|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54494
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Задача 2
«В семье у меня дела были плохие. Отец часто пил и скан далил. Когда я был маленьким, мы с матерью очень часто убе- гали из дома и ночевали у соседей... Вначале моя жизнь протекала почти как у всех людей моей возраста, т. е. до пяти лет меня водили в детский сад, где я г какой-то мере воспитывался, но об этом что-то очень плохо пом ню. А вот с шести лет жизнь моя, если можно так сказать, пошлс боком. Из детсада я по странным причинам выбыл и до школы находился без контроля, потому что, когда я просыпался, дома уже никого не было, и весь день я был сам себе хозяин: что хо- тел, то и делал. Родители мои, хотя и просили соседей, чтобы OHI! за мной присмотрели, но какое дело соседям до чьего-то сына? Между прочим, именно в это время я и познал одну сторону де- нег. Около моего дома находился гараж комбината бытового об- служивания. Ну и там, как в любой «шарашкиной конторе», пос- ле работы шоферы и механики любили выпить. А так как делать мне было нечего, то я там все время крутился, сдавал пустые бу- тылки, благо, магазин был под боком и бутылки в нем прини- мали любого калибра. На вырученные деньги я покупал конфеты и прочие сладости... Когда я пошел учиться в IV класс, между отцом и матерью произошла крупная ссора, и мать подала на развод... Мы уеха- ли в другой город, и там я немного разболтался, как говорится, без отцовского глаза... ...Единственная моя претензия к отцу и матери в том, что уж очень строго меня держали в возрасте от 12 до 15 лет. В эти черные для меня дни очень много меня били ремнем за замечания в школе и вообще за мое мальчишеское повеление. Между про- чим, били меня иногда совершенно ни за что. Могли бы просто со мной поговорить, и все было бы хорошо. После пятнадцати лет меня потянуло на улицу к более или менее взрослой жизни. Мне хотелось сходить в кино и на танцы, но меня по-прежнему не пу- скали. И вот в один декабрьский вечер 1975 года я сказал маме, что в школе вечер и что хочу туда сходить. Она мне категориче- ски отказала. Тут я не выдержал и заявил, что на вечер в школу я все равно пойду. Когда я оделся, дорогу мне загородила мать. Мы с ней поговорили: сначала мирно, потом уже в резких тонах. В результате я оттолкнул ее от двери и выбежал на улицу. Поче- му я так подробно запомнил этот случай? Да, мне кажется, пото- му, что этот вечер явился границей, притом довольно резкой, в моих отношениях с семьей. Чем дальше шло время, тем я все меньше стал слушаться их советов, а поступал, как считал нуж- ным...»'. Вопросы 1. Становление каких черт личности подростка и юноши прос- матриваются в написанном им сочинении? ' Щекочихин Ю. П. Трудный подросток.—М.: Знание, 1979. 174 2. Оцените позицию родителей в становлении и развитии взгля- дов, черт характера, отношений их сына. Задача 3 «Старый московский дом, асфальтовый дворик почти без зе- лени. Ребята играют в игру, ныне забытую: «Двенадцать пало- чек»—усложненный вариант пряток. Со второго этажа, из окна, женский голос: — Вовочка, иди обедать! Молчание. Снова тот же голос: — Суп остынет, Вовочка. Иди домой! От стайки ребят отделяется желтолицый от веснушек под- росток и, глядя наверх, кричит: — Не буду! Не хочу! Отстань! — Но, Вовик, ты же сегодня плохо завтракал! Я тебя жду. Иди домой, пожалуйста, Вовочка! Опять молчание. Вовочка (его уличное прозвище—Японец) колупает ногтем цементный шов стены и, наконец, принимает ре- шение: — Давай суп сюда! Здесь буду есть! — Ну как же так, Вовочка... Это же неудобно. Зачем же... Ну хорошо, я сейчас вынесу тарелку. Женщина сдается. Не тут-то было. Новый приказ заставляет ее высунуться из окна, а мальчишек подойти поближе. — Спускай суп ко мне! На веревке! Ребята замерли: что будет? — Японец, ты что, спятил, да тебя сейчас...—бросил один из них. Последовал самоуверенный ответ: — А ты погоди, посмотрим, что будет, а потом говори. Сын лучше знал свою мать. Вскоре из окна медленно поползла вниз удивительно ловко обвязанная бечевкой тарелка супа и ут- вердилась на коленях усевшегося на карточки мальчика. Таким же путем был спущен хлеб и ложка, завернутые в белую сал- фетку. Он лениво хлебал суп и на удивленные возгласы товари- щей обронил гордо: — Она у меня дрессированная... Не то что ваши!.. И тогда один из ребят, Борька, с криком: «Какой же ты гад» ударом ноги выбил у него тарелку и съездил по физиономии. Тот с ревом убежал домой... Ребята разошлись, опасливо поглядывая на окна второго этажа»1, Вопросы 1. Какие черты характера мальчика намечаются в его пове- дении? 2. Родительница способствовала формированию определенных черт. Чем? Докажите. 1981. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. — М.: Знание, 175 Задача 4 «Урока Федоров не выучил, это было ясно всем. Неуверен- но, сбивчиво произнес несколько слов, запутался и замолчал. И как ни старался морщить лоб и тереть виски, так ничего вспом- нить и не смог. Он стоял и досадовал на себя, на Ленку, соседку, которая не смогла подсказать ему, на меня, который так много, по его мнению, задает всегда по истории. Вконец раздосадован- ный, он не выдержал и надерзил. Мол, непонятно, зачем вообще нужна эта история? Вот химия или физика—это да, это другое дело, науки будущего, на них не жалко сил и времени. А что толку копаться в архивной пыли? Дела давно минувших дней. И что за беда, если кто-то не будет знать, в каком веке правил, до- пустим, Тутанхамон, имя которого натощак не скоро выговоришь. Что и говорить, не очень приятно услышать учителю такие слова, по все-таки больше всего огорчил меня не Федоров, а его товарищ, сосед по парте. — Сунулся, дурак, с языком-то,—укорял он Федорова во вре- мя перемены.—Теперь вот влетит. Мать еще, погоди, позовут. — Но если я в самом деле не люблю эту историю?—горя- чился тот. — Он не любит...—насмешливо передразнил его сосед.—А ты думаешь, я больно люблю? Науки не мороженое, чтобы их лю- бить. Их не любить, а изучать надо, понял? Он выразительно постучал Федорова пальцем по голове. — Они не нами, дураками, придуманы,—продолжал он.— Ты хоть физику да химию любишь, а мне так вот все они до лам- почки. Мне бы лишь школу кончить, а "там... видел я все эти науки, знаешь где? Но я же не кричу об этом, делаю вид, что все люблю. — И чего же мне теперь делать?—успокоившись, спросил Федоров. — Тут и ежику понятно,—усмехнулся тот.—Пойти и изви- ниться. Погорячился, мол, наговорил всего сдуру, простите. — Но не могу я вот так пойти и... Ведь я не виноват, что не люблю... — А тебя не за это и ругают—за твою глупость. Мало ли кто чего не любит. Не забывай: скоро нам характеристики писать будут. И вообще, не переломишься, если лишний раз поклонишь- ся. ...Федоров так и не приходил извиняться»*. Вопросы 1. В приведенном эпизоде у школьников просматриваются чер- ты их характера. Какими терминами вы обозначили бы их? 2. Обсудите поведение и позицию учащихся в данной ситуа- ции и прогнозируйте развитие характера каждого школьника. Задача 5 Везде пишут, что если родители что-нибудь пообещают де- тям, то должны обязательно сделать. А моя мама поступает по- другому. Она дала мне четыре рубля на портфель. Я у нее спро- сила: «Можно мне еще взять на колготки?» Она согласилась, а на следующий день говорит: «Тамара, дай мне пять рублей. Кол- готки тебе сейчас не обязательно покупать». Я ей отдала, но до того расстроилась, что прямо ревела. Она разозлилась и ска- зала: «А я думала, у тебя есть совесть! Нет ее у тебя», — поло- жила деньги на стол и ушла. Но я к этим деньгам даже не при- тронулась. Моя подруга меня предупредила: «Она их у тебя за- берет». Но я была уверена, что мама на это не способна. А ока- зывается, она способна на все. Если ты не в состоянии выполнить свое обещание, тогда нечего и обещать. Скажите, кто из нас прав?»' Вопросы 1. Дайте оценку позиции Тамары и ее мамы в данной ситуа- ции. 2. Как вы ответили бы автору письма? Задача 6 «Несколько лет назад пришел в школу, где я работала, но- вый учитель. Я бывала на его лекциях в институте усовершен- ствования учителей и не могла не восхищаться его умом, обшир- ными знаниями, прекрасной памятью. Единственное, что меня немного смущало, — за последние годы этот учитель сменил не- сколько школ. «Всякое бывает,—успокаивала я себя,-—для ре- бят такой педагог — находка, да и мы учителя, за ним потянемся». Прошел месяц. Журналы трех девятых классов, где он работал, запестрели двойками. Учителя и родители заволновались. «Ниче- го, — успокаивали их,— до уровня его требований надо дорасти. Пусть ребята стараются». Что же ребята? Поначалу они в биб- лиотеку чаще стали заглядывать, читать больше, записывали каж- дое слово учителя, боялись рот раскрыть, чтобы не сказать что- нибудь невпопад. Потом осмелели, стали отвечать на вопросы, высказывать свои мысли. А в ответ: — Чтобы это сказать, руку поднимать не стоило. — Это мнение дешево стоит. — А это и совсем глупо. И образовался вокруг учителя вакуум. Вызвал он однажды к доске всеобщего любимца Юру С. Тот сказал что-то, что пришлось не по вкусу учителю. Учитель остро- умно, но без пощады словесно отхлестал мальчишку. И тогда класс взорвался. Спросит учитель одного—не знает, поднимет другого — то же самое. Кончилась первая четверть, собрался пед- совет по ее итогам. Обращаемся к новому учителю: «Почему у ' Залипаев В. П. Записки сельского учитзля—М.: Знание, 1982. Могилевская Г. Л. Дети и деньги.—М.: Знание, i977, 176 12 Заказ 2268 177 Юры двойки? Что ему делать, чтобы исправить их?» И в ответ слышим такое, чего не приходилось слышать в стенах школы ни- когда. «Не помню, кто этот Юра. Но раз у него столько двоек, положение его безнадежно». Дальше хуже. Наш коллега не захотел выслушать мнение то- варищей и очень обиделся за то, что они, в том числе и классный руководитель, прекрасно знавший ребят, решили высказать свое мнение. И что же? В ноябре учитель отказался от класса... В конце года он ушел из школы совсем»'. Вопросы 1. В чем причина неудачи педагога? 2. В каком направлении подобная позиция учителя окаже! влияние на учащихся, каково значение такой позиции? 3. Что бы вы предложили сделать, чтобы разрядить обста- новку? Задача 7 «...Однажды во время похода по местам боевой славы в За- полярье произошел такой эпизод. Стояла вьюжная январская по- года. Наш путь лежал через долину славы — района, где были ос- тановлены фашистские войска, рвавшиеся к Мурманску. Подъ- ехали к памятнику. Ребята нехотя стали выходить из автобуса. Говорили: «Мы видели все это, да и холодно, можно простудить- ся». Мне было стыдно смотреть в глаза экскурсоводу. Он воевал в Заполярье, был инструктором по подготовке лыжников, которых отправляли на диверсии в тыл врага. Сам много раз ходил на за- дание, разумеется в любую погоду. Дважды ранен. И вот сегод- няшние парни, которым почти столько же лет, сколько было ему в годы войны, боятся метели... Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|