|
Акимова Л. Н. Психология сексуальности.Категория: Библиотека » Сексология | Просмотров: 53542
Автор: Акимова Л. Н.
Название: Психология сексуальности. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке привлекательным, чем легко доступное.
Участие детей в таких играх является, по-видимому, универсальным явлением, хотя имеющиеся исследования (основанные главным образом на анализе воспоминаний) не подтверждают его столь широкой распространенности. Так, например Кинзи утверждает, что только 45% взрослых женщин и 57% мужчин вспоминают об участии в тех или иных сексуальных играх в примерно двенадцатилетнем возрасте. Согласно более позднему исследованию, 61% опрошенных студентов колледжей — сообщили о наличии того или иного опыта сексуальных отношений с другими детьми до тринадцатилетнего возраста. Представление Фрейда о периоде скрытой сексуальности в позднем периоде детства — времени, когда сексуальные интересы и импульсы сменяются несексуальным поведением и интересами — в настоящее время не разделяется многими сексологами. По мнению Мани (1980) — это просто период сексуальной стыдливости и осмотрительности, когда сексуальным играм дети предаются тайком. Перекрестные культурологические исследования однозначно показывают, что в обществе, допускающем сексуальные упражнения детей, такие игры продолжаются и нередко становятся более частыми именно в предподростковом возрасте (Marshall, Suggs, 1971). Сексуальный опыт 6-7- летних и детей более старшего возраста может быть неупорядоченным и не столь существенным, как другие события их жизни, но тем не менее может вбирать в себя весь набор возможных сексуальных действий, вплоть до попыток полового сношения, иногда успешных. Дети занимаются мастурбацией в одиночку или в гетеросексуальных и гомосексуальных парах и группах, отмечены сексуальные игры с животными и предметами, а также случаи орального и анального секса (Gadpaille, 1975; Martinson, 1981). Нет сомнения, что к восьми-или девятилетнему возрасту дети уже осведомлены об эротическом элементе таких форм поведения, поэтому неправильно рассматривать их только как «игру». Половое возбуждение есть нечто большее, чем побочный продукт такого целенаправленного поведения. Это не случайное явление — дети настойчиво стремятся достигнуть эротического возбуждения, которое может сопровождаться сексуальными фантазиями или привести к влюбленности (Gadpaille, 1975; Tennov, 1979; Money, 1980). Многие родители не знают, что гомосексуальные игры детей (так же как и гетеросексуальные) служат нормальным элементом их развития. Гомосексуальные игры отнюдь не всегда приводят к гомосексуальности после взросления, что не мешает многим ро- 113 дителям беспокоиться, наблюдая их. Проявления детского сексуального экспериментирования имеет важные последствия для развития способности к психосексуальной адаптации в зрелом возрасте (Broderick, 1968; Gadpaille, 1975; Martinson, 1976; Money, 1980). В возрасте с 7 до 12 лет происходит формирование стереотипа полоролевого поведения. В этом периоде происходит выбор половой роли (мужской или женской), которая соответствует психическим и физическим особенностям ребенка и идеалам представления о мужественности (маскулинности — то есть, черт поведения, присущих мужскому полу) и женственности (фемининности — то есть, черт поведения, присущих женскому полу). От правильного полоролевого поведения родителей во многом зависит формирование соответствующей половой роли у ребенка. Если мать женственная, мягкая, эмоциональная, ласковая, а отец — сильный, решительный, мужественный, — то у ребенка складывается правильное представление о половой роли и поведении. Но если мать властная, деспотичная, требовательная, скупая на эмоции, а отец — мягкий, подчиняемый, ласковый, — то у дочери может сформироваться маскулинное поведение — то есть, приобретение некоторых черт, присущих мужскому полу, а у сына — фемининное — то есть, черты поведения, свойственные женскому полу. В общении со сверстниками апробируется (утверждается на практике) выбранная ребенком половая роль. Девочки с правильной половой ролью в играх избирают роль «жены», «невесты», «дочери», «сестры», мальчики играют «мужскую», доминирующую роль — «отца», «сына», «жениха», «брата». В этих играх выбранная ребенком половая роль закрепляется. Например, в танцах мальчик с правильной половой ролью играет роль партнера и «ведет» свою партнершу. Помимо полоролевых игр, полоролевое поведение ребенка отражается и в других играх. Мальчики предпочитают подвижные, силовые, «мальчишеские» игры — «казаки-разбойники», «в войну», «царя горы», «в террористов» и прочие, девочки — в «куклы», «классики», «скакалки». В школе, где детей четко разделяют по полу и противопоставляют друг другу, закрепляется их правильная половая роль и полоролевое поведение. Возрастают требования к мужественности и женственности, что почти полностью исключает компромиссы в выборе половой роли. Формирование психосексуальных ориентаций (направленности 114 влечения на представителя противоположного или своего пола) происходит в возрасте 12—26 лет. В этом возрасте происходит пересмотр привитых родителями корм и правил, своего положения в семье. Подросток стремится избавиться от навязанных ему родителями стереотипов поведения, стремится к самостоятельности, самоутверждению, независимости (эмансипации). Формирование представление о мужественности у мальчиков или женственности у девочек уже не под влиянием родителей, а под влиянием сверстников. Авторитет и влияние родителей уменьшаются, но параллельно этому возрастает влияние сверстников. Основными проявлениями поведения являются подражание сверстникам и другим взрослым, которых подросток считает своим идеалом (реакция имитации), стремление общаться преимущественно со сверстниками в компании, группе (реакция группирования со сверстниками). Психосексуальная ориентация в норме — гетеросексуальная, то есть, направлена на человека противоположного пола. Может быть гомосексуальная ориентация — то есть, направленная на человека своего пола. Бисексуальная ориентация — наличие сексуального влечения к представителям обоего пола. При нормальной психосексуальной ориентации подростка формируется определенный эталон объекта влечения и индивидуальные особенности — внешний вид, телосложение, поведение. Образ идеальной партнерши первоначально ориентирован на внешние признаки и является сплавом эротически значимых для него качеств, но подросток или юноша может влюбиться в девушку, похожую на его идеал не по всем, а только по нескольким признакам. Упрочение установки происходит в эротических гетеросексуальных контактах — танцы, объятия, поцелуи, телесные ласки. При задержке психосексуального развития, а особенно в сочетании с психическими отклонениями подростка при трудностях в установлении межличностных контактах и снижении способности к общению половое влечение может реализоваться извращенным способом — половыми сношениями с животными (зоофилия) или направлено на определенный предмет (фетиш) и реализоваться только в присутствии этого фетиша (фетишизм). Если влечение подкрепляется оргазмом, то в последующем выбор объекта сексуального влечения может закрепиться, и сексуальное извращение становится стойким, переходя уже во взрослый возраст. Отклонения в психосексуальном развитии, по критерию его динамики, могут быть выраженными (явными) и невыраженными (неявными). К выраженным относятся: 1) нарушения по темпам — выраженные задержки психосек- 115 суального развития или его ускоренный тип. Данные нарушения могут быть связаны с гормональными и иными соматическими (опухолевыми) процессами; 2) нарушения на различных этапах психосексуального развития: — нарушения полового самосознания — транссексуализм, трансвестизм; — нарушения стереотипа полоролевого поведения — гиперролевое поведение у девочек (подчиняемость, конформность, пассивность), а также трансформация полоролевого поведения у девочек (подчеркнуто дружеские, неэротичные отношения с мальчиками); — нарушения психосексуальных ориентации — в том числе гомосексуализм у девочек. Однако в реальной жизни такие варианты поведения встречаются достаточно редко. Эти нарушения очевидны родителям и воспитателям. По мнению Д.Н. Исаева (1986), «отклонения психосексуального развития в детском и подростковом возрасте, можно, как правило, называть, лишь условно-сексуальными, истинными же их следует расценивать при наличии других более очевидных сексуальных отклонений». В случае неявных, невыраженных отклонений, уместнее было бы пользоваться терминами «гармоничное»/» дисгармоничное» психосексуальное развитие. Для оценки гармоничности/дисгарноничности психосексуального развития (Либих С.С, 1990) выделяет еще 2 дополнительных критерия. 1. Достаточная осведомленность, адекватная информирован ность в вопросах сексуальной жизни, соответствующая уровню психосексуального развития. К возрасту наступления менархе (приблизительно 11-14 лет) девочка-подросток должна быть доста точно информирована в вопросах анатомии и физиологии пола (анатомические особенности юноши и девушки, возраст наступле ния менструаций, репродуктивная функция, гигиенические меро приятия). По достижении эротической стадии этапа формирования психосексуальных ориентации (приблизительно после 14 лет) де вочка должна быть информирована об эротической и сексуальной сторонах половой жизни — значимости любовных и сексуальных отношений для человека, анатомии и физиологии полового акта, о «безопасном сексе», последствиях ранней половой жизни, контра цепции, особенностях проявления женской сексуальности. 2. Наличие (или отсутствие) некоторых иррациональных пси хологических установок и социальных штампов поведения, ка сающихся проявлений сексуальности («оргазм для женщины не 116 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|