Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.

Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54494

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Задача 2
«В семье у меня дела были плохие. Отец часто пил и скан
далил. Когда я был маленьким, мы с матерью очень часто убе-
гали из дома и ночевали у соседей...
Вначале моя жизнь протекала почти как у всех людей моей
возраста, т. е. до пяти лет меня водили в детский сад, где я г
какой-то мере воспитывался, но об этом что-то очень плохо пом
ню. А вот с шести лет жизнь моя, если можно так сказать, пошлс
боком. Из детсада я по странным причинам выбыл и до школы
находился без контроля, потому что, когда я просыпался, дома
уже никого не было, и весь день я был сам себе хозяин: что хо-
тел, то и делал. Родители мои, хотя и просили соседей, чтобы OHI!
за мной присмотрели, но какое дело соседям до чьего-то сына?
Между прочим, именно в это время я и познал одну сторону де-
нег. Около моего дома находился гараж комбината бытового об-
служивания. Ну и там, как в любой «шарашкиной конторе», пос-
ле работы шоферы и механики любили выпить. А так как делать
мне было нечего, то я там все время крутился, сдавал пустые бу-
тылки, благо, магазин был под боком и бутылки в нем прини-
мали любого калибра. На вырученные деньги я покупал конфеты
и прочие сладости...
Когда я пошел учиться в IV класс, между отцом и матерью
произошла крупная ссора, и мать подала на развод... Мы уеха-
ли в другой город, и там я немного разболтался, как говорится,
без отцовского глаза...
...Единственная моя претензия к отцу и матери в том, что
уж очень строго меня держали в возрасте от 12 до 15 лет. В эти
черные для меня дни очень много меня били ремнем за замечания
в школе и вообще за мое мальчишеское повеление. Между про-
чим, били меня иногда совершенно ни за что. Могли бы просто
со мной поговорить, и все было бы хорошо. После пятнадцати лет
меня потянуло на улицу к более или менее взрослой жизни. Мне
хотелось сходить в кино и на танцы, но меня по-прежнему не пу-
скали. И вот в один декабрьский вечер 1975 года я сказал маме,
что в школе вечер и что хочу туда сходить. Она мне категориче-
ски отказала. Тут я не выдержал и заявил, что на вечер в школу
я все равно пойду. Когда я оделся, дорогу мне загородила мать.
Мы с ней поговорили: сначала мирно, потом уже в резких тонах.
В результате я оттолкнул ее от двери и выбежал на улицу. Поче-
му я так подробно запомнил этот случай? Да, мне кажется, пото-
му, что этот вечер явился границей, притом довольно резкой, в
моих отношениях с семьей. Чем дальше шло время, тем я все
меньше стал слушаться их советов, а поступал, как считал нуж-
ным...»'.
Вопросы
1. Становление каких черт личности подростка и юноши прос-
матриваются в написанном им сочинении?
' Щекочихин Ю. П. Трудный подросток.—М.: Знание, 1979.
174
2. Оцените позицию родителей в становлении и развитии взгля-
дов, черт характера, отношений их сына.
Задача 3
«Старый московский дом, асфальтовый дворик почти без зе-
лени. Ребята играют в игру, ныне забытую: «Двенадцать пало-
чек»—усложненный вариант пряток. Со второго этажа, из окна,
женский голос:
— Вовочка, иди обедать!
Молчание. Снова тот же голос:
— Суп остынет, Вовочка. Иди домой!
От стайки ребят отделяется желтолицый от веснушек под-
росток и, глядя наверх, кричит:
— Не буду! Не хочу! Отстань!
— Но, Вовик, ты же сегодня плохо завтракал! Я тебя жду.
Иди домой, пожалуйста, Вовочка!
Опять молчание. Вовочка (его уличное прозвище—Японец)
колупает ногтем цементный шов стены и, наконец, принимает ре-
шение:
— Давай суп сюда! Здесь буду есть!
— Ну как же так, Вовочка... Это же неудобно. Зачем же...
Ну хорошо, я сейчас вынесу тарелку.
Женщина сдается. Не тут-то было. Новый приказ заставляет
ее высунуться из окна, а мальчишек подойти поближе.
— Спускай суп ко мне! На веревке!
Ребята замерли: что будет?
— Японец, ты что, спятил, да тебя сейчас...—бросил один
из них.
Последовал самоуверенный ответ:
— А ты погоди, посмотрим, что будет, а потом говори.
Сын лучше знал свою мать. Вскоре из окна медленно поползла
вниз удивительно ловко обвязанная бечевкой тарелка супа и ут-
вердилась на коленях усевшегося на карточки мальчика. Таким
же путем был спущен хлеб и ложка, завернутые в белую сал-
фетку. Он лениво хлебал суп и на удивленные возгласы товари-
щей обронил гордо:
— Она у меня дрессированная... Не то что ваши!..
И тогда один из ребят, Борька, с криком: «Какой же ты гад»
ударом ноги выбил у него тарелку и съездил по физиономии. Тот
с ревом убежал домой... Ребята разошлись, опасливо поглядывая
на окна второго этажа»1,
Вопросы
1. Какие черты характера мальчика намечаются в его пове-
дении?
2. Родительница способствовала формированию определенных
черт. Чем? Докажите.
1981.
Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. — М.: Знание,
175

Задача 4
«Урока Федоров не выучил, это было ясно всем. Неуверен-
но, сбивчиво произнес несколько слов, запутался и замолчал. И
как ни старался морщить лоб и тереть виски, так ничего вспом-
нить и не смог. Он стоял и досадовал на себя, на Ленку, соседку,
которая не смогла подсказать ему, на меня, который так много,
по его мнению, задает всегда по истории. Вконец раздосадован-
ный, он не выдержал и надерзил. Мол, непонятно, зачем вообще
нужна эта история? Вот химия или физика—это да, это другое
дело, науки будущего, на них не жалко сил и времени. А что
толку копаться в архивной пыли? Дела давно минувших дней. И
что за беда, если кто-то не будет знать, в каком веке правил, до-
пустим, Тутанхамон, имя которого натощак не скоро выговоришь.
Что и говорить, не очень приятно услышать учителю такие
слова, по все-таки больше всего огорчил меня не Федоров, а его
товарищ, сосед по парте.
— Сунулся, дурак, с языком-то,—укорял он Федорова во вре-
мя перемены.—Теперь вот влетит. Мать еще, погоди, позовут.
— Но если я в самом деле не люблю эту историю?—горя-
чился тот.
— Он не любит...—насмешливо передразнил его сосед.—А
ты думаешь, я больно люблю? Науки не мороженое, чтобы их лю-
бить. Их не любить, а изучать надо, понял?
Он выразительно постучал Федорова пальцем по голове.
— Они не нами, дураками, придуманы,—продолжал он.—
Ты хоть физику да химию любишь, а мне так вот все они до лам-
почки. Мне бы лишь школу кончить, а "там... видел я все эти
науки, знаешь где? Но я же не кричу об этом, делаю вид, что все
люблю.
— И чего же мне теперь делать?—успокоившись, спросил
Федоров.
— Тут и ежику понятно,—усмехнулся тот.—Пойти и изви-
ниться. Погорячился, мол, наговорил всего сдуру, простите.
— Но не могу я вот так пойти и... Ведь я не виноват, что
не люблю...
— А тебя не за это и ругают—за твою глупость. Мало ли
кто чего не любит. Не забывай: скоро нам характеристики писать
будут. И вообще, не переломишься, если лишний раз поклонишь-
ся.
...Федоров так и не приходил извиняться»*.
Вопросы
1. В приведенном эпизоде у школьников просматриваются чер-
ты их характера. Какими терминами вы обозначили бы их?
2. Обсудите поведение и позицию учащихся в данной ситуа-
ции и прогнозируйте развитие характера каждого школьника.
Задача 5
Везде пишут, что если родители что-нибудь пообещают де-
тям, то должны обязательно сделать. А моя мама поступает по-
другому. Она дала мне четыре рубля на портфель. Я у нее спро-
сила: «Можно мне еще взять на колготки?» Она согласилась, а
на следующий день говорит: «Тамара, дай мне пять рублей. Кол-
готки тебе сейчас не обязательно покупать». Я ей отдала, но
до того расстроилась, что прямо ревела. Она разозлилась и ска-
зала: «А я думала, у тебя есть совесть! Нет ее у тебя», — поло-
жила деньги на стол и ушла. Но я к этим деньгам даже не при-
тронулась. Моя подруга меня предупредила: «Она их у тебя за-
берет». Но я была уверена, что мама на это не способна. А ока-
зывается, она способна на все. Если ты не в состоянии выполнить
свое обещание, тогда нечего и обещать.
Скажите, кто из нас прав?»'
Вопросы
1. Дайте оценку позиции Тамары и ее мамы в данной ситуа-
ции.
2. Как вы ответили бы автору письма?
Задача 6
«Несколько лет назад пришел в школу, где я работала, но-
вый учитель. Я бывала на его лекциях в институте усовершен-
ствования учителей и не могла не восхищаться его умом, обшир-
ными знаниями, прекрасной памятью. Единственное, что меня
немного смущало, — за последние годы этот учитель сменил не-
сколько школ. «Всякое бывает,—успокаивала я себя,-—для ре-
бят такой педагог — находка, да и мы учителя, за ним потянемся».
Прошел месяц. Журналы трех девятых классов, где он работал,
запестрели двойками. Учителя и родители заволновались. «Ниче-
го, — успокаивали их,— до уровня его требований надо дорасти.
Пусть ребята стараются». Что же ребята? Поначалу они в биб-
лиотеку чаще стали заглядывать, читать больше, записывали каж-
дое слово учителя, боялись рот раскрыть, чтобы не сказать что-
нибудь невпопад. Потом осмелели, стали отвечать на вопросы,
высказывать свои мысли. А в ответ:
— Чтобы это сказать, руку поднимать не стоило.
— Это мнение дешево стоит.
— А это и совсем глупо.
И образовался вокруг учителя вакуум.
Вызвал он однажды к доске всеобщего любимца Юру С. Тот
сказал что-то, что пришлось не по вкусу учителю. Учитель остро-
умно, но без пощады словесно отхлестал мальчишку. И тогда
класс взорвался. Спросит учитель одного—не знает, поднимет
другого — то же самое. Кончилась первая четверть, собрался пед-
совет по ее итогам. Обращаемся к новому учителю: «Почему у
' Залипаев В. П. Записки сельского учитзля—М.: Знание, 1982.
Могилевская Г. Л. Дети и деньги.—М.: Знание, i977,
176
12 Заказ 2268
177

Юры двойки? Что ему делать, чтобы исправить их?» И в ответ
слышим такое, чего не приходилось слышать в стенах школы ни-
когда. «Не помню, кто этот Юра. Но раз у него столько двоек,
положение его безнадежно».
Дальше хуже. Наш коллега не захотел выслушать мнение то-
варищей и очень обиделся за то, что они, в том числе и классный
руководитель, прекрасно знавший ребят, решили высказать свое
мнение. И что же? В ноябре учитель отказался от класса...
В конце года он ушел из школы совсем»'.
Вопросы
1. В чем причина неудачи педагога?
2. В каком направлении подобная позиция учителя окаже!
влияние на учащихся, каково значение такой позиции?
3. Что бы вы предложили сделать, чтобы разрядить обста-
новку?
Задача 7
«...Однажды во время похода по местам боевой славы в За-
полярье произошел такой эпизод. Стояла вьюжная январская по-
года. Наш путь лежал через долину славы — района, где были ос-
тановлены фашистские войска, рвавшиеся к Мурманску. Подъ-
ехали к памятнику. Ребята нехотя стали выходить из автобуса.
Говорили: «Мы видели все это, да и холодно, можно простудить-
ся». Мне было стыдно смотреть в глаза экскурсоводу. Он воевал в
Заполярье, был инструктором по подготовке лыжников, которых
отправляли на диверсии в тыл врага. Сам много раз ходил на за-
дание, разумеется в любую погоду. Дважды ранен. И вот сегод-
няшние парни, которым почти столько же лет, сколько было ему
в годы войны, боятся метели...



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Богуславский. Психология как наука.
  • Коновалова Ирина Леонидовна. Интерактивные игры как средство формирования у дошкольников умения общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Притча «Деятельность и просветление»
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Мальцева Людмила Владимировна. Презентация 'Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания'
  • Притча «Жизнь человека (бразильская сказка)»
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Хаверенко Жанна Валерьевна. Экспериментирование как один из методов формирования познавательной сферы дошкольников.
  • Притча «Бремя»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. План по самообразованию «Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания»
  • Кашапова Елена Михайловна. Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Притча «Желание»
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Размышления о новых государственных стандартах в системе дошкольного образования
  • Формы работы с родителями учащихся, относящихся к группе риска.
  • Ирлан Шабельников. «Аффективное имя» как «волшебное слово» в понимании бессознательного.
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Притча «О вопросах»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Никитина Виктория Викторовна. «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
  • Эрих Фром говорил…
  • Притча «Что такое ЛЮБОВЬ?»
  • Екатерина Шубина. Что такое хитрость
  • Бойцова Яна Сергеевна. «Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в дошкольной образовательной организации как условие формирования социального опыта обучающихся в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС»
  • Птушко Елена Александровна. Консультация для родителей «Как вырастить талант?»
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Притча «Другой»
  • Притча «Я протягиваю вам свою руку»
  • Маркова Ольга Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития познавательной сферы детей.
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Притча «Завтра»
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Агзамова Лиана Фларидовна. Трудовая деятельность как важное средство воспитания в дошкольном возрасте
  • Кравцова Александра Александровна. Комплексное психолого-педагогическое сопровождения субъектов образовательной деятельности в ДОУ
  • Притча «Одна минута»
  • Притча «Принять все как от Бога»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь