|
Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 165094
Автор: Деркач А., Зазыкин В.
Название: Акмеология: Учебное пособие. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке С акмеологических позиций решаются задачи:
1) оптимизации процессов профессионального самоопределения и становления офицерских кадров; 2) коррекции профессиональных затруднений военного руководителя; 3) формирования психологической готовности к решению нестандартных задач; 4) поиска психологических резервов ускорения профессионального роста офицерских кадров; 5) военно-патриотического воспитания молодежи и др.; 6) разрабатываются научные основы создания акмеологической службы в Вооруженных силах России. За последние годы уже в рамках военной акмеологии сформировалось новое направление — акмеология управленческой деятельности военных кадров. Данное направление сформировалось на стыке военной и управленческой акмеологии. Его главной задачей является определение закономерностей, механизмов, условий и факторов, способствующих раскрытию управленческого потенциала в управлении воинскими подразделениями и войсками, воспроизводство и пополнение данного потенциала, прогрессивное развитие тех свойств, качеств и умений личности субъекта воинской управленческой деятельности, которые приведут к формированию высокого профессионализма. Актуальность проблематики военной акмеологии в ближайшее время значительно возрастает в связи с новой концепцией военного строительства и переходом Российских вооруженных сил на контрактную основу. Поэтому практика ждет от военных акмеологов опережающих научных исследований. 2.1.2. Педагогическая акмеология Педагогическая акмеология на сегодняшний день является одним из наиболее разработанных направлений прикладной акмеологии. Собственно, интенсивное развитие именно педагогической акмеологии и послужило мощным импульсом для становления общей акмеологии и ее прикладных направлений. Педагогическая акмеология — наука о путях достижения профессионализма в труде педагога. Истоками педагогической акмеологии, как и общей акмеологии, являются труды Н. В. Кузьминой и представителей ее научной школы. Содержание педагогической акмеологии во многом определяется акмеологическим подходом к специфике труда в данной профессиональной области. Предметная область педагогической акмеологии широка. Сегодня в ней на передний план вышли стороны и уровни профессионализма педагога, а также условия и закономерности достижения вершин профессиональной зрелости личности педагога. В то же время в ее предметную область входят: а) закономерности и механизмы достижения вершин не только индивидуальной, но и коллективной деятельности, связанной с решением педагогических задач; б) исследование процессов поэтапного становления учителя-акмеолога; в) мотивы профессиональных достижений в педагогической деятельности; г) траектории достижения профессионализма в области педагогики. Содержание педагогической акмеологии определяется следующим: 1) спецификой профессионализма педагога; 2) своеобразием сочетания объекта, условий, способов и технологий деятельности, результатов научных исследований, аккумулирующихся в труде педагога. Педагогическая акмеология способствует достижению педагогом вершин профессионализма, проявляющегося не только в высокой результативности деятельности, но и в следующем: а) в гуманистической ориентации на развитие личности обучающихся средствами отдельных учебных предметов; б) в выборе педагогом способов своей деятельности с учетом мотивов, ценностных ориентации, целей учащихся; в) в подготовке учащихся к следующим этапам педагогического маршрута. В акмеологическом понимании педагогический профессионализм рассматривается как устойчивые свойства субъекта, обеспечивающие высокую продуктивность педагогической деятельности, ее гуманистическую направленность. Педагогическая акмеология выявляет уровни и этапы профессионализма деятельности и зрелости личности педагога. Основными из них являются уровни: 1) овладения профессией; 2) педагогического мастерства; 3) самоактуализации педагога в профессии; 4) педагогического творчества. На высоких уровнях профессионализма педагог проявляет себя следующим образом: а) эрудит; б) специалист по призванию; в) мастер; г) диагност; д) гуманист; е) самодиагност; ж)новатор; з) участник педагогического сотрудничества; и) исследователь, освоивший акмеологические технологии перехода от одного уровня профессионализма и зрелости к другому. Педагогическая акмеология определяет следующее: 1) траекторию роста как индивидуально выбранного педагогом пути достижения профессионализма; 2) пути преодоления профессиональных деформаций личности педагога (эмоционального «выгорания» и «профессионального насыщения и истощения»). В настоящее время уже разработаны акмеографические описания и первые варианты акмеограмм педагогов, которые находят все большее практическое применение. В проблематике педагогической акмеологии часто встречаются исследования соотношений и взаимосвязи акмеологии и педагогики. Обе они — науки о человеке, изучающие разные стороны становления человека как активного члена общества и как неповторимой личности. Педагогика изучает становление личности в процессе образования, осуществляемого в ходе обучения и воспитания. В разделе дидактики как теории обучения педагогика выявляет факторы, способствующие эффективному усвоению учащимися знаний, умений, способов учения и методов мышления. В современных условиях большое внимание уделяется личностно-ориентированному обучению, разработке новых проблемно-поисковых методов обучения, новых средств обучения в виде информационных технологий, новых дистанционных форм обучения. В разделе теории воспитания педагогика рассматривает становление личности человека в ходе усвоения им социальных норм и стандартов и выработки собственной системы отношений, ценностных ориентации, активной жизненной позиции. Внимание исследователей этого направления направлено также на выявление связей между общей и педагогической акмеологией. Акмеология рассматривает не любые процессы развития в ходе обучения и воспитания, а те, которые означают продвижение к вершинам зрелости, имеют восходящий, опережающий характер. Она уделяет большое внимание тому, как человек в процессе усвоения социальных и профессиональных нормативных требований определяет для себя оптимальную индивидуальную стратегию (акмеограмму) достижения вершин профессионализма и зрелости с учетом неповторимого сочетания своих потребностей, возможностей и способностей. В отличие от педагогики акмеология изучает соотношение общего личностного развития человека с профессиональным, взаимосвязь этапов его социализации и профессионализации. В педагогической акмеологии немало несомненных научных достижений, которые ждут своего фундаментального обобщения. В то же время обширное предметное поле педагогической акмеологии, высокая значимость ее как науки, дающей практически важные результаты, обусловливают ее движение «как вширь, так и вглубь». Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|