Аллан Джон. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках.

Категория: Педагогическая психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 46118

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Динкмейер и Муро (1971) предложили использовать в работе с детьми указанной возрастной группы одну из разновидностей терапии, основанной на групповой деятельности. При групповой терапии детям разрешается в определенных границах делать и говорить все, что им вздумается, бегать и «сжигать» избыточную и деструктивную энергию. Основу этой разновидности групповой терапии составило предположение о том, что после периода свободного самовыражения детям легче установить свои собственные ограничения для своего поведения. При этом происходит снижение уровня интенсивности деструктивного поведения и формируются конструктивные формы групповой деятельности и игры.
Этот метод успешно применялся в работе с детьми по местожительству и в психиатрических клиниках. В то же время метод было трудно применить в условиях «нормальной» начальной школы из-за отсутствия соответствующих средств и его пагубного влияния на дисциплину в школе в целом.
Таким образом, проблема заключалась в том, что метод групповой терапии имел определенные достоинства, но в традиционной форме не подходил для работы в школьных условиях.
Метод
При рассмотрении упомянутой дилеммы я решил исследовать возможности применения одной из разновидностей психотерапии, которую я назвал «креативной драмой». Этот метод включает в себя некоторые особенности групповой терапии и драмы психологического развития, применявшейся Сполиным (1963) и Лейманом (1976). В основу этого подхода легли мои наблюдения, согласно которым основная особенность детей, направляемых к консультанту, заключается в их потребности обращать на себя внимание окружающих. Эта потребность неизбежно приводила к тому, что они «выделялись» в классе и заставляли всех обращать внимание на них. Они

всегда «строили из себя шутов и доминировали на сцене». Тогда было принято решение узаконить эту потребность, предоставив детям определенное время и пространство, где они могли бы «полностью развернуться».
Цель этого метода заключалась в том, чтобы раз в неделю изолировать от класса на сорок минут учащихся, которые «строили из себя шутов», т. е. отреагировали подавленные побуждения (чувства), объединить их в группы по 7—8 человек в каждой и предложить им «придумать какую-нибудь пьесу или игру», которая будет записана на видеопленку и просмотрена непосредственно после записи. Сценарии пьес разрешалось придумывать самим детям или заимствовать из кинофильмов и телевизионных постановок.
Себе и трем аспирантам я отвел роль «помощников», которые должны были помочь детям: а) разобраться в пьесах, которые они хотели сыграть; б) выбрать одну из пьес; в) распределить роли; г) провести небольшую репетицию; д) сыграть пьесу перед видеокамерой и е) обсудить увиденное. На стадии обсуждения МЫ должны были задать три вопроса: а) Что вам понравилось в драме? б) Что вам не понравилось в драме? и в) Каким образом можно ее улучшить в следующий раз?
Как и в терапии, основанной на групповой деятельности, мы стремились предоставить детям максимальную возможность брать на себя инициативу в обсуждении тем, разработке определенной темы, подготовке и постановке окончательного варианта драмы. Наша задача заключалась в том, чтобы помочь им разобраться в своих действиях и сосредоточиться на выполнении задачи. В зависимости от уровня их взаимодействия мы чередовали направленный и ненаправленный подходы. Если драма слишком усложнялась или тормозилась, тогда помощник разъяснял проблемы, выдвигал предложения и затем отходил в сторону, предоставив детям возможность вновь взять на себя инициативу.
После обсуждения ограничений дети установили два общих правила:
1) никто не должен пострадать физически;
2) каждый должен стараться слушать, когда кто-нибудь заговорит.
Цели
Приступая к реализации этой программы, мы поставили перед собой несколько целей. Мы постарались обеспечить пространство и эмоциональную атмосферу, которые позволили детям:

1) «сжечь» лишнюю энергию;
2) выразить побуждения и аффекты, проявления которых характерны для этого возраста, но обычно находятся под запретом, — нарциссизм, гнев и потребность властвовать;
3) поделиться фантазиями, образами и идеями, доминирующими в их сознании.
Предполагалось, что перечисленные формы самовыражения помогут детям:
1. Контролировать свои агрессивные побуждения в повседневной жизни. Мы надеялись, что проявление чувств в терапевтически контролируемой обстановке обеспечит оптимальную возможность для их осмысления и добровольного установления контроля над ними.
2. Научиться сотрудничать со своими одногодками в уело виях небольшой группы. Необходимость «постановки пьесы или драмы» предполагает обсуждение идей, выслушивание друг друга и гибкость в совместной работе над выполнением задачи. Мы полагали, что дети смогут овладеть этими важными навыками работы в условиях небольшой группы и впоследствии будут их применять в классе и других жизненных ситуациях.
3. Научиться лучше понимать себя. Мы надеялись, что
они больше узнают о себе благодаря просмотру своих действий
на видеомониторе и реагированию на вопросы помощников о
том, что им понравилось и не понравилось в своей игре. Кроме
того, мы надеялись, что они многое узнают из замечаний
своих сверстников и их ответов на наш вопрос: «Что можно
сделать, чтобы улучшить драму в следующий раз?»
1. Овладеть навыками решения проблем. В сущности, постановка перед учащимися вопроса: «Какую драму вы хотите поставить сегодня?» равносильна навязыванию им проблемной ситуации. В условиях ограниченного времени и пространства они должны решить, что и как они будут делать, и затем выполнить свое решение.
5. Научиться брать на себя ответственность за свои действия. Помощники сразу дали понять детям, что они находятся здесь не для того, чтобы поддерживать дисциплину, а для того, чтобы помогать им создавать и разыгрывать их драмы. Мы возложили на них ответственность за их действия. Если драма не будет поставлена или н процессе постановки станет хуже, то в этом дети должны винить только самих себя. Мы помогаем им проанализировать причину неудачи и спросим их, что они сделают для предотвращения неудач в будущем.

6. Опробовать несвойственные им роли (а следовательно, и различные формы поведения и чувств). Например, драматические ситуации позволят агрессивному ребенку сыграть роли смиренных и послушных людей, а робкому — роли самоуверенных и агрессивных людей в безопасной обстановке.
Участники
В программе участвовали 30 детей из ОДНОЙ начальной школы. Отбор участников производился учителями на основе плохого поведения в классе. Были отобраны 1 7 мальчиков и 13 девочек. Из них составили группы по 7 — 8 человек в каждой с одним помощником. Две группы шестиклассников были смешанными, т. е. включали в себя и мальчиков, и девочек. Две группы семиклассников были однородными по составу вплоть до последнего месяца драматических занятий. Состав групп определили сами дети. Консультант (или я) работал с каждой группой в качестве помощника.
Результаты
В процессе занятий было отмечено появление различных стадий и нескольких конкретных тем. Несмотря на частичное совпадение, эти темы и стадии будут рассмотрены по отдельности.
С т а д и и раз в и т и я
Драматические занятия прошли несколько стадий: а) хаос; б) контроль и хаос; в) контроль; г) гибкость. Вначале учащиеся не способны были вместе работать, слушать друг друга и приходить к соглашению в выборе пьесы и распределении ролей. Когда же им все-таки удавалось поставить пьесу, они забывали слова, не выдерживали роли, и в результате пьеса превращалась в бестолковую беготню, общую свалку или нарцистическое позирование.
И тем не менее после 3—4 занятий стали появляться более осмысленные сюжеты, которые выдерживались во время постановки в течение 2—3 минут, прежде чем пьеса успевала превратиться в ссору. На этой стадии (2 -3 месяца) учащиеся уже были способны в течение некоторого времени вести приемлемый диалог и эффективно взаимодействовать, прежде чем начиналась драка. На третьей стадии (3—5 месяцев) ситуация находилась под контролем. При постановке пьесы учащиеся точно выдерживали свои роли, и пьеса не разваливалась. Четвертая стадия

(5 — 7 месяцев) свидетельствовала о появлении гибкости. Для этой стадии были характерны эффективное взаимодействие, творчество, спонтанность и комизм сюжетов.
Психологические темы
На протяжении 7 месяцев велись записи по каждой пьесе и основной теме. В конце года было установлено, что все темы можно распределить по следующим 8 группам:
1. Нарциссизм и эксгибиционизм. Вначале учащиеся вообще не могли работать вместе. Каждый из них старался самым грубым и примитивным образом привлечь к себе внимание окружающих. Видеокамера оказала на них гипнотическое влияние. Во время групповых обсуждений девочки непрестанно вертелись перед камерой, дурачились, приветственно махали руками и приводили в порядок свои прически. Не менее гипнотическое влияние оказала видеокамера и на мальчиков. Правда, в отличие от девочек, их поведение носило более эксгибиционистский характер. Стоя перед камерой, они выкрикивали: «Пред-став-ляем...», но на этом все и заканчивалось. Что именно они представляли, так и оставалось неизвестным.
Красование перед видеокамерой привело к появлению двух сюжетных тем: «Непристойных анекдотов» (4 постановки) и «Демонстраций» (3 постановки). Вначале отдельные участники довольно торопливо рассказывали анекдоты перед камерой. В конечном счете рассказы непристойных анекдотов и историй были формализованы, когда группа участников рассаживалась на стульях. Первый участник произносил несколько слов и останавливался. Затем другой участник добавлял несколько слов по теме, и так далее, пока анекдот, песня или история не заканчивались. Рассказывая анекдоты, они нередко сквернословили и называли друг друга «гомиками».



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Люси Джо Палладино. Как справиться с рассеянностью в XXI веке
  • Притча «Два дерева»
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Притча «Тень от дерева»
  • Круглый стол: Об опыте "живых" супервизий в обучении системной семейной терапии
  • Кривоногова Дарья Владимировна. Памятка для родителей 'Безопасность ребенка в быту'
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Штайнер Клод. Сказка про Пушистиков
  • Зауэр Г. Психосоматика. Юнгианский подход
  • К чему снится младенец
  • Арт-терапевтическая техника работы психолога с ребёнком. Реабилитация через рисунок
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Притча «Укрощение слонов»
  • Оклендер В. Гештальт-терапия ребенка, переживающего утрату
  • Притча «Дождь и солнце»
  • Панюкова Ксения. Убить Адаптивного Ребенка
  • Старкова Таисия Сергеевна. Как по рисунку определить, какие проблемы у ребенка.
  • К чему снится коляска
  • Матриархальная стадия. Три аспекта в отношениях матери и ребенка.
  • К чему снится ребенок?
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Притча «Сова и Солнце»
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • К чему снится дерево?
  • Советы психолога при выборе ребенка для усыновления
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Кейсмент П. Ненависть и контейнирование
  • К чему снится начальник
  • Грачева Лада Валентиновна. «Я сам»
  • Притча «Дерево, которое очень любило свои листья»
  • Базовая тревожность по Карен Хорни
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • К чему снится дочь
  • Созинова Инна Васильевна. Улыбка
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Роль детско-родительских отношений в формировании личности ребенка
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • К чему снится маленькая девочка
  • Притча «Старость может быть разная»
  • Адаптация ребенка к новым социальным условиям в детском саду
  • Трошина Светлана Николаевна. Семинар – практикум «Значение игрушки в жизни ребёнка»
  • Как опрашивать (интервьюировать) ребенка? Схема интервью с ребенком в индивидуальной психологии Альфреда Адлера.
  • Шахбанова Нурият Рабадановна. Сценарий занятия по экологическому воспитанию младших дошкольников «Что растет на елке?»
  • Тест «Автопортрет»
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • К чему снится рождение мальчика
  • Самсонова Галина Сергеевна. Записки воспитателя о работе с ребенком с расстройством аутистического спектра (продолжение).
  • ВАЛЕНТИНА АБАНЬКОВА. Консультация для родителей «Первые книги ребенка»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь