Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов.

Категория: Библиотека » Разное | Просмотров: 31464

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Можно сказать, что прогрессивное книгоиздание формировалось во многом под влиянием "Современника" и его издателей, редакторов.
Книгоиздатель И.П. Огрызко выпустил труды крупнейших русских педагогов и специалистов в области народного образования того времени - К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, М.И. Семевского, - в которых развивались идеи демократизации и радикальной перестройки школьного обучения с учетом потребностей широких народных масс.
Издательская деятельность Некрасова этого периода представляет значитель-ный интерес с точки зрения формирования массива изданий. После окончания Крымской войны Некрасов приступает к изданию сборников "Для легкого чтения". В них помещают произведения, опубликованные в "Современнике". Этот опыт взаимодействия журнального и книжного издания оказался весьма продуктивным, так как в серию входили те произведения, которые уже получили одобрение читателей.
В 1862-1863 годах выходила в свет серия "Красные книжки". В первом вы-пуске была опубликована поэма Некрасова "Коробейники", во втором - рассказ Аф. Погоцкого "Наум-Сорокодум" и стихотворения Некрасова "Забытая дерев-ня", "Огородники", "Городская кляча", "Школьник". Отбор произведений пока-зывает, что серия имела пропагандистское, агитационное значение. Именно поэтому книжки серии распространялись в народе через офень. По существу, эта серия стала одним из шагов осуществления плана "Современника" легальной печатной пропаганды среди народных масс".
В 1867 году Тиблен начинает издавать периодические "Сборники произве-дений новых писателей". Задачу данного издания он видел в том, чтобы давать место всякому произведению живой мысли и честного, искреннего убеждения.
После 1863 года Бакст начинает издавать серию "Классические иностран-ные писатели в русском переводе". Кроме того, Бакст выпустил цикл есте-ственнонаучных изданий (сочинения Фарадея, Гельмгольца, Шлейдена, Кетле и пр.), преследуя цель пропаганды материализма, которому демократы 60-70-х годов придавали огромное значение.
Активная книгоиздательская деятельность способствует развитию литератур-ных жанров. Особенно привлекателен для массового читателя жанр биогра-фии. Среди изданий этого жанра прежде всего назовем начавшую выходить в 1875 году серию "Новый Плутарх. Биографии знаменитых людей в истории".
Много сделала для просвещения еще одна типография демократической направленности - типография Ф.С. Сущинского. За 1864-1874 годы из этой типографии вышло более 120 названий книг. Среди них книги по естественным наукам, по вопросам просвещения, беллетристика, справочные издания, календари, библиографические указатели. В качестве редакторов и переводчиков книг, печатавшихся в этой типографии, выступали Д.И. Писарев, М.А. Антонович, П.Д. Баллод, М.К. Цебрикова, Н.Э. Сорокин и др. Все они были деятелями демократического лагеря.
60-70-е годы вошли в историю книгоиздания тем, что в это время активно фор-мировались принципы пропаганды научных знаний, которые впоследствии бы-ли развиты и вошли в теорию редактирования научно-популярной литературы. Пропаганда естественнонаучных знаний рассматривалась редакторами и изда-телями как важное направление просвещения народа, в этой деятельности участвовали крупнейшие ученые и публицисты.
Исследователь проблемы популяризации науки в России 60-х годов XIX века А.В. Панков считает, что в эти годы в русской культуре окончательно завер-шился процесс научной популяризации как сферы деятельности. По наблюде-ниям теоретиков-демократов, работа популяризатора-публициста складывалась из двух компонентов: переработка научных идей в социально-политические убеждения, адресованные современному читателю, и практическая оценка до-стижений науки. Причем наука воспринимается как духовное образование прежде всего.
В это время разворачивается деятельность по пропаганде научных знаний крупнейших русских ученых: А.М. Бутлерова, Д.И.Менделеева, И.М. Сеченова. "...Во всей истории естествознания, - писал К.А. Тимирязев, - не найдется других 10-15 лет, в пределах которых изучение природы сделало бы такие дружные, одновременные и колоссальные шаги" .
Для характеристики редактирования в книгоиздании XIX века существенным моментом является продолжение в 60-е годы разработки принципов подготовки двух основных типов собраний сочинений: академического и научно-популярного. Оба типа осуществлялись на материале произведений писателей ХVIII века - Г.Р. Державина, А.Д. Кантемира, Д.И. Фонвизина, В.И. Лукина, В.И. Майкова.
Академический тип издания формировался постепенно и был характерен тем, что при подготовке использовались архивы писателей, а издание включало научно-справочный аппарат. Я.К. Грот выпустил академическое издание Державина (1864).
В "Предисловии" к I тому Грот сформулировал основные принципы подготовки данного издания: "Главные черты принятого нами плана издания состоят в следующем:
1). Хронологический порядок сочинений;
2). Пополнение собрания их;
3) Пересмотр текста по рукописям;
4) Приложение к нему вариантов;
5) Подробные объяснительные примечания, которые для удобства читателя со-провождали бы текст из страницы в страницу;
6) Литература и библиография сочинений Державина;
7) Библиография его;
8) Свод всего, что было писано о Державине в прозе и стихах как в похвалу его, так и в порицание;
9) Указатели предметные, библиографические, лексические и другие, какие окажутся нужными" .
Мерзляков при издании сочинений Радищева, Бекетов при издании произве-дений Фонвизина, Белинский - при издании "Стихотворений" Кольцова активно привлекали материалы из архивов писателей и включали в издания научно-справочный аппарат.
Настоящим событием в книгоиздании и вообще в культуре XIX века явилось издание произведений Пушкина, осуществленное Анненковым. Это было первое научное издание Пушкина. Примененный Анненковым порядок группировки произведений по основным жанрам с соблюдением хронологической последовательности внутри каждого жанра сохранился впоследствии во многих научных изданиях Пушкина. Издание имеет научно-справочный аппарат (алфавитный указатель всех произведений, указатель к "Материалам для биографии Пушкина", примечания к стихотворениям).
Тип научно-массового издания получил начало в издании серии "Русские писатели ХVIII и XIX ст." Серия издавалась И.И. Глазуновым, который поручил вести "общую редакцию всего издания" П.А. Ефремову. План издания Ефремов опубликовал в статье "Несколько слов об издании", помещенной в "Сочинениях, письмах и избранных переводах Д.И. Фонвизина"(СПб., 1866). В нем показан общий подход к формированию научно-популярного издания: в издание включали "все известные в печати сочинения (курсив Ефремова) каждого издаваемого писателя, с добавлением по возможности того, что осталось в рукописях. Из переводов будут помещены вполне все сделанные в стихах и те, которые имеют особенно характеристическое значение по своему содержанию или по тому видному месту, которое они занимают в литературной деятельности писателя... Будут постоянно прилагаться: биография писателя, пояснительные примечания к тексту, объяснения и хорошо гравированный портрет писателя с его факсимиле" (С. VI). Ефремов издавал также Жуковского, Пушкина, Лермонтова.
Научные издания готовила Академия наук. Были выпущены "Сочинения" Державина, "Сочинения" Хемницера (1874), "Сочинения" Ломоносова.
Таким образом, в XIX веке полностью сформировался тип научного издания, который получил дальнейшее развитие уже в книгоиздании следующего столе-тия.
Можно сказать, что деятельность редактора при создании собрания сочинений приобретает новый смысл. Редактор должен обозначить специфику чтения данного издания, определить, какие принципы будут положены в основу его подготовки. Это говорит о том, что во второй половине XIX века усиливается управляющая роль собственно издания по отношению к произведению литературы и, следовательно, усиливается роль редактора в литературном процессе.
§3 Редакторская подготовка журнальных изда-ний
В 1861 году Д.И.Писарев писал: "Периодические издания расходятся по всем концам России, и идеи, выработанные в тиши кабинета, за письменным столом, становятся достоянием целой обширной страны, становятся почти единственной умственной пищей для нескольких десятков тысяч людей. Боль-шинство публики читают одни журналы. Один экземпляр "Современника" или "Русского вестника" читается целым городом, переходит из рук в руки и воз-вращается обыкновенно к владельцу в самом жалком и истрепанном виде... Кроме журналов этой публике действительно читать нечего; отдельные книги издаются теперь чаще прежнего, но их все-таки мало; кроме того, они имеют или ученый или учебный характер" .



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тит Коллиандер. УЗКИЙ ПУТЬ The Way of the Ascetics
  • Редактор. Поздравления - День воспитателя
  • Короткова М.В. История России. IX-XVIII века. 6-7 классы. Дидактические материалы
  • Сенека. НРАВСТВЕННЫЕ ПИСЬМА К ЛУЦИЛИЮ
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Генрих Тренкер
  • Кузяшина Светлана Петровна. Театрализованная деятельность в средней группе — путешествие в мир творчества
  • неизвестно Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь. Готовимся к Всероссийским проверочным работам.
  • Эдмунд Гуссерль и его Картезианские размышления – Неизвестен
  • Янушкевич А.С. История русской литературы первой трети XIX века
  • Ольштынского Л.И. Курс отечественной истории IX-XX веков. Под редакцией
  • Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)
  • Ценёв Вит. Новые Религиозные Движения.
  • Козырев В.А., Черняк В.Д. Лексикография русского языка. Век нынешний и век минувший
  • А.В. Федоров. Советский кинематограф в зеркале журнала «Искусство кино» (на примере номеров юбилейного 1977 года) - А.В. Федоров.
  • Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Мациевский С.В. Информатика как решение задач ЕГЭ
  • Главный Редактор. Уход за кожей лица в домашних условиях
  • Хасанова Рузиля Рафаэльевна. Педагогический проект «Изготовление детского журнала – как средство совместной деятельности педагога, детей и родителей»
  • Гевуркова Е.А. ЕГЭ. История России IX-XVIII века. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Полный курс
  • Ладыгин М.Б. Литература. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ
  • Главный Редактор. Филобутонистика - вид коллекционирования
  • Редактор. Символ 2011 года Кролик (Кот. Заяц.) — что он несет людям?
  • Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика
  • Ядгаров Я.С. История экономических учений
  • Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы XX века. 11 класс
  • Ида Крэддок
  • Портнова Ольга Ивановна, Кузнецова Елена Евгеньевна, Жарова Жанна Юрьевна. Современные инклюзивные технологии в образовательной деятельности дошкольников.
  • Ширенбек Х. Экономика предприятия
  • Линков В.Я. История русской литературы (вторая половина XIX века)
  • Антонова К.И. Серебрякова Л.А. 140 балетных либретто. Составляли
  • Лопатин В.В. Русский орфографический словарь. Отв. редактор
  • Резеда Абузаровна Галиева. «Экспериментальная деятельность в детском саду» (научные опыты для детей, материал из опыта работы)
  • Козаченко И.Я. Уголовное право. Общая часть. Отв. редактор
  • Плотников И.Ф. Александр Васильевич Колчак. Жизнь и деятельность
  • Волокитина Наталья Анатольевна. Театрализованная деятельность в решении вопросов социализации детей при подготовке к школе
  • Редактор. Как украсить дом к новому году
  • Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII века
  • Балмуш Олеся Олеговна. История формирования истоков Сибирского фольклора
  • Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов
  • Ольга Анохина. Планирование и организация образовательной деятельности детей по ФГОС ДО.
  • Викторовский В.Г., Викторовская С.К. Немецкий язык. Устные темы для подготовки к экзамену. Для выпускников и абитуриентов
  • Главный Редактор. Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре
  • Баутина Елена Александровна. Особенности построения организационно – мотивационного этапа НОД в соответствии с ФГОС в ДОУ
  • Мирский Д.П. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год
  • Хуторской В.Я. История России IX-XX века. Пособие для подготовки к ЕГЭ
  • Касенова София Маратовна. Тема: Организация психологической деятельности в школе.
  • Шихова Альфира Фаридовна. Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • Боно Э. Использование латерального мышления.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь