Баскаков В.Ю. СВОБОДНОЕ ТЕЛО. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 21046

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Свободное тело
Межличностные границы
Третья граница, к которой мы обратимся — это межличностная. Концепция индивидуальной вариативности того, что называется близостью и ди-станцированностью разрабатывалась Холлом (Hall, 1966). Холл изучал различие норм безопасности, уважения и беспокойства для разных культур. Мы обратим такое же внимание на новое для нашей культуры осознавание, переживание и выражение отношения к телу в терапевтическом процессе. Часто при это клиент начинает осознавать свою чувствительность к межличностным границам, что для него ново и, порою, неудобно. Чрезвычайно важно руководить процессом так, чтобы окружение клиента было терапевтически безопасным.
Безопасность
Природа телесной психотерапии довольно интимна, и это довольно непривычная в терапевтическом контексте интимность. Клиент может получать массаж, лечиться хиропрактикой или физиотерапией. Внимание к телу при психологическом лечении может быть непривычно. Для установления подходящего терапевтического раппорта обычно необходимо больше, чем при других терапевтических подходах объяснять клиенту теоретическую и практическую природу происходящего процесса.
Необходимо обратить внимание на то, что обсуждалось выше, чтобы не произошло никакого нарушения телесных границ, как они воспринимаются клиентом (здесь необходим опыт работы). Следует обратить внимание на то, как оно скажется на переносе. А сам тип произошедшего переноса терапевт сможет определить по тому, как это повлияло на клиента.
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 195
Бесценно постоянное стремление терапевта к совершенствованию навыков практики телесной терапии. Первостепенное значение имеет проявление должного уважения в лечении. В сфере телесной терапии есть множество добросовестно настроенных терапевтов, интуитивно выбравших для себя разные подходы. Некоторые из них работают великолепно. Когда мы говорим о разработке руководства по защите общества, нам нужно обращаться не к этим исключениям, а надежному обоснованию теории и практики. Для вербальных терапевтов физическая и межличностная граница, естественно, имеют значение, но мало обращается внимание или не уделяется вообще рассмотрению энергетических границ. Авторы считают, что и телесные и вербальные терапевты равным образом зачастую вовлекаются в энергетический контакт слитного типа и даже не подозревают об этом.
Терапевт должен ощущать этическую ответственность и обладать опытом, чтобы задуматься об этом. Без тщательной и хорошо развитой под надлежащим руководством базы в этой области терапевт может невольно совершить неэтичный поступок, несмотря на свои добрые намерения.
Личные частные соображения
Цель этого раздела — дать более полную картину рабочих проблем, имеющих теоретическое, практическое и этическое значение. Эти практические соображения станут предметом будущей статьи авторов.
Чтобы работать эффективно, терапевт должен развивать способность действовать в подходящей манере. Этот раздел иллюстрирует 2 модели воздействия, которые могут вызвать дистресс вслед-
196
Свобод
ное тело
ствие гого, что это воздействие будет чрезмерное/ поспешное и недостаточное запоздалое. Эти примеры предназначеты тому, чтобы служить частичным напоминанием для практикующих телесных терапевтов о некоторых теоретических и практических дилеммах в такого рода терапии. Они также предназначены тем профессионалам, которые не используют соматического подхода и которые заинтересованы в более конкретных примерах того, какого рода соображения могут возникнуть при телесной психотерапии
Чрезмерноепоспешное
Работая с клиентом по телесно-ориентированному подходу, терапевт может легко истощиться. Клиенты не привычны к эффектам, которые могут появиться, если они станут иначе дышать, позволят пальпировать или определенным образом надавить на свои мышцы. Клиентам привычнее результаты размышлений, зрительных представлений и разговоров Когда мы занимаемся тем, что относительно мало знакомо клиентам, то у них нет обычного ощущения уместной и здоровой защиты. Это позволяет им соскользнуть в непривычное состояние сознания, выйти на посттравматический шоковый опыт или впасть в регрессию в отношении старых больных мест, не имея адекватной внутренней опоры для разрешения этих проблем. Если клиент, в ходе терапевтического процесса не получит такого доступа к ресурсам, то тогда терапевту надлежит еще более осознанно относиться к возможным негативным последствиям любого воздействия на ощущение самости клиента.
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 197
Использование приемов глубокого дыхания порою может привести к замечательному ощущению благополучия, вывести на более глубокий уровень интуиции и чувство духовной связи. Такое же воздействие, примененное к другому клиенту или к тому же клиенту, но на другом этапе терапии может привести к разрушению ресурсов. Таким образом, строить дорогу к психике — зачастую означает сбегать в трансперсональную сферу от необходимости действовать, постоянно думая и опираясь на реальность.
Недостаточное/запоздалое
На другом полюсе находятся недостаточные или запоздалые воздействия или стимулы. Например, когда клиенты осознают то, что происходит с их телом и сообщают об этом на сессии. Они говорят, что погружаются в какое-то состояние, ощущают себя несчастными и выглядят испуганно. Если пустить этот "естественный процесс" на самотек, то они вполне могут регрессировать на раннюю стадию развития, не обладая адекватными ресурсами к тому, чтобы найти новое решение незавершенной задачи, находящейся там. Они также могут выйти на период посттравматического шока таким образом, что получат повторную травму. В таких случаях терапевту нужно знать, как служить необходимым ресурсом для клиента, чтобы замедлить этот процесс, причем чтобы не свалиться по спирали и не воссоздать условия исходной боли. При этом терапевту может понадобиться прикоснуться к клиенту или придержать его определенным способом. Определенные группы мускулов можно сдерживать или стимулировать, что-
198
Свободное
бы удержать клиента от переживания на менее подготовленном уровне, чтобы он располагал ресурсами для перестройки исходного стереотипа.
Это приводит нас к обсуждению чувства времени. Научить этому очень трудно. Людям проще понять, какие навыки необходимы, чтобы оценивать или воздействовать. Развивать чувство времени (чувство когда и что нужно делать) способны многие искусные учителя и тренеры терапевтов. Если у терапевта неверное чувство времени, то он, выбрав подходящий момент совершает ненужные действия или правильно действует, но в неподходящий момент. Знание о том, когда и как воздействовать на клиента, чтобы не перегрузить его, но все-таки помочь ему генерировать ресурсы, необходимые для того, чтобы перестроить переживания на позитивный лад — это знание основано на развитой теоретической базе, хорошем тренинге и супервизии, в результате чего конструируется надежная карта для терапевтического путешествия. И опыт и убеждения авторов статьи свидетельствуют о том, что в настоящее время сфера телесной терапии очень слаба в том, что называется профессиональной практикой. Хоть и есть много великолепных учителей и обучающих программ для профессионалов, поле практики телесной терапии просторное и широкое. ЕАТТ вызвала значительное продвижение в этом направлении. В каждой новой сфере такого рода открытость необходима, чтобы эта дисциплина была исследована в разных направлениях, чтобы потом эти исследования соединились в более- менее однородное целое знание, в теорию и практику. Точка зрения авторов такова, что в сфере телесной терапии происходит продвижение к более зрелой стадии, а, вместе с
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 199



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Этапы телесно-ориентированной терапии
  • Сущность телесно-ориентированной психокоррекции
  • Две основные группы психокоррекционных методов в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Лоуэн Александр. Терапия, которая работает с телом. (Биоэнергетика).
  • Вера Грачева. Управление мыслями и эмоциями через тело. Работа с дыханием
  • Эволюция психотерапии в 4 томах. Том 4. "Иные голоса"
  • Схема тела по П. Шильдеру. Когнитивный подход к психосоматическим расстройствам
  • Погодин И.А. О высокомерии псевдогуманизма в практике клинически ориентированной психотерапии
  • Чепмен А. Специальные техники в проблемно-ориентированной психотерапии
  • Александров А. А.- Интегративная психотерапия
  • Прист С. Теории сознания.
  • Баскакова М. А., Березкина Орлова В. Б. Телесно ориентированная психотехника актера.
  • Главный Редактор. Умеем ли мы слушать свое тело?
  • Понимание психосоматических нарушений применительно к целям телесно-ориентированной психокоррекции
  • Немчинова Наталья Андреевна Руссу Олеся Александровна. Использование телесно-ориентированных техник в работе с детьми дошкольного возраста
  • Телесное эго, образ тела, схема тела; body ego, body image, body schema
  • Обухов Яков Леонидович. Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков.
  • Будинайте Г.Л. Теоретические основы системной семейной психотерапии
  • Стайнер Дж. Цель психоанализа в теории и практике
  • Гулдинг Роберт Л. Групповая психотерапия: основной или вспомогательный метод?
  • Шарфф Д.Э., Шарфф Д.С. Терапия пар в теории объектных отношений
  • Боев И. В., Боев О. И., Бабич А. И. Сравнительная эффективность личностно-ориентированной психотерапии и трансактного анализа у подростков в условиях социального стрессирования
  • Хирш М. Тело как объект психоанализа
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Диалогово-феноменологический подхода в психотерапии. Погодин И.А. Ресурсы и ограничения классической концепции цикла контакта
  • Секстерапия. Психотерапевт в костюме Евы
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Психоаналитическая периодизация личностного развития
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Бирюкова И.В. Философские и духовные основы московской школы танцевально-двигательной психотерапии: 25 лет пути
  • Кроль Л.М., Пуртова Е.А. Методы современной психотерапии. Учебное пособие.
  • Арт-терапевтическая техника работы психолога с ребёнком. Реабилитация через рисунок
  • Лимонова Д. Л. Место трансактного анализа в психотерапии больных наркоманией
  • Погодин И.А. Нужна ли концепция сопротивления психотерапии? Взгляд с позиции диалогово-феноменологического подхода
  • Королькова Е.А. Непроработанная агрессия как фактор обрыва психотерапии
  • Соколова А.В. Условия эффективной психотерапии
  • Карлин Е. А. Интеграция в психотерапии: линии развития, причины и возможности
  • Минделл А. На краю жизни и смерти. Кома.
  • Игра «Разотождествление».
  • Калина Н.Ф. - Основы психоанализа
  • Погодин И.А. О психотерапевтическом аспекте унижения
  • Оганесян Н.Т. Терапевтические аспекты психологии поэтического творчества
  • Добряков И.В. Игра в семейной психотерапии
  • Притча «Чем можно владеть?»
  • Милликен Р. Танцевально-двигательная терапия химической зависимости
  • Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души
  • Индивидуальная зависимость психологических защит с эмоциональными и поведенческими реакциями
  • Гулдинг Мэри М. Краткосрочная терапия изменения решения при лечении клиентов, пострадавших в детстве от насилия
  • Погодин И.А. Контакт в психотерапии: инновации диалогово-феноменологического подхода
  • Арбузова Виолетта Генриховна. План работы, направленной на формирование культуры здорового образа жизни у детей 5-6 лет.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь