Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ.

Категория: Психология, Учебные пособия | Просмотров: 268312

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Подлинный интерес ученика к учебному предмету должен обусловливаться не внешней занимательностью. Подлинный интерес зависит от содержания учебного материала, когда ученики сознают, что знания, которые им сообщает учитель, пусть и лишены внешней занимательности, но имеют большое познавательное и практическое значение. Учитель специально подчеркивает это: «То, что я вам сейчас сообщу, может быть, и не слишком интересно но очень важно в жизни это постоянно вам будет нужно».
5. Важное условие воспитания внимания — труд школьников в школьных мастерских, межшкольных учебно-производственных комбинатах, учебных цехах предприятий, на фермах колхозов и совхозов. Строгий режим труда, определенный его распорядок, правильная организация рабочего места, необходимость точно исполнять указания инструктора мобилизуют внимание, приучают сосредоточиваться на работе.
6. Важно упражнять произвольное Внимание школьников (особенно младшего возраста), воспитывая их наблюдательность. Учить школьников наблюдать на уроке, дома в природе. Учить ребенка ориентироваться на улице соблюдая правила уличного движения.
7. Большое значение имеет общественное мнение класса. Коллектив должен быть организован так, чтобы весь класс работал внимательно, осуждал тех, кто отвлекается, работает невнимательно и мешает работать другим.
8. Наконец, учителю следует знать индивидуальные особенности внимания каждого ученика. Только тогда можно ставить определенные задачи по воспитанию внимания и устранению определенных недочетов у каждого ребенка. Надо знать причины, породившие недостатки внимания и постараться устранить их.

Вопросы для повторения

1. Что называется вниманием?
2. Расскажите о физиологических основах внимания.
3. В чем проявляется произвольное, непроизвольное и послепроизвольное
внимание в учебной деятельности школьников?
4. Охарактеризуйте основные свойства внимания.
5. Каковы основные пути воспитания внимания школьника?

Практические задания

Понаблюдайте за школьником во время уроков (или дома при выполнении домашних заданий) и ответьте на следующие вопросы:
1. При каких условиях у школьника длительно сохраняется внимание?
2. При каких условиях наступает быстрое отвлечение внимания?
3. Как внешне выражается внимание?

Опыты

1. Определите объем внимания у нескольких учащихся разного возраста (возьмите по 3 человека учащихся (I, V и VIII классов) и у нескольких ваших товарищей по группе. Выведите средние результаты по каждой из четырех возрастных групп, сравните их, сделайте выводы о возрастных различиях в объеме внимания. Для этого заготовьте 4 карточки, каждая не листе картона размером 30X20 см. На одной наклейте в горизонтальном ряду 8 простых картинок, изображающих различные предметы, на другой — столько же цифр (случайном порядке), на третьей — буквы (согласные, но так, чтобы из них нельзя было составить слогов), на четвертой — 5—6 трехбуквенных слов. Предупредив испытуемых о необходимости быть внимательными, быстро показывайте им поочередно каждую таблицу, примерно на 0,5 с. После показа каждой таблицы делайте паузу, чтобы испытуемый записал то, что ему удалось увидеть. Проверьте записи испытуемых и начинайте анализировать результаты.
2. С теми же испытуемыми проведите опыт на распределение внимания между двумя одновременно выполняемыми деятельностями, взяв различные уровни освоения деятельности. В качестве одной деятельности во всех вариантах может быть чтение наизусть хорошо знакомого стихотворения. Другая деятельность выступает в разных вариантах. Одновременно испытуемый должен: а) заштриховывать нарисованный на доске квадрат; б) выполнять физические упражнения (наклоны вперед — назад — вправо — влево); в) решать простейшие математические примеры (на сложение двузначных чисел); г) решать более сложные примеры (на умножение трехзначных чисел); д) подсчитывать постукивания, которые производит экспериментатор карандашом по столу (с различными временными промежутками). Необходимо следить, чтобы обе деятельности выполнялись одновременно. Почему по мере перехода от варианта «а» к варианту «д» одновременное выполнение двух деятельностей становится все более трудным делом? Каковы возрастные особенности распределения внимания?
3. С теми же испытуемыми проведите опыт на переключение внимания. Предложите испытуемым приготовленный на плотной бумаге квадрат (18X18 см), разделенный на 36 одинаковых квадратиков (3X3 см). В этих квадратиках в случайном порядке расположены 18 черных чисел от 1 до 18 и 18 красных чисел тоже от 1 до 18. Испытуемый должен попеременно называть и показывать черные и красные числа: черные — в возрастающем порядке (от 1 до 18), красные — в убывающем порядке (от 18 до 1). Счет и показ идет таким образом: «Черное 1, красное 18, черное 2, красное 17, черное 3, красное 16». И т. д. Учитывается время выполнения задания и количество ошибок. Проведите сравнение по этим двум показателям и установите возрастные особенности переключения внимания.



Раздел третий. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЛИЧНОСТИ
Глава VII. ОЩУЩЕНИЕ
§ 1. Понятие об ощущении
В процессе человеческой деятельности происходит познание окружающего мира, т. е. его отражение.
Каким же образом происходит отражение мозгом окружающего мира? Мозг непрерывно получает сигналы о том, что про исходит в окружающей действительности и внутри самого организма, сведения о предметах и явлениях окружающей среды и о состоянии внутренних органов тела. Предметы и явления отличаются различными свойствами, качествами, и отражение мозгом этих предметов и явлений невозможно без отражения их свойств и качеств. Простейший познавательный психический процесс — ощущение.
Ощущение — это отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, воздействующих в данный момент на мозг человека. При помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах и вкус окружающих нас предметов, знакомимся с производимыми ими звуками. Ощущения дают материал для других, более сложных психических процессов — восприятия мышления, воображения.
В. И. Ленин отмечал: «...материя, действуя на наши органы чувств, производит ощущение » «Иначе, как через ощущения, мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения Ничего узнать не можем... ». Это означает, что ощущения— результат воздействия окружающего нас материального мира на наш мозг через специальные нервные аппараты, о которых речь будет идти ниже. Ощущения — начальный источник всех наших знаний об окружающем мире. И действительно, люди слепые от рождения, никогда не смогут постигнуть, что такое красный или зеленый цвет, глухие от рождения — что такое звук человеческого голоса, пение птиц, шум водопада или чарующая мелодия скрипки.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Редактор. Воспитание внимания детей на занятии
  • Грибкова Н. Н. и Орлова Н.В. Игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста
  • Галат Оксана Анатольевна. Занятие психолога «Волшебная шкатулка памяти и внимания»
  • Федорова Алла Геннадьевна. Педагогический проект по самообразованию «Развитие внимания, памяти посредством дидактических игр»
  • Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2 –3 классы). Введение.
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Программа по коррекции и развитию внимания
  • Главный Редактор. Особенности внимания у младших школьников
  • Колесникова Е.В. Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 6-7 лет
  • Колесникова Е.В. Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 5-6 лет
  • Колесникова Е.В. Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 4-5 лет
  • Напалкова Елена Николаевна. Развитие внимания у дошкольников с нарушениями зрения
  • Науменко Людмила Васильевна. Пособие «Выложи по образцу»
  • Новикова Наталья Владимировна. Особенности работы в ДОУ с детьми с ЗПР, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  • Дещинская Нина Николаевна. Рекомендации для родителей на тему «Развитие у дошкольников внимания и памяти, как предпосылка успешного обучения в школе»
  • Баданина Елена Леонидовна. Развитие внимания посредством конструктивной деятельности у старших дошкольников
  • Чепикова Виктория Николаевна. «Плакса-вакса»
  • Ахвердиев Тофик Акберович. Психологическая диагностика школьников
  • Притча «С первого взгляда»
  • Аида Кабдешова. Развивающая программа 'Солнышко' для детей 5-6 лет
  • Лободенко Наталья Леонидовна. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАССЛАБЛЯТЬСЯ?
  • Развитие познавательных способностей учащихся. 2-3 КЛАССЫ
  • Притча «Повторяй!»
  • Адаптация первоклассников к школьному оцениванию
  • Умение убеждать и строить аргументацию.
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье учеников и личностные особенности учителя
  • Притча «Правильно и неправильно»
  • Колесникова Е.В. Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 3-4 лет
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Притча «Тест на способности продавца»
  • Притча «Падения в духовной работе»
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Марко Надежда Тарасовна. Использование настольных игр в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога
  • Маликова Наталья Александровна. Формирование саморегуляции у дошкольников
  • Четик М. Лечение ребенка с пограничным расстройством
  • Решение экономических задач в рамках школьной программы
  • К чему снится работа
  • Анализ особенности адаптации первоклассников в школе
  • Срисовывание картинки изображающей домик (Гуткина Н. И.)
  • Лазаренко Елена. 10 способов привлечь к себе внимание
  • Жаркова Л.Г. К здоровью ученика через здоровье учителя
  • Георгий Почепцов. Это не информационная экономика, а экономика внимания
  • Адаптация младших школьников к учебным требованиям и режиму
  • Шаманаева Альсия Кадеровна. Воспитание дружбы между детьми младшей группы.
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Психологическая программа развития познавательных процессов и речи для будущих первоклассников
  • Притча «В чём смысл жизни»
  • Притча «Значимость поступка»
  • неизвестно Вся дошкольная программа. Внимание. Память.
  • Комплексная методика «Определение когнитивной готовности детей к обучению в школе».



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь