|
Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52301
Автор: Леонова А.В., Чернышева О.В.
Название: Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Введение
Настоящей работой нам хотелось бы начать обсуждение вопроса о роли и ответственности конструкторов и операторов при создании и эксплуатации крупных промышленных установок. Некоторые направления технологаческого прогресса ставят нас в затруднительное положение, поскольку уже сейчас имеется достаточно доказательств того, что проблема надежности человеческого звена в сложных системах все более обостряется. Отчасти это происходит из-за того, что конструкторы, полагаясь на тренировки и инструкции в процессе эксплуатации системы, предпочитают отказываться от других возможностей приспособления машины к естественным возможностям человека. Тенденции в технологическом развитии, о которых я говорю, хорошо известны и часто обсуждаются в литературе. Но все-таки мы кратко остановимся на них» чтобы создать базу для последующего обсуждения. Общая тенденция развития индустрии заключается прежде всего в быстрой и непрерывной централизации, что означает рост размеров и сложности систем. Нарушения правил эксплуатации или ошибки, допускаемые при использовании больших установок, приводят к серьезным последствиям. Более того, при высоком уровне автоматизации процесса управления персоналу приходится маневрировать на узких дорожках, выбирая между большими потерями продукции и серьезной угрозой для оборудования и работников. Большие установки должны быть сконструированы и изготовлены таким образом, чтобы вероятность сбоя их работы была минимальной, а свобода действий операторов была жестко ограничена, и была обеспечена возможность строгого контроля за действиями персонала, В то же время в системе по-прежнему остается оператор, поскольку он отличается пластичностью, обучаем, может приспособиться к тонким нюансам работы. Благодаря этому оператору и удается выполнить свою важную функцию - "закрыть амбразуру1', компенсируя дефек-ьты работы разработчиков. Эти условия могут быть приняты только в том случае, если проект построен на основе системы критериев, учитывающих риск и некоторые базовые свойства человека. Меня беспокоит то, что объяснения самых крупных происшествий, которые имели место в промышленности из-за ошибок человека, часто строились на основе поверхностного анализа. В результате выдвигались требования перестроить систему, а администрации советовали 117 "лучше тренировать операторов и строже контролировать точность выполнения инструкций11. Нечего и говорить, что эти меры не могут решить проблему, тем более, что допустимая вероятность происшествий становится все ниже. Другая сторона технологического прогресса - быстрое возрастание уровня автоматизации управления производством, основанного на применении вычислительной техники. В результате - гигантский скачок в области автоматизации процессов управления запусками, оптимизацией технологических процессов и систем защиты. Часто утверждают, что по мере автоматизации операторы теряют чувство процесса, что особенно четко видно, когда вмешательство оператора становится необходимым из-за отказов оборудования, Я не убежден, что совершенствование и тренировка навыков, необходимых для управления процессом в нормальных условиях., будет способствовать успешным действиям оператора в тех редких случаях, когда ситуация требует импровизации. Чтобы убедиться, что у оператора достаточно знаний для понимания того, как функционирует система в отличающейся от нормы ситуации, следует изменить структуру задачи и условия его труда. Еще одна проблема состоит в том, что высокие уровни автоматизации требуют от разработчика создания большого числа систем управления различными функциями. Это приводит, по крайней мере, к даум важным последствиям. Во-первых, оператору трудно понять все детали функционирования системы, поскольку об особенностях ее работы нельзя судить только на основе знании о физическом устройстве. Необходимо знать и помнить те решения, которые были приняты в ходе разработки системы. Во-вторых, операторы и конструкторы часто оказываются в ситуации, когда они должны определить, кто виноват в происшедшем и распределить ответственность, что часто становится причиной конфликта. Поэтому в тех случаях, когда интерес общественности к безопасности промышленной установки велик и требования к персоналу резко возрастают,.но при этом не поддаются точному определению, важно вновь обратиться к понятию "ошибка человека". Необходимо вспомнить о его значении для определения стратегии проектирования и разработки систем* Ошибки человека По сравнению, с техническими составляющими системы человек-оператор имеет определенные особенности, которые требуют тща-тельного анализа, чтобы убедиться в том, что существующее в настоящее время отношение к ошибкам человека разумно и обосновано. Как определить ошибку и вину человека? По сутит они определяются как причины невыполнения задач. Если система функционирует ниже допустимого уровня, то, чтобы установить подлинную кар- 118- тину происшествия, необходимо пройти по причинно-следственной связи в обратном порядке. Как далеко следует вернуться назад, если причину все-таки не удается установить? Обычно поиск прекращается тогда, когда удается найти одно или несколько изменений, которые известны и поэтому могут служить объяснениями происшествия и использоваться для коррекции найденных изменений. В случае технического сбоя повреждение обычно рассматривается на уровне того элемента, который может быть заменен. Однако повреждение-компонента не всегда может считаться объяснением, например если сбой происходит слишком часто или когда он носит перемежающийся характер. Тогда поиск продолжают обычно до тех пор, пока не будет определена внешняя причина нарушения функционирования системы. Можно дать следующее определение повреждений системы - это причина отклонения от стандарта, В этом случае допустимо движение по цепи причинных связей в обратном направлении от происшествия, Оно приемлемо как знакомое и потому разумное объяснение; пути исправления положения известны. По всем этим вопросам у человека-оператора неудачная позиция. При выяснении причин события обычно не удается исключить из рассмотрения человека, прежде всего, из-за его сложности. Как минимум, в каждом конкретном случае необходим тщательный анализ условий его труда компетентным специалистом в области психологии труда. Однако они редко привлекаются к проведению таких расследований. Кроме того, принято считать, что именно человеку свойственно ошибаться. Наконец человеку всегда можно приказать повысить качество исполнения. Образно говоря, ошибки человека можно сравнить с нерегулярными сбоями в работе электронной системы. Для объяснения последних часто придерживаются принципа детерминизма и стараются отыскать внешние причины, например шумовые помехи. От шума необходимо избавиться или защитить оборудование от его влияния- Если речь вдет о человеке, необходимо изменить условия труда так, чтобы они лучше соответствовали возможностям и особенностям человека. Swain еще в 1972 году критиковал традиционные программы повышения мотивации, но мы и сейчас еще можем убедиться в том, что административные органы, ответственные за безопасность, по-прежнему требуют от операторов строгого выполнения заученных процедур. Если не рассматривать эмоциональных или юридических аспектов вины человека, то нам ничего не остается, кроме как остановиться на дилемме: нарушение в работе системы может вызываться либо ошибкой человека, либо несоответствием между человеком и машиной вследствие неправильного проектирования. Однако вместо этого можно рассмотреть возможность уменьшения числа несоответствий путем адекватного проектирования условий труда и эффек- 119 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|