|
Васильев Николай Николаевич. Тренинг преодоления конфликтов.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 85900
Автор: Васильев Николай Николаевич.
Название: Тренинг преодоления конфликтов. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке • показания свидетелей и очевидцев событий;
• статистическая информация, если ее сбор, обработка и обобщение сделаны профессионалами-статистиками; • результаты социологических опросов, проведенных специализированными организациями. Помните, что для оппонента важно не то, что нужно вам, а то, что нужно ему! Для того, чтобы ваше предложение стало для него более привлекательным, можно использовать следующие аргументы: • апелляция к справедливости: прецедент, рыночная цена, закон, мнение эксперта; • апелляция к справедливой процедуре выбора (очередь, жребий); • перечисление выгод, преимуществ, которые оппонент получит, приняв ваше предложение; • описание возможных негативных последствий непринятия вашего предложения. Заметим, что для того, чтобы эти негативные последствия воспринимались как справедливые аргументы, они должны естественно, с необходимостью вытекать из отвержения вашего варианта: «Если не заклеить окно, то зимой будет холодно». Если же эти негативные события будут результатом ваших действий, которых вы могли бы и не совершать, то ваши аргументы можно назвать угрозой применения санкций. Использование санкций Санкции — это нежелательные для вашего оппонента последствия и издержки, которые он понесет вследствие того, что вы ему намеренно создадите неприятности. В тех случаях, когда оппонент отказывается идти навстречу и своим поведением грубо и систематически попирает ваши законные интересы, вы можете использовать санкции как метод воздействия на него. Если санкции используются правильно, они помогут вам добиться своего без гнева и раздражения. Есть несколько правил использования санкций. 148 Тренинг преодоления конфликтов 1. Точность. Последствия нужно описывать точно и понятно. Не используйте неопределенные угрозы: «Если вы не пойдете мне навстречу, у вас будут неприятности». Лучше, чтобы описываемые последствия выглядели не как результат вашей прихоти, а как объективный естественный исход: «Если вы не прекратите говорить со мной таким тоном, я не смогу дальше продолжать разговор». 2. Разумность, соразмерность. Публичное унижение, угроза насилия, злоупотребление доверием будят злость и уменьшают вероятность сотрудничества. Санкции — это не столько способ создания угрозы нападения, сколько способ вашей самозащиты. Вы просто информируете оппонента о неотвратимых последствиях, к которым вы вынуждены будете прибегнуть для отстаивания своих прав. Принцип соразмерности предполагает, что серьезные конфликты требуют больших санкций, чем мелкие разногласия, и наоборот. 3. Безопасность. Санкции должны быть неприятны для тех, на кого они нацелены, а не для человека, их применяющего. Если вы угрожаете увольнением, уходом, разводом, самоубийством, милицией, то во время конфликта это может показаться уместным, но в конце концов главный ущерб понесете вы сами. Имеет смысл применять только те санкции, которые вы в состоянии пережить сами. 4. Неотвратимость. Будьте готовы осуществить то, о чем было заявлено. Если санкции не осуществляются, скорее всего, их угрозой в будущем могут пренебречь. Правила аргументации Аргументация будет более успешной, если во время обсуждения соблюдать ряд правил. > Если вы хотите, чтобы вас услышали, говорите на языке основных информационных и репрезентативных систем оппонента. > Подавайте аргументы, демонстрируя уважение к оппоненту и его позиции. Помните, что «друга» убедить легче, чем Тема III. Переговоры 149 «врага». Не допускайте неэтичного поведения (агрессия, обман, высокомерие, манипуляция и т. п.). Не задевайте «больные места» оппонента. > Свои аргументы следует не «вбивать» в оппонента, а встраивать в его рассуждения. Не отвергайте доводы партнера, а, признавая их правомерность, предлагайте иную оценку их силы и значимости. Усиливайте значимость потерь в случае принятия его позиции или уменьшайте значимость выгод, ожидаемых партнером. > Говорите не только о плюсах своих доказательств или предположений, но и о минусах. Этим вы придаете своим аргументам больший вес, так как двусторонний обзор (плюсы и минусы) лишает их легковесности и обезоруживает оппонента. > Используйте в качестве аргументов только то, что принимает ваш оппонент. Не путайте факты и мнения. > Ссылки на авторитет, известный вашему оппоненту и также воспринимаемый им как авторитет, усиливает воздействие ваших аргументов. Ищите им авторитетное подкрепление. > Помните об ограниченности человеческого восприятия (семь плюс-минус два аргумента), поэтому ограничивайте число аргументов. Лучше, если их будет не более трех-четырех. > Не стремитесь быстро переубедить оппонента, лучше идти постепенными, но последовательными шагами. ПРАКТИКУМ Цель работы Изучение техники ассертивного спора при обсуждении вопросов, вызывающих разногласия. Ход работы 1. Упражнение выполняется в рабочей группе. Группа делится на равные половины. Каждая из сторон будет защищать свое мнение по какому-нибудь спорному вопросу, причем это мнение 150 Тренинг преодоления конфликтов должно быть диаметрально противоположным мнению оппонентов. 2. Первая сторона высказывает свое мнение и подкрепляет его аргументами. Затем свою позицию аргументировано излагает кто-то из оппонентов. 3. Обязательное условие: любой оппонент обязан повторить аргументы противоположной стороны прежде, чем приступит к изложению своей точки зрения. Он излагает позицию и аргументы «противника», затем произносит: «И я считаю, что...», высказывает свою позицию и аргументирует ее. Обсуждение и выводы 1. Обсудите, какой опыт вы приобрели, выполняя это упражнение. 2. Что вы узнали о себе? 3. Как влияет на ход спора использование техник активного слушания? Литература Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. СПб., 1997. Власова Н. Справочник по психологии управления. Книги 2 и 3. Новосибирск, 1994. ИвинА. А. Искусство правильно мыслить. М.,1990. Корнелиус X., Фейр Ш. Выиграть может каждый. М., 1992. Мак-Кей М., Мак-Кей Ю., Роджерс П. Укрощение гнева. СПб., 1997. Стегиов А. В. Как победить в споре. Л., 1991. Работа №16 АССЕРТИВНАЯ ЗАЩИТА СВОИХ ПРАВ ИНФОРМАЦИЯ К ЗАНЯТИЮ Каждый человек имеет ряд неоспоримых прав, которые называются «правами человека». Основные среди них — право на жизнь и здоровье, на свободу, на собственность. В конфликтах, когда удовлетворение наших нужд мы связываем с поведением других людей, мы ожидаем, что оппонент изменит свое поведение желательным для нас образом. В одних случаях оппонент не обязан идти нам на уступки, он имеет полное право действовать так, как действует. Если мы ожидаем от него изменения поведения, то речь скорее идет об уступке с его стороны, нежели об обязанностях. В других случаях оппонент обязан выполнять некоторые правила поведения, которые нарушает. В такой ситуации мы скорее отстаиваем свои права, а не просим о любезности. Есть ряд признаков, позволяющих отличать одни ситуации от других. Важнейшие среди них: 1. Наличие закона, нормативных актов, правил, регламентирующих поведение. Здесь следует иметь в виду, что ряд правил, принятых в некоторых организациях, может противоречить законам. В таких ситуациях более справедливой выглядит позиция, апеллирующая к высшему закону. 2. Наличие устной или письменной договоренности с оппонентом. Заключенный контракт позволяет ожидать выполнения условий и требовать неукоснительного соблюдения договоренности. Между тем, многие люди испытывают трудности в тех ситуациях, когда необходимо проявить настойчивость в защите своих прав. 152 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|