Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61502

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ию разума, но и теорию формирования знаний.
Эта теоретическая дискуссия позволила нам оценить (что, кстати, редко могут сделать представители Запада, незнакомые с его религиозной деятельностью) степень научной подготовки Далай-Ламы: как геше высшего ранга, он разбирался в самых тонких нюансах тем, поднятых в ходе нашей дискуссии. Вне всякого сомнения, многие его замечания пролетели мимо ушей кое-кого из присутствующих; по сути, это была докторская диссертация, представленная первокурсникам, успевшим получить лишь общее представление об основах буддийского учения. Как всегда, углубляясь в теоретические вопросы, он говорил по-тибетски, а мы выслушивали его комментарии в переводе на английский.
Далай-Лама сложил ладони вместе и сделал паузу, приветствуя досточтимого Кусаласитто — тайского монаха, который немного опоздал, — а затем начал говорить. «После утренней презентации я подумал, что, возможно, будет полезно обратить ваше внимание на проводимое буддизмом различие между двумя основными категориями опыта — хотя это и не имеет непосредственного отношения к тому, что мы обсуждали утром. Первая из них объединяет все то, что связано с нашими сенсорными ощущениями и зависит от них. Во вторую входит опыт, который лишь косвенно зависит от сенсорных способностей и считается в буддийской системе взглядов „ментальным".
Буддийское понимание того, что мы называем „чувством", распространяется на обе эти области — сенсорную и ментальную. Тибетское слово, обозначающее „чувство", не имеет такого широкого значения, как английское, а просто обозначает ощущения удовольствия, боли и безразличия. С буддийской точки зрения ментальные чувства обладают большей значимостью, чем чув
ства и ощущения сенсорного типа. Оценочные суждения — разграничение правильного и неправильного, полезного и вредного, желательного и нежелательного — формируются на ментальном, концептуальном уровне, который противопоставляется сенсорному. Когда мы говорим о задействовании рассудка, о способности оценивать долгосрочные последствия, то есть об анализе, мы имеем в виду активность в области, которую буддисты называют дискурсивным, или рассудочным, мышлением».
Затем Далай-Лама охарактеризовал ключевые различия между концептуальными и неконцептуальными ког- нициями. «Сенсорные когниции считаются неконцептуальными; их взаимодействие с объектом не опосредовано языком или концепцией. Кроме того, они являются прямыми и неизбирательными. Возьмем, к примеру, цветок, который вы видите перед собой. Визуальная когни- ция прямолинейна — она позволяет составить представление только о цвете и форме находящегося здесь цветка. В буддизме мы называем это „схватыванием" объекта. Но когда у вас в голове возникает мысль о цветке — концептуальная когниция, — она раздвигает время, чтобы включить в себя тот цветок, который вы видели вчера, и тот, который видели сегодня.
Однако эта ментальная область когниции не обязательно все время является концептуальной. Например, если вы будете думать о цветке, постоянно возвращаться к мысли о цветке и фокусироваться на ней, то сможете вступить в непосредственное взаимодействие с объектом, которым станет конструкт вашего разума — не физический объект (вот этот цветок у стены), а ментальный конструкт (воображаемая форма цветка). В первый момент такое взаимодействие будет неопосредованным, и, значит, оно происходит в неконцептуальном режиме.
Другими словами, сенсорное восприятие может быть только неконцептуальным, в то время как ментальная когниция — например, зрительная память — может быть двух типов: концептуальная и неконцептуальная».
Осязаемые, неосязаемые и воображаемые формы
Ученые снова принялись вести записи — такая система анализа в корне отличалась от всех, с которыми они были знакомы. Далай-Лама особо отметил, насколько трудно понять, что идея конкретной вещи может смешиваться с ее ментальным образом. «Многие ментальные загрязнения, такие как привязанность или вожделение, способны вырастать до такой степени, что образ перестает соответствовать реальности, располагающейся за пределами разума».
Это ключевой момент буддийской психологии: процесс, с помощью которого вожделение (или отвращение) заставляет разум создать нечто равнозначное «форме» — воображаемый образ объекта или желания*.
«Воображаемые формы принято разделять на пять типов»*. В связи с переходом в малоизученную область Да-
* Ментальный образ, который возникает в результате продолжительной ментальной концентрации, считается разновидностью формы; в буддийской эпистемологии концепция формы необязательно привязана к материальным вещам. Формы бывают трех видов. Первый — материальный, осязаемый объект, который мы можем видеть и который обладает собственными визуальными характеристиками: очертаниями, цветом и так далее. Но в этом контексте слово «форма» относится не только к визуальным формам, а употребляется в очень широком смысле, который охватывает области всех пяти чувств, включая, например, «формы» звука. Ко второму виду относятся формы, которые являются видимыми, но при этом не являются мешающими или осязаемыми, например отражение в зеркале. Формы третьего вида — это объекты ментальной когниции в чистом виде.
** Существует пять типов «форм для ментального сознания»: (1) формы, рождающиеся в результате агрегации (сосредоточения) — объекты чувств,
(2) пространственные формы, существующие в физическом поле восприятия,'
(3) формы, возникающие в результате обещаний (сугубо технический тип, к нему относятся формы, возникающие, например, когда человек дает монашеский обет), (4) воображаемые формы и (5) формы, возникающие в результате медитации. См.: Хопкинс Джеффри. Медитация на пустоте (Jeoffrey Hopkins Meditation on Emptiness. Boston: Wisdom, 1996, 232-235).
лай-Лама прервался, чтобы проконсультироваться с Аланом, Джинпой и Амчоком Ринпоче, директором библиотеки тибетских текстов и архивов, который сидел за его спиной рядом с тремя другими ламами.
После короткой консультации на тибетском языке Далай-Лама объяснил, что один из типов воображаемых форм «возникает в контексте медитативной практики, например, визуализации». Это вызываемые намеренно, неосязаемые образы, существующие в глазу разума*. Второй тип форм — это «ментальные образы, рождающиеся в контексте загрязнений». Их иногда называют воображаемыми формами, и к ним можно отнести то, что на Западе принято называть мысленными проекциями, фантазиями или надуманными представлениями о чем-либо или о ком-либо. Они воплощают в себе искаженную природу загрязняющих эмоций.
Созданный нами ментальный образ человека, к которому мы испытываем влечение, окажется идеализированной версией реально существующей личности. Этот образ, проекция ума, изначально загрязнен, поскольку он неизбежно искажает реальность. Такое искажение свойственно не только фантазиям и грезам, но и процессу обычного мышления.
Два типа ментальных загрязнений
«Итак, — продолжил Далай-Лама, — когда мы говорим о загрязнениях, мы подразумеваем под ними специфические виды концептуальных режимов когниции. Некоторые из противоядий от этих загрязнений могут на начальной стадии быть концептуальными, но впоследствии могут перейти в неконцептуальные состояния». Другими словами, арсенал средств нейтрализации де
* Ментальные образы, возникающие в результате медитативной визуализации, не являются загрязненными.
структивных эмоций включает не только медитативные практики, использующие мысли, — то есть концептуальные, — но и те практики, которые выходят за пределы мышления, — неконцептуальные.
Здесь Далай-Лама отметил: «Ментальные загрязнения или осквернения — то, что на санскрите называется клеша, — по определению считаются искаженными. Значение термина „ментальные загрязнения" частично совпадает с термином „деструктивные эмоции"».
«Существует два основных типа ментальных загрязнений, — продолжил Далай-Лама, — первый из которых основан на искаженном суждении о реальности, а второй, соответственно, на неискаженном». Таким образом он подчеркнул различие между загрязненным интеллектом, в котором преобладает когнитивность, и эмоциональными загрязнениями, такими как привязанность, гнев и зависть. Различие зависит от того, где находятся корни искажения: главным образом в мыслях и идеях или в эмоциональ



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь