Белянин Валерий. Психолингвистика.

Категория: Библиотека » Психолингвистика | Просмотров: 140670

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

1. Фреймовый подход к анализу текста.
2. Психолингвистические особенности рекламных текстов.
3. Психолингвистические особенности политических текстов.
4. Несвязные тексты и их интерпретация.
5. Психолингвистические особенности организации суггестивного тек
ста.одтекст

Вопросы для контроля
1. Как можно определить текст?
2. Какие функции выполняет текст в человеческой деятельности?
3. Надо ли в обучении использовать только «правильные» тексты?
4. Почему в тексте есть «скважины»? Что из себя будет представлять
текст, в котором нет «скважин»?
5. Может ли текст восприниматься точно так, как был задуман авто
ром?
6. Насколько правомерно говорить о «сотворчестве» читателя и ав
тора текста?124

Тема 7. Эксперимент в психолингвистике
Ключевые слова: эксперимент, испытуемый, ассоциативный эксперимент, стимул, реакция, ассоциативное поле, семантическое расстояние, коннотативное значение, методика дополнения, семантический дифференциал, шкалирование.
1. Роль эксперимента в психолингвистике
Вопрос о необходимости эксперимента для лингвистики впервые поставил в 1938 г. Л.В. Щерба в упоминавшейся уже статье «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании». Учёный полагал, что «выводить языковую систему, то есть словарь и грамматику», можно из «соответственных текстов, то есть из соответственного языкового материала». По его мнению, срвершенно очевидно, что никакого иного метода не существует и не может существовать в применении к мёртвым языкам. При этом Л.В. Щерба отмечал, что мёртвыми языки становятся тогда, когда они перестают служить орудием общения и мышления внутри человеческого коллектива, они перестают тогда развиваться и приспосабливаться к выражению новых понятий и их оттенков, в них прекращается то, что может быть названо языкотворческим процессом.
Дело должно обстоять несколько иначе, — писал он, — в отношении к живым языкам. По мнению Щербы, «большинство лингвистов обыкновенно и к живым языкам подходит, однако, так же, как и к мёртвым, т.е. накопляет языковой материал, иначе говоря, записывает тексты, а потом обрабатывает по принципам мёртвых языков». Щерба полагал, «что при этом получаются мёртвые словари и грамматики». Он считал, что «исследователь живых языков должен поступать иначе».
«Исследователь, — писал Щерба, — тоже должен исходитыиз так |или иначе понятого языкового материала. Но, построив из фактов это-|го материала некоторую отвлечённую систему, необходимо проверять |'её на новых фактах, т.е. смотреть, отвечают ли выводимые из неё фак-|ты действительности. Таким образом, в языкознание вводится принцип I эксперимента. Сделав какое-либо предположение о смысле того или 'иного слова, той или иной формы, о том или ином правиле словообразования или формообразования и т.п., следует попробовать, можно ли | связать ряд разнообразных форм, применяя это правило».
Щерба писал также, что эксперимент может иметь как положитель- ный, так и отрицательный результат. Отрицательные результаты указывают или на неверность постулированного правила, или на необходимость каких-то его ограничений, или на то, что правила уже больше ' нет, а есть только факты словаря и т.п. Приводя примеры правильных |; (1-3) и неправильных (4) предложений, Щерба утверждал, что исследователь языка должен обращаться с вопросом о правильности или неправильности языкового материала к носителю языка, не полагаясь только на свою интуицию. При этом он считал, что такого рода эксперимент уже проводится в природе, когда ребёнок учится говорить или когда взрослый человек изучает иностранный язык, или при патологии, когда происходит распад речи.
(1) Никакой торговли не было в городе.
(2) Никакой торговли в городе не было.
I (3) В городе не было никакой торговли.
I (4) * Никакой торговли не в городе не было.
Упоминал исследователь и об ошибках писателей, полагая, что «ляпсусы» связаны с плохим чувством языка. Примечательно, что в это же время Фрейд писал об оговорках и ослышках, трактуя это в парадигме психоанализа. При этом под экспериментом в языкознании Щербой подразуме| валось: 1) интроспекция, самонаблюдение и 2) постановка собственно эксперимента. Он писал о принципе эксперимента как о важном моменте, который позволяет глубже проникнуть в понимание речевой деятельности человека. Поскольку писал он это в ЗО-е годы XX в., когда в советском языкознании шла борьба мнений, учёный, опасаясь обвинений в индивидуализме, доказывал методическую правильность предлагаемого им метода. Так, в дополнение к сказанному Щерба добавлял: «С весьма распространённой боязнью, что при таком методе К будет исследоваться «индивидуальная речевая система», а не языковая 127

126

система, надо покончить раз и навсегда. Ведь индивидуальная речевая система является лишь конкретным проявлением языковой системы». Даже если следовать узкому пониманию роли эксперимента в языкознании как проверки положений нормативной языковой системы фактами живого языка, следует признать вслед за учёным, что лингвистическое знание даёт возможность понимания человеческого сознания.
Отечественный психолингвист Л.В. Сахарный отмечал, что у сторонников традиционных методов лингвистического анализа имеется ряд возражений в отношении эксперимента. Обычно они сводятся к , следующему:
1. Материалы экспериментов очень интересны, но мало ли что могут сказать испытуемые по заданию экспериментатора? Как доказать, что в эксперименте выявляются действительно языковые правила?
2. В эксперименте создаются заведомо искусственные ситуации, что для естественного функционирования языка и речи не характерно.
3. В спонтанной речи иногда проявляется то, что никаким экспериментом организовать не удаётся, т.е. возможности экспериментальных методик достаточно ограниченны.
Сахарный считал, что на эти вопросы можно ответить следующим образом:
1. Вопрос в том, что изучается в эксперименте — язык или речь? Традиционная лингвистика признаёт, что иначе, чем через речь на язык выйти нельзя. Но если изучать язык через спонтанные тексты, почему нельзя изучать его через тексты, полученные в экспериментах? (Напомним, что в лингвистике язык понимается как система, а речь — как её реализация.)
2. Хотя ситуации в эксперименте бывают и искусственными, принципиальные особенности речевой деятельности, выявляемые, в эксперименте, характерны для речевой деятельности и в других, не экспериментальных ситуациях. Провести четкую грань между типичными и нетипичными, естественными и искусственными ситуациями нельзя.
3. Эксперимент не является единственно возможным методом психолингвистического исследования. Психолингвистика не отрицает ни материала, ни метода наблюдения, которыми располагает традиционная лингвистика. Психолингвистика этот материал использует,, но под несколько иным углом зрения, в более широком контексте и материала, и методов. Учитывается и речевой, и неречевой контекст, и общие условия деятельности, и замысел коммуниканта, и состояние участников коммуникации.

Как особенность языка отечественной психолингвистики можно отметить, что в ней используется понятие «испытуемый», а не «информант». Информант (от лат. informatio — разъяснение, изложение) — это субъект, включённый в эксперимент и информирующий экспериментатора о его ходе, об особенностях своего взаимодействия с объектом. Испытуемый — это субъект, который, будучи носителем языка, одновременно является и экспертом в области его употребления, и при этом косвенно сообщает экспериментатору информацию о фрагментах своего языкового сознания. Иными словами, психолингвистика принимает факт субъективной интерпретации носителем языка языкового материала не как фактор помехи, а как факт, подлежащий научному анализу.
Важной особенностью психолингвистики является обращение к значению слова — к его семантике (от греч. semantikos — обозначающий). В лингвистике анализ семантики связан, прежде всего, с изучением лексического значения слов и выражений, изменения их значений, изучением оборотов речи или грамматических форм. Психолингвистика же различает объективную и субъективную семантику. Первая является семантической системой значений языка, вторая представляется как ассоциативная система, существующая в сознании индивидуума. В связи с этим семантические признаки подразделяются на относящиеся к области ассоциаций (субъективные) и принадлежащие семантическим компонентам лексики, взятой в абстрактно-логическом (объективном) плане. Психолингвистическое понятие «семантическое поле» представляет собой совокупность слов вместе с их ассоциациями.
Одной из попыток экспериментально определить субъективные семантические поля и связи внутри них является метод ассоциативного эксперимента.
2. Ассоциативный эксперимент
Ассоциативный эксперимент (associative experiment) является наиболее разработанной техникой психолингвистического анализа семантики.
2.1. Процедура ассоциативного эксперимента. Испытуемым предъявляется список слов и говорится, что им необходимо ответить первыми приходящими в голову словами. Обычно каждому испытуемому даётся 100 слов и 7-10 минут на ответы. Большинство реакций, приводящихся в ассоциативных словарях, получено от студентов128129



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Шмелев А. Д., Шмелёва Е. Я., Савчук Л. О., Флоренская Э. А. Русский язык. Учебник для 7 класса - Шмелев А. Д., Шмелёва Е. Я., Савчук Л. О., Флоренская Э. А.
  • Евгения Чугунова. Роль фольклора в развитии связной речи у детей раннего возраста.
  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. ГДЗ - Русский язык. 10-11 класс (Грамматика, Текст, Стили речи)
  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.Н. Методические рекомендации к учебнику Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы
  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы
  • Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи
  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. "Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи." Учебник для 10-11 кл
  • Байбулатова Гулия Вакилевна. Развивающий коврик «СКАЗКИ»
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Учебник 10-11кл. Базовый уровень
  • Жилкина Наталья Алексеевна. Психолингвистический анализ формирования письменной речи у младших школьников
  • Смирнова Людмила Юрьевна.. Интегрированный характер театрализованной деятельности
  • Прияткина А.Ф. Русский язык. Культура речи
  • Фирсова Н.М. Испанская разговорная речь
  • Гойхмана О.Я. Русский язык и культура речи. Под редакцией
  • Краюхина Елена Сергеевна. Особенности развития связной речи у младших дошкольников на основе русских народных сказок используя метод моделирования
  • Собаки распознают человеческую речь
  • Данцев Д.Д., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов
  • Сагитова Альмира Ахмадеевна. «Развитие выразительности речи через театральную деятельность»
  • Бахтеева Мария Андреевна. Методическая разработка на тему: 'Развитие речи детей дошкольного возраста'
  • Горзина Елена Викторовна. НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе тема: «Хороший и плохой язык»
  • Миронова Светлана Юрьевна. Методическое пособие по развитию речи у детей 4-5 лет 'УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО'
  • Полякова А.В. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 частях
  • Максимова В.И. Русский язык и культура речи. Под редакцией
  • Голуб И.Б. Русский язык и культура речи
  • Ларина Анастасия Владимировна. Развитие речи у младших дошкольников
  • Твердохлебова Надежда Викторовна. Родительское собрание во 2 младшей группе, тема собрания: «Развитие речи младших дошкольников»
  • Егораева Г.Т. ОГЭ 2017. Русский язык. Практикум. Задание 15.2.
  • Кулик Галина Павловна. Эмоциональная недостаточность - причина плохой речи
  • Ветрова Алла. Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»
  • Федотова Евгения Сергеевна. Конспект ООД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Звуковая культура речи: звук «Ш»» для детей средней группы 4-5 лет
  • Ирина Евгеньевна Гусейнова. Доклад на тему «Роль речи воспитателя в развитии речи детей»
  • Панов М.В., Кузьмина С.М. и др. Русский язык. 8 класс
  • Наталья Зорина. Тема: «Возможности логоритмики в развитие речи детей»
  • Елена Постолова. НОД с детьми подготовительной к школе группы 'Наша Родина - Россия, наш язык - русский'
  • Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Английский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь
  • Шапошникова Наталья Владимировна. Воспитание звуковой культуры речи — одно из основных задач развития речи дошкольного возраста.
  • Булгакова Раиса Алексеевна. Конспект НОД по развитию речи «Насекомые»
  • Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю. Русский язык. 5-9 классы. Правописание окончаний различных частей речи
  • Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю. Русский язык. 6-9 классы. Правописание суффиксов различных частей речи
  • Козлова Т.И. ЕГЭ 2015. Русский язык. Практикум. Культура речи
  • Соина Валентина Константиновна. «Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры»
  • Светлана Глухих. Конспект познавательной деятельности. Образовательная область «Развитие речи» Тема: «Путешествие в сказочный лес»
  • Зизевских Оксана Олеговна. Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности
  • Михелева Надежда Сергеевна. Значение русского фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста
  • Голованова Д.А., Михайлова Е.В., Щербаева Е.А. Русский язык и культура речи. Шпаргалка
  • Оксана Михайловна Кононыкина. Доклад на педагогический совет по теме: «Какой должна быть речь педагога?»
  • Ирина Симонова. Конспект занятия по развитию речи и подготовке руки к письму в подготовительной к школе группы
  • Ольга Викторовна Калиниченко. Развитие речи в дошкольном возрасте: этапы, типичные проблемы, упражнения.
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2 класс. Учебник в 2 частях



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь