обличье, художник теперь наделяет тело способностью вырываться из своей социокультурной идентичности. Он позволяет телу противоречить сложившемуся в обществе представлению. Западные мыслители со времен Софокла и Платона убеждены в том, что зрение обладает властью, которая, — подобно божественной — доминирует над остальными чувствами, руководит всем телом, держит под контролем то, что воспринимается другими органами чувств. Это превознесение Теории зрения оставалось практически неизменным в истории философии, за очень немногочисленными исключениями. Это не подвергалось сомнению авторами, которыми восторженно зачитывался Маг-ритт: это было у Аристотеля в "Метафизиках", у Декарта в "Idees claires et distinctes" , у Канта, — постольку, поскольку он представлял себе, что источником чувствительности является интуиция — и, в конце концов, в феноменологии от Гуссерля до Хайдеггера. Короче говоря, упор на зримые элементы со временем значительно вырос: мы живем в мире изображений, в мире зрелищ. Аудиовизуальное искусство, чтобы получить большее распространение, чем другие виды искусства, должно под-
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 205



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Этапы телесно-ориентированной терапии
  • Сущность телесно-ориентированной психокоррекции
  • Две основные группы психокоррекционных методов в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Лоуэн Александр. Терапия, которая работает с телом. (Биоэнергетика).
  • Вера Грачева. Управление мыслями и эмоциями через тело. Работа с дыханием
  • Эволюция психотерапии в 4 томах. Том 4. "Иные голоса"
  • Схема тела по П. Шильдеру. Когнитивный подход к психосоматическим расстройствам
  • Погодин И.А. О высокомерии псевдогуманизма в практике клинически ориентированной психотерапии
  • Чепмен А. Специальные техники в проблемно-ориентированной психотерапии
  • Александров А. А.- Интегративная психотерапия
  • Прист С. Теории сознания.
  • Баскакова М. А., Березкина Орлова В. Б. Телесно ориентированная психотехника актера.
  • Главный Редактор. Умеем ли мы слушать свое тело?
  • Понимание психосоматических нарушений применительно к целям телесно-ориентированной психокоррекции
  • Немчинова Наталья Андреевна Руссу Олеся Александровна. Использование телесно-ориентированных техник в работе с детьми дошкольного возраста
  • Телесное эго, образ тела, схема тела; body ego, body image, body schema
  • Обухов Яков Леонидович. Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков.
  • Будинайте Г.Л. Теоретические основы системной семейной психотерапии
  • Стайнер Дж. Цель психоанализа в теории и практике
  • Гулдинг Роберт Л. Групповая психотерапия: основной или вспомогательный метод?
  • Шарфф Д.Э., Шарфф Д.С. Терапия пар в теории объектных отношений
  • Боев И. В., Боев О. И., Бабич А. И. Сравнительная эффективность личностно-ориентированной психотерапии и трансактного анализа у подростков в условиях социального стрессирования
  • Хирш М. Тело как объект психоанализа
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Диалогово-феноменологический подхода в психотерапии. Погодин И.А. Ресурсы и ограничения классической концепции цикла контакта
  • Секстерапия. Психотерапевт в костюме Евы
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Психоаналитическая периодизация личностного развития
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Бирюкова И.В. Философские и духовные основы московской школы танцевально-двигательной психотерапии: 25 лет пути
  • Кроль Л.М., Пуртова Е.А. Методы современной психотерапии. Учебное пособие.
  • Арт-терапевтическая техника работы психолога с ребёнком. Реабилитация через рисунок
  • Лимонова Д. Л. Место трансактного анализа в психотерапии больных наркоманией
  • Погодин И.А. Нужна ли концепция сопротивления психотерапии? Взгляд с позиции диалогово-феноменологического подхода
  • Королькова Е.А. Непроработанная агрессия как фактор обрыва психотерапии
  • Соколова А.В. Условия эффективной психотерапии
  • Карлин Е. А. Интеграция в психотерапии: линии развития, причины и возможности
  • Минделл А. На краю жизни и смерти. Кома.
  • Игра «Разотождествление».
  • Калина Н.Ф. - Основы психоанализа
  • Погодин И.А. О психотерапевтическом аспекте унижения
  • Оганесян Н.Т. Терапевтические аспекты психологии поэтического творчества
  • Добряков И.В. Игра в семейной психотерапии
  • Притча «Чем можно владеть?»
  • Милликен Р. Танцевально-двигательная терапия химической зависимости
  • Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души
  • Индивидуальная зависимость психологических защит с эмоциональными и поведенческими реакциями
  • Гулдинг Мэри М. Краткосрочная терапия изменения решения при лечении клиентов, пострадавших в детстве от насилия
  • Погодин И.А. Контакт в психотерапии: инновации диалогово-феноменологического подхода
  • Арбузова Виолетта Генриховна. План работы, направленной на формирование культуры здорового образа жизни у детей 5-6 лет.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь