Под редакцией Копытина А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала».

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 49376

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

поведенческого благополучия, представляющий собой набор из девяти вопросов, позволяющих оценить следование респондентов здоровым или патологическим ролям.
В дополнение к методам оценки «качества жизни» использовались углубленные открытые вопросы, направленные на оценку личного опыта исцеления и оздоравливающих эффектов участия в исцеляющих ритуалах. Ответы на эти открытые вопросы качественного характера кодировались на основе оценки их содержания.
Для того чтобы оценить возможные психодинамические изменения, происходящие у вовлеченных в группы духовного целительства респондентов, была использована проективная методика «Карточный тест мандалы», разработанная на основе юнгианской практики рисования манцал Джоанной Келлогг (Kellogg, 1978). Методика предполагает комбинирование набора символов с цветом. Данные символы коррелируют с определенными личностными свойствами и психическим состоянием респондентов (Di Lеo, Grof and Kellogg, 1977; Kellogg, Mac Rae, Bonny, Di Lеo, 1977; Kellogg, 1978; McRae, 1980; Buch, 1988). Тест позволяет определить индивидуальные психологические тенденции на уровне разных форм когнитивных процессов и психических состояний. В контексте ритуального целительства эти тенденции могут иметь определенную связь с переживанием исцеления (Csordas, 1983; Fischer, 1975, 1976).
Карточный тест мандалы основан на конструкте, названном Большой Круг Мандалы, отражающем прохождение индивидом двенадцати психодинамических стадий развития (Kellogg, 1978, 1986). Анализ и интерпретация результатов тестирования построены на данном конструкте.
Использованный нами вариант карточного теста мандалы состоит из набора карт с изображением различных символов, а также набора цветных карт. После заполнения опросников респонденты должны были выбрать по четыре наиболее привлекательных для них карты с изображением символов и подобрать к ним цветные карты.

Анализ результатов

Общими вопросами, на которые мы стремились ответить в нашем исследовании, являлись следующие: в какой мере заявления респондентов об исцелении связаны с изменениями индикаторов физического
- 121 -
и психического здоровья и состояния сознания? Для того чтобы оценить эту связь, использовался перекрестный анализ, предполагавший учет распределения индикаторов в разные моменты времени, а также количественное сравнение результатов измерений. Поскольку различия между двумя типами групп духовного целительства, действующими в районе г. Балтимора — христианскими харизматическими группами и «нью-эйдж» группами, описанными нами ранее (Glik, 1986, 1988), — были несущественны, мы изучали общую выборку, состоящую из респондентов, представляющих разные типы групп. Это было связано с предположением, что изучаемые нами процессы происходят независимо от идеологических, организационных и ритуальных различий между группами.

Результаты исследований

Возраст респондентов колебался от 35 до 65 лет, 40 % из них были либо холостыми, либо разведенными; большинство из них были белыми и принадлежали к среднему или рабочему классу. Среди респондентов было вдвое больше женщин, чем мужчин, тем не менее достоверные различия между мужчинами и женщинами были выявлены лишь по ограниченному числу индикаторов состояния здоровья (Glik, 1986). Состояние здоровья подавляющего большинства респондентов оценивалось как среднее для их возрастной группы. У определенного процента респондентов были выявлены лишь хронические или связанные со стрессом заболевания. Менее чем у семи процентов респондентов имелись тяжелые заболевания или терминальные состояния.
Во время второго и третьего интервью респондентов спрашивали о достигнутом с момента первого интервью и связанном с ритуалами духовного целительства улучшении состояния. Эти вопросы были ориентированы на выявление исцеляющего эффекта в целом и не касались каких-либо специфических проблем. Подсчитывался средний показатель положительных ответов на этот вопрос во время второго и третьего интервью, отражающий общий уровень исцеления за период исследования.
- 122 -

Таблица 1
Уровни исцеления в группе респондентов (N - 170)

N %
Отсутствие исцеления (0) 13 8,1
Очень слабое исцеление (1) 10 6,3
Слабое исцеление (2) 22 13,7
Частичное исцеление (3) 44 27,5
Почти полное исцеление (4) 39 24,4
Полное исцеление (5) 32 20,0
Средний показатель = 2,96

Как видно из таблицы 1,13 респондентов (8,1 %) заявили об отсутствии какого-либо исцеления; 10 респондентов (6,3 %) заявили, что исцеление было очень слабым; 22 респондента (13,7 %) ответили, что исцеление было слабым; 44 респондента (27,5 %) отметили частичное исцеление; 39 респондентов (24,4 %) отметили эффект почти полного исцеления и 32 респондента (20 %) констатировали эффект полного исцеления.
Результаты мультивариативного анализа (MANOVA) показателей качества жизни в разные моменты времени, выступавших в качестве зависимых переменных и показателей исцеления, выступавших в качестве независимых переменных, представлены в таблице 2. Представленные в таблице 2 данные показывают, что различия в показателях качества жизни между респондентами, констатировавшими исцеление, и теми, кто отрицал эффект исцеления, были значимыми и касались показателей тяжести заболевания, физического и поведенческого благополучия. Таким образом, отметившие эффект исцеления лица имели лучшие показатели физического здоровья и здорового поведения. В то же время существенных различий в показателях психического здоровья между теми, кто констатировал эффект исцеления, и теми, кто его отрицал, отмечено не было.
- 123 -

Таблица 2
Результаты мультивариативного анализа показателей состояния здоровья



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Штайнер Клод. Сказка про Пушистиков
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Грачёва Т.В. Способность видеть сны в психотерапии и в психоанализе. Влияние сновидений на развитие символического мышления и переноса
  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой
  • Дан М. Вариации в технике когнитивно-аналитической терапии серьезно нарушенной пациентки
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Мозговые центры религиозной веры
  • Дубровская Е.В. Психолог и клиент: создание пространства. Из опыта работы в Онкоцентре
  • Ягнюк К.В. Техника лечения разговором или отличительные особенности психоаналитической психотерапии
  • Редактор. Что делать с непослушными детьми?
  • Логинова Галина Анатольевна. Мастер — класс «Мандала своими руками» (презентация)
  • Татьяна Бахтиозина. Верь в себя! - Психология успеха
  • Игра «Разотождествление».
  • Шиморянова Елена Николаевна. Готовность ребенка к школе.
  • Кэхеле Х. Сны Амалии - последовательности сновидений как инструмент процессуального анализа
  • Формирование представления о себе. ЗАНЯТИЕ 6
  • Ложь о своих чувствах вызывает желание помыться
  • Лаберж Стивен, Рейнголд Ховард - Исследование мира осознанных сновидений
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Шарфф Д.С. Игры с детьми в детской психотерапии
  • Форрест Линн. Три лица жертвы - Треугольник Карпмана
  • Хамитова И.Ю. Об использовании командной работы в системной семейной психотерапии
  • Гавайн Шакти. Созидающая визуализация.
  • Притча «Тень жизни»
  • Журавский Олег. Карта на каждый день
  • Фролова Н. М. Из опыта работы с картами Симболон.
  • Бретт Блюменталь. Путь к успеху. Как научиться принимать решения и побороть нерешительность
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Котельникова Анна. Как начинать работу с картами
  • Льюис П. Объектные отношения и психология самости в психоаналитической танцевально-двигательной терапии
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Притча «Хватит ждать!»
  • Притча «Зеркало»
  • Эго; Ego; Ich
  • Притча «Хвастливый бай»
  • Притча «Рядом с нами весь мир»
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Георгий Почепцов. Семиовойны: семиокапитализм и семиокоммунизм
  • К чему снится подруга?
  • К чему снится розовый цвет
  • Притча «Фиалка»
  • Притча «Любимец Дэвид»
  • Притча «Принц, который потерял свои желания»
  • Каким способом можно сделать отворот себя от парня?
  • Оценка уровня тревожности и предрасположенности к неврозу родителей ребенка (А.И.Захаров)
  • Притча «Жизнь одного Ангела»
  • Вероника Хацкевич. Как найти свое призвание или «Чего хочу — не знаю»
  • Стивен Айзенстат. Дримтендинг. Метод исцеления сновидениями
  • Конфликт. Эффективное разрешение конфликта



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь