Талайко С.В. Психология личности. Курс лекций.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 32193

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Избалованные или испорченные дети также испытывают трудности в развитии социального интереса и способности сотрудничать с другими людьми. Они теряют уверенность в своих способностях, потому что другие всегда делали за них то, что они могли бы сделать сами. Вместо того чтобы взаимодействовать с другими, они предъявляют односторонние требования к друзьям и семье. Социальный интерес у них обычно минимален, и, как обнаружил 1 Адлер, избалованные дети чаще всего не испытывают особенно теплых чувств к своим родителям, которыми хорошо манипулируют.
Заброшенность - третья причина, которая может осложнить развитие ребенка. Заброшенные или нежеланные дети не знали любви, не видели сотрудничества в своем доме, и поэтому им необыкновенно трудно развить в себе эти качества. У таких детей нет уверенности в своей способности приносить пользу и завоевать признание и уважение окружающих. Вырастая, они обычно становятся холодными и жесткими людьми.
Черты нелюбимых детей в их наиболее развитой форме можно наблюдать, изучая биографии всех величайших врагов человечества. Здесь сразу бросается в глаза то, что, когда они были детьми, с ними плохо обращались взрослые. Поэтому они развили в себе жесткость характера, зависть и ненависть; они не могут выносить, когда другие счастливы.
В результате органической неполноценности, избалованности и заброшенности у детей часто возникает искаженный взгляд на мир, а это порождает жизненный стиль неудачника. И снова Адлер подчеркивает, что это не реальный "опыт" детей, а их восприятие и выводы, которые они извлекают из своего опыта и которые определяют путь, избираемый ими в жизни.
Основные выводы:
Теории Адлера явились сильным толчком для развития гуманистической психологии, психотерапии и теории личности. Многие из его концепций были восприняты другими школами. Выделение Адлером социального интереса сделало психотерапию гораздо более социально-ориентированной. Из его работы с осознанными, рациональными процессами возникла первая эго-психология.
1. Важнейшим вкладом Адлера в современную психологию является доказательство значения несексуальных факторов в окружающем мире, единства личности, роли власти и агрессии в человеческом поведении, а также понятие комплекса неполноценности.
Адлер подчеркивал уникальность каждого человека и важность понимания того, что личность - единое целое, включенное в социальную систему.
Покорение своего окружения является приоритетной задачей для личности, но это стремление уравновешивается социальным интересом, или чувством общности и сотрудничеством. Как и в бихевиоризме, понятия в психологии Адлера привязаны к конкретному, реально существующему поведению. Акцент делается на доступном для наблюдения поведении и следствиях из него.
Индивидуальная психология занимается отношениями между человеком и окружающей средой, а истечением процессов, происходящих глубоко внутри психики. Практически любой прогресс есть результат стараний личности компенсировать органическую неполноценность или чувство неполноценности, и эти старания лежат в основе наиболее значительных достижений человечества.
Стремление к власти - фундаментальное стремление человеческой души. Более поздняя формулировка этого принципа - стремление к превосходству, здесь учитывается роль развития и творческого роста.
Эволюционный процесс осознанного приспособления к окружающему миру - основа стремления личности к совершенству или наиболее эффективному управлению окружающей средой. Цель достижения превосходства или совершенства подвигает здоровую личность стремиться к постоянному развитию и росту. Такое стремление позитивно, если включает социальный интерес и заботу о благополучии остальных. Оно негативно, если сосредоточено на желании личного превосходства путем преобладания над другими.
Цель каждого человека - стать ценной и значительной личностью. Важнейший закон жизни состоит в том, что ощущение человеком ценности своей личности не должно уменьшаться. Поведение определяется индивидуальной концепцией мира. Обсуждать и лечить психологические и эмоциональные проблемы нужно в контексте жизненных целей и жизненного стиля личности. Единый жизненный стиль человека проявляется в любой черте его поведения и в любом симптоме.
Способность к творчеству, т. е. способность формулировать как цели, так и способы их достижения, - основа личности. Жизненная цель обеспечивает последовательную организацию жизни человека: это его творческий ответ окружающему миру.
Чувство общности, или социальный интерес, - это чувство принадлежности к более крупному социальному целому и привязанности к семье, окружению, обществу и человечеству. Сотрудничество - ключевая составляющая социального интереса. Чувство неполноценности может быть преодолено только через активное участие человека в жизни других людей в качестве полезного и ценного члена общества.
Корень неадаптивных и невротических стилей жизни - неумение сотрудничать и, в результате, ощущение неудавшейся жизни и собственной несостоятельности.
Здоровая личность взаимодействует с другими, для нее характерен сильный социальный интерес и конструктивное стремление к превосходству.
2. Любой невроз - это попытка достичь ощущения состоятельности и преодолеть чувство неполноценности. Неврозы изолируют человека, они уводят его от взаимодействия с обществом и от решения проблем реальной жизни. Чтобы вылечить невроз, терапевт должен помочь пациенту полностью изменить свою ориентацию, направить пациента обратно в общество.
3. Те люди, которым недостает уверенности в своей способности эффективно и конструктивно взаимодействовать с другими, ищут личного превосходства. Чувство неполноценности в этом случае преобладает.
4. Более важно понять последствия поведения человека, чем его внутренние переживания. Настоящее постижение человеческого характера - это не просто абстрактное знание, а понимание, воплощенное в конструктивное действие.
5. Ядро всех психологических проблем - забота о себе вместо заботы о других.

Ключевые понятия в теории А. Адлера: Апперцепция. Комплекс неполноценности. Жизненная цель. Жизненный стиль. Органическая неполноценность. Схема апперцепции. Социальный интерес.
Литература:
1. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования/Пер. С англ. М.С. Жамкочьян под ред. С. Магуна. - М.: Аспект - Пресс, 2001. - 607 с.
2. Фрейджер Р., Фейдмен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. - 864 с.
3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997.

Дополнительная литература:
1. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии, М.: НПО "Прагма", 1993. 175 с.
2. Блюм Дж. Психоаналитические теории личности: Пер. с англ. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга. - 1999. - 224 с.
3. Мадди Сальваторе Р. Теории личности: сравнительный анализ/Пер. с англ. - СПб.: Издательство "Речь", 2002. - 539 с.
4. Тайсон Т., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. - Екатеринобург, 1998. - 528 с.
5. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. Т. 1, 2. - М.: Прогресс, 1996.
6. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.
7. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.




Лекция 11. Когнитивное и социально - когнитивное направление в психологии личности

План лекции:
1. Теория личных конструктов Дж. Келли.
1.1. Основные понятия.
1.2. Репертуарный тест ролевых конструктов (Реп-тест).
1.3. Когнитивная сложность-простота.
1.4. Психологический рост.
2. Теория поля К. Левина.
2.1. Основные понятия.
2.2. Психологический рост.
2.3. Некоторые исследования: незавершенных действий; замещающих действий; забывания намерений; фрустрации; стилей лидерства.

1. Теория личных конструктов Дж. Келли.
1.1. Основные понятия.
В теории Дж. Келли ключевое структурное понятие, описывающее человека как ученого, - это понятие личного конструкта. Конструкт - это способ конструирования, или интерпретации, мира. Это понятие, которое использует индивид, чтобы разнести события по категориям и наметить курс поведения. По Келли, человек предвосхищает события, наблюдая за их паттернами и повторами. Человек переживает события, интерпретирует их, структурирует и наделяет их значениями. Переживая события, индивид замечает, что некоторые события имеют общие характеристики, которые отличают их от других событий. Индивид различает сходства и контрасты. Он наблюдает, что одни люди - высокие, а другие - низкие, что одни люди - мужчины, а другие - женщины, что есть вещи твердые, а есть - мягкие. Именно это конструирование сходства и контраста и формирует конструкт. Не будь конструктов, жизнь была бы хаотична.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 11 класс. История. 2018 г.
  • Ткачёва М.В. Алгебра и начала математического анализа. Тематические тесты. 11 класс. (базовый и профильный уровни)
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 6 класс. Математика. 2018 г.
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 6 класс. Математика. 2018 г.
  • Внутрипсихический конфликт с позиции Курта Левина
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 6 класс. География. 2018 г.
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 6 класс. География. 2018 г.
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 5 класс. Математика. 2018 г. ( образец; варианты )
  • неизвестно. ВПР. Всероссийская проверочная работа 7 класс. Математика. 2021 г. (образец, варианты)
  • Зубарева И.И., Лепешонкова И.П. Математика 6 класс. Тетрадь для контрольных работ
  • Закономерности психических систем
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 11 класс. Немецкий язык. 2018 г.
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 11 класс. Французский язык. 2018 г.
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 11 класс. Английский язык. 2018 г.
  • Возможны ли волевые решения? Эксперимент Либета
  • К чему снятся часы
  • К чему снится секс?
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Как действует приворот
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 6 класс. Русский язык. 2018 г.
  • неизвестно. ВПР. Всероссийская проверочная работа. 11 класс. Биология. 2021 г. ( образец; варианты )
  • Внутрипсихический уровень проблемы. Психологические защиты
  • Эбич А. В. Применение методик транзактного анализа для дифференцированного назначения биологически активных добавок
  • Самый быстрый приворот
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 6 класс. Биология. 2018 г.
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 6 класс. Биология. 2018 г.
  • Прист С. Теории сознания.
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Диагностика сформированности приемов учебной деятельности детей дошкольного возраста. Методика "Рисование по точкам" (А.Л. Венгер - 1981)
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 5-й класс. Биология. 2018 г. ( образец; варианты )
  • неизвестно Всероссийская проверочная работа. 5 класс. История. 2018 г. ( образец; варианты )
  • Ирлан Шабельников. «Аффективное имя» как «волшебное слово» в понимании бессознательного.
  • Отворот от любовницы - последствия для жены
  • Тренинг развитие навыков целеполагания у подростков. Часть 1
  • Любовь Кириллова. Негативные переживания: что делать, если вам плохо на душе?
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Сколько действует приворот?
  • Марон Е.А. Физика. 11 класс. Опорные конспекты и разноуровневые задания
  • неизвестно ЕГЭ 2020. Математика. Профильный уровень. Типовые тестовые задания. 10 вариантов заданий.
  • Притча «Задания и просветление»
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Развитие мотивационной сферы, действий, самоконтроля. ЗАНЯТИЕ 17
  • Как вызвать любовь с помощью фотографии?
  • Под ред - Ященко И.В. ЕГЭ 2015. Математика. Типовые тестовые задания. Базовый уровень. Под ред - Ященко И.В.
  • Притча «Бесстрастие»
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • К чему снится есть мороженое
  • Приворот белой магии



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь