Аверьянов Л.Я. Социология. Искусство задавать вопросы.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 26069

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Использование вопросов-суждений. При изучении особенностей пра-восознания различных социальных групп А. Гречин (ИСИ АН СССР, 1975 г.) использовал метод тестирования, который основывается на широком применении суждений . В ходе анкетного опроса респонденту предлагали различные ситуации, по которым он должен вынести решение, по форме закончив предложение. Например: "Если бы я узнал, что в промышленные отходы списывают пригодные для использования в производстве материалы (оборудование), то я бы...". Или: "Если бы я заметил, что продавец магазина обвешивает покупателей, то я бы..." и т.д. Опрашиваемый должен закончить предложение, тем самым определив свое отношение к данной ситуации и выразив свое мнение.
Эти предложения можно было бы сформулировать и в вопроситель-ной форме "Что бы Вы сделали, если бы увидели, что продавец магазина обвешивает покупателей?" с набором альтернатив. Но в данном случае исследователь использовал невопросительную форму для снятия информации и определения позиции респондента.


"ЕСЛИ БЫ Я РАБОТАЛ ПРОДАВЦОМ В МАГАЗИНЕ И ЗАМЕТИЛ, ЧТО ДИРЕКТОР ПЫТАЕТСЯ СКРЫТЬ КРУПНУЮ РАСТРАТУ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ТО Я БЫ….."
Сообщил в милицию........................................ ( )
Сообщил в вышестоящие органы.................... ( )
Указал директору на его незаконные
действия............................................................ ( )
Сделал вид, что ничего не знаю.................….. ( )
Затрудняюсь ответить...........................…..... ( )

В анкетах метод суждений и высказываний для снятия социологиче-ской информации привлекателен тем, что позволяет при опросе обходиться без вопросов.
Собственно информацию можно снять различными методами, не обязательно вопросами. В обыденной речи для получения той или иной информации мы не всегда прибегаем к вопросам, а используем метод суждений, высказываний. То же самое относится и к анкете. Хотя мы настраиваем респондента на вопросы, коль даем ему вопросник, тем не менее целесообразно использовать и методы суждений, косвенных высказываний, построений ситуаций, как это было сделано в анкете А. Гречина.
В таком построении анкеты имеется ряд преимуществ. Прежде всего метод высказываний больше похож на разговорную речь. Он позволяет вос-принимать анкету как беседу людей, заинтересованных в решении какой-то проблемы. Применение вопросов-суждений снимает монотонность анкеты. Их использование привлекательно также и тем, что позволяет представить проблему в виде конкретной ситуации, а не в качестве абстрактного вопро-са.

Вспомогательные вопросы
Вспомогательные вопросы входят в анкету как ее неотъемлемая часть и играют существенную роль. Они обеспечивают надежное функционирование всех основных, программных вопросов.

Контактные вопросы, или "Нравится ли Вам получать подарки?" Как и в любой беседе, в анкете надо уметь вступить в разговор с респондентом, заинтересо-вать, возбудить его внимание. Первое и, основное
правило, которое применяется в данных случаях, это говорить о том, что может волновать, интересовать респондента. Мой коллега, социолог как-то рассказал поучительную историю из своей практики социологических ис-следований.
"Однажды, проводя исследование по изучению проблем использования труда женщин на производстве, я неожиданно столкнулся с тем, что не мог войти в разговор с женщинами, с которыми проводил интервью. Это сильно мне мешало, интервью проходило вяло, я чувствовал, что не получаю необходимой информации, некоторые анкеты приходилось даже вы-браковывать. Наконец я понял, что интервью не получалось, потому что не было контакта с респондентами. Долго ломал голову, как заинтересовать женщин, как добиться того, чтобы они захотели со мной разговаривать. И я нашел свой прием.
Однажды, проходя по улице, нечаянно посмотрел на витрину галан-терейного магазина и мысленно вскрикнул: "Эврика!". Не лучше ли вместо того, чтобы начинать разговор с вопросов о выполнении плана, о качестве работы, о трудовой дисциплине, об отношениях с мастером, с чего я всегда начинал интервью, спросить их сначала, какую помаду и лак для ногтей они предпочитают, какие духи им нравятся и какая в этом году мода.
Результаты превзошли все мои ожидания. С первых же слов жен-щины оживились, и первые десять минут мы говорили о косметике (правда, перед этим мне пришлось кое-что почитать по этому поводу, но зато я знал не меньше, а иногда и больше, чем мои собеседницы, и им было инте-ресно со мной говорить).
Затем, когда я вошел во вкус, то стал использовать и другие темы для установления контакта, начиная с разговора о модах, воспитании де-тей и т.д., в зависимости от возраста и интересов моих респондентов. Ис-следование прошло блестяще, женщины проявили большую заинтересован-ность в интервью и оценивали, как правило, наши беседы как очень увлека-тельные, хотя я все время задавал вопросы. Для себя вывел золотое правило: необходимо уметь вступить в разговор и говорить с людьми о том, что их интересует. С тех пор я всегда старался придерживаться этого правила, и, надо сказать, оно часто мне помогало и не только при проведении ис-следований".
В анкете труднее вступить в контакт, чем в интервью, поскольку раз-говор идет заочный. И тем не менее контакт необходим для достижения той же цели: привлечь внимание респондента, заинтересовать его, втянуть в ра-боту над анкетой. Для этого можно начать анкету с простых, понятных и интересных вопросов: о хоккее, футболе, воспитании детей, семье, домашних заботах, проведении отпуска и т.д. Хорошо построить первые вопросы таким образом, чтобы ответ был утвердительным, чтобы в двух-трех контактных вопросах респондент обязательно ответил бы положительно, выбрал бы альтернативу, начинающуюся с "да". Отрицательный ответ может подспудно нести в себе и нежелание контакта.
Фрагмент анкеты:
"НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ ПОЛУЧАТЬ ПОДАРКИ ОТ БЛИЗКИХ
ЛЮДЕЙ ИЛИ ХОРОШИХ ЗНАКОМЫХ?"
Да, нравится............................................ ( )
Нравится, но не всегда........................... ( )
Как правило, не нравится....................... ( )

Это один из примеров контактного вопроса. Он не сложен для пони-мания и ответа. Большинство респондентов наверняка выберут первую аль-тернативу. Кому не нравится получать подарки?
Необходимо стремиться к тому, чтобы с первых же вопросов респон-дент проявил живейшую заинтересованность и желание продолжить разго-вор. "Как Вы хорошо сказали...", "Как Вы точно определили...", "Вы сказали совершенно верно...", "Это тонко подмечено..." - так обычно говорят ре-спонденты при удачном формулировании вопроса в интервью. И надо стре-миться, чтобы точно так же они могли сказать и в заочном разговоре, при заполнении анкеты. Вам необязательно это слышать, главное, чтобы они это сказали себе. Тогда совсем по-другому будут восприниматься и другие во-просы, которые, возможно, не всегда интересны респонденту. Но если дове-рие завоевано, если внимание пробуждено, то и другие вопросы будут вос-приниматься в эмоциональном контексте первых контактных вопросов. В дальнейшем забота социолога заключается в том, чтобы поддерживать эмо-циональный заряд, заинтересованность и внимание в течение всей работы с анкетой.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Психологические ловушки и как их избежать
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты.
  • Притча «Разнообразие»
  • Р.Е. Мансуров. Как не купить кота в мешке или правильный выбор места работы.
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Павел Пономарев. Социальные сети — протест, свобода или безумие?
  • Барлас Т.В. Диагностические возможности Краткого отборочного теста
  • Гахраманова Севиндж Салим Кызы. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
  • П. Штольц. Фокус-группа в маркетинге
  • Интервью с сюрпризом. Нестандартные методы проведения собеседований.
  • Тест "Боги и Богини"
  • Как подозрительного человека определяют на таможне
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Стереотипные психологические реакции по Фрицу Перлзу
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Евгений Ильин. Как войти в доверие: психологические приемы вызова доверия
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Психология суицидного поведения - Автор неизвестен
  • Почему чешется? Что означает чесание у людей?
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Глуговский Д.В. Развитие и сексуальность
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Монахова Полина Владимировна. «Метод сказкотерапии и особенности его использования в работе с детьми разного возраста»
  • Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Психология толпы
  • Сергей Макаренко. Информационно-психологические воздействия
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Притча «Носитель»
  • Притча «О вопросах»
  • Дэвид Либерман. Как узнать: человек действительно уверен всебе или хорошо играет роль?
  • Насколько легко расшифровать сигналы невербального поведения?
  • Личностные черты и покупательское поведение. Что ваши покупки говорят о вашей личности?
  • Нарицын Н. Н. "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КУПОНЫ". Чем их можно "отоварить" и как их "стригут"?
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Мелибруда Е. Я–ТЫ–МЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ
  • Притча «Язык любви»
  • Коттлер Дж. Лучшие психотерапевты - что они за люди?
  • Притча «Ничего для человека, кроме того, что он заслужил»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Варианты успокаивающего поведения
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Бакиров Анвар. Это важно знать, или Ключевые пункты навыка.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь