Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57355

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Межличностный ролевой конфликт — это разногласие между людьми, играющими разные роли, в ситуации ролевого взаимодей -ствия. Супруги часто бывают не удовлетворены вкладом друг друга в воспитание ребенка, или же их родительские установки не совпадают, противоречат друг другу, что и приводит к межличностному ролевому конфликту (П. Ф. Келлерман, 1998).
Интрапсихические трудности родительства могут быть связаны с недоработанными конфликтами в собственной семье. Д. Л. Фра-мо отмечал, что трудности, с которыми в данное время сталкивается клиент в браке, родительстве, а также трудности интрапсихического характера, должны рассматриваться как компенсационные усилия, направленные на то, чтобы контролировать, исправлять и переживать старые конфликтные отношения, существовавшие в
121
родительской семье клиента. Отношения женщины с собственной матерью имеют определенную динамику. Эмоциональная сепарация должна закончиться к началу собственного материнства, иначе непроработанность во внутреннем мире роли дочери не позво -лит женщине благополучно принять роль матери (В. И. Брутман, А. Я. Варга, И. Ю. Хамитова, 2000).
Б. С. МиллериДж. А. Майерс добавляют к специфическим физическим и психологическим факторам родительского стресса на этапе принятия родительской роли финансовые трудности. Финан -совый стресс родительства — это нечто большее, чем просто деньги. Неудовлетворение финансовым положением семьи влечет за собой конфликты, ссоры, нарастание напряжения.
В исследовании специфики трудностей, с которыми сталкивается женщина на этапе принятия роли матери, в процессе беседы беременным женщинам предлагалось ответить на два вопроса:
1) какие ситуации своей жизни сейчас вы бы назвали трудными?
2) что вызывает беспокойство, заставляет переживать, волноваться?
Женщины отвечали на эти вопросы на 3-м триместре беременности и в интервале между 4-ми 15-м месяцами после рождения ребенка. Полученные ответы были проанализированы методом кон -тент-анализа. Анализ высказываний респондентов позволил выделить следующие категории трудностей.
1. Жизнь и здоровье ребенка. В нее вошли такие фразы, как: «Ребенок слишком мало / много двигается»; «Был гололед, и я упала. Очень испугалась, все ли в порядке с малышом»; «До и в начале беременности я много курила и теперь переживаю, не отразится ли это на здоровье моего ребенка»; «Почти перед декретным отпуском по работе пришлось ехать в Москву, переживала».
После того как ребенок появился на свет, высказывания, состав -ляющие эту категорию, естественно, изменились: «Ужасно, когда ребенок болеет, и ты ничем не можешь помочь, надо просто ждать, когда спадет температура»; «Как выбрать, чем лечить, чтобы не загубить здоровье малыша еще с детства»; «Посещение с ребенком врачей»; «Когда ребенок получил травму»; «Начал ходить и все время набивает шишки и синяки».
2. Поведение ребенка и попытки воспитательною воздей -ствия. Подобные высказывания появляются только после
122
рождения ребенка. Например: «Не понимаю, почему он плачет, хочу успокоить, но не знаю как»; «Требует много внимания»; «Нервничаю, когда не слушается»; «Тяжело, когда капризничает»; «Не могу уложить спать»; «Не получается приучить к режиму» и пр.
3. Собственное здоровье и самочувствие матери. К этой ка -тегории относится весь спектр физических недомоганий во время беременности (за исключением выраженной патологии в данной выборке). После рождения ребенка: «плохое самочувствие», «постоянное желание спать», «физическая усталость», «послеродовые осложнения», «проблемы грудного вскармливания» и пр.
4. Ограничение свободы и социальная изоляция. Эта категория трудностей появляется в ответах только после рождения ребенка и представлена следующими фразами: «постоянное одиночество», «невозможность общаться с друзьями», «я как привязанная», «заперта в четырех стенах», «нет свободы передвижения, я не могу никуда уйти, чувствую себя в полной изоляции».
5. Отношения с мужем (отцом ребенка). Как правило, эти высказывания носят негативный характер, в них упоминаются «конфликты», «ссоры», «размолвки» между супругами. Кроме того «обида на мужа», «ощущение безвыходности, когда поругалась с мужем», «мало внимания со стороны мужа», «муж мало бывает дома».
6. Отношения с близкими (собственными родителями и / или родителями мужа). «Непонимание со стороны родителей /
мамы», «споры с родителями», «посещение свекрови / ссора со свекровью», «недоверие со стороны родителей», «критика родителями моих методов воспитания».
7. Материальные (финансовые) трудности. Спектр подобных проблем достаточно большой, но в основном сводится к «нехватке денег».
8. Профессиональные трудности. Они характерны для периода беременности, покаженщина еще работает, и практически не встречаются в первый год после появления ребенка.
Количественный и качественный анализ этих категорий позволил выстроить иерархию трудностей, на которые женщина акцентирует внимание во время беременности и после рождения ребенка.
123
Представленные результаты наглядно демонстрируют, что на протяжении этапа принятия роли матери происходит динамика трудностей, воспринимаемых женщинами в качестве доминантных. На первых местах постепенно оказываются специфические стрессоры, связанные с ролевыми функциями:
• в период беременности — волнение за собственное здоровье, которое рассматривается как ролевое (защищающее плод) поведение;
• в первый год жизни ребенка — младенец как главный объект ролевого поведения, его здоровье, связанные с ним изменения в обычном укладе семейной жизни (взаимоотношения с супругом, родственниками, ограничение свободы).
Таблица 5
Динамика причин стрессов женщины на этапе принятия роли матери
Категории контент-анализа (период беременности) Количество упоминаний (п = 50) Категории контент-анализа (первый год жизни ребенка) Количество упоминаний (п = 50)
1 Собственное здоровье и самочувствие матери 39 Здоровье ребенка 46
2 Профессиональные трудности 35 Собственное здоровье и самочувствие матери 38
3 Материальные (финансовые) трудности 28 Отношения с мужем (отцом ребенка) 25
4 Здоровье ребенка 13 Отношения с близкими 19
5 Отношения с мужем (отцом ребенка) И Ограничение свободы (социальная изоляция) 14
6 Отношения с близкими 10 Поведение ребенка и попытки воспитательного воздействия 9
7 Ограничение свободы (социальная изоляция) 0 Материальные (финансовые) трудности 8
8 Поведение ребенка и попытки воспитательного воздействия 0 Профессиональные трудности 2
Примечание: данные получены по результатам контент - анализа полуструктурированного интервью.
124
Чем старше становится ребенок, тем чаще упоминаются трудности в его воспитании, во взаимодействии с ним.
В процессе принятия роли матери на последние места в иерар -хии уходят материальные, финансовые, профессиональные трудности, которые напрямую не связаны с функционированием в осваиваемой роли.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами.
  • Палмер Джек, Палмер Линда. Эволюционная психология.
  • Белоусова З.И., Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков.
  • Даулинг Скотт - Психология и лечение зависимого поведения
  • Шапарь В.Б. - Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Насырова Роза Муххарамовна. Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании».
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Некрасова Любовь Валерьевна. Эссе — Некрасова Любовь Валерьевна
  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Морозова Марина. Психология семьи. Алкогольная зависимость
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Киреева Мария Александровна. «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании»
  • Михайлова Галина Николаевна. Психологический тренинг для родителей в ДОУ «Контроль над собой».
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Лэндрет Г.Л. Диагностическая оценка поведения детей в игре
  • Черников А.В. Системная семейная терапия.
  • Дружинин В. Н. - Психология семьи
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Килошенко Мая - Психология моды:теоретический и прикладной аспекты
  • Исаев Д. Н.- Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей
  • Васильева Алина Владимировна. Психодиагностика и коррекция отношений между родителями и детьми
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Иванова Любовь Анатольевна. Информационно-творческий проект 'Моя семья'
  • Якимова Т.В. Сравнительный анализ житейских и научных представлений об особенностях сиблинговых отношений в семье
  • Мизинова А. В. Семейная тайна: отражение содержания секрета в работе с психологом
  • Редактор. Праздники с детьми — День семьи для детей
  • И.В. Копьева А.Абрамович Б.Д. Григорян. ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТФИЛЬМОВ
  • Селькова Надежда Евгеньевна. Совместный проект воспитателя с детьми и их родителями старший дошкольный возраст
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Психология запахов
  • Рамиль Гарифуллин. Постмодернистская психология смысла. Введение в постмодернистскую(неклассическую) психологию.
  • Елена Плаксина. Адаптация младших дошкольников в ДОУ
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Щелканова Ольга Алексеевна. Мастер-класс для родителей на тему «Семейные праздники»
  • Столяренко Л.Д. Педагогическая психология
  • Хохлова К.А. Особенности психологической адаптации наркозависимых на этапе реабилитации
  • Гришина Н.В. Психология конфликта
  • Безудержная зевота как способ успокаивающего поведения
  • Под редакцией Скотта Даулинга. Психология и лечение зависимого поведения.
  • Братченко С.Л. - Экзистенциальная психология глубинного общения: Уроки Джеймса Бюджентала
  • Абдухалыгова Наина Умудваровна Наумова Марина Валерьевна. Круглый стол с родителями «Семья, с семьей, о семье»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь