|
Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 38807
Автор: Старшенбаум Г.В.
Название: Психотерапия в группе. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Обеспечение толерантности и атмосферы принятия, которая облегчает спонтанное выражение чувств, связанных со значимыми событиями.
Разогрев группы, чтобы участники были психологически готовы к свободному и полному исследованию своих проблем и определили свои цели. Обеспечение поддержки протагониста и некоторое руководство, включающее в себя предложение соответствующих техник, поощрение спонтанности и катарсиса, помощь протагонисту в интерпретации того, что он пережил во время психодрамы. Акцентирование отношений, которые могут быть исследованы, предложение сцен, которые можно сыграть, и экспериментов, которые можно провести. Право прервать действие для уточнения происходящего, если в этом есть необходимость, и обязанность убедиться в том, что роль была сыграна должным образом. Внимание к реакциям членов группы и, если это кажется уместным или необходимым, вовлечение других участников в психодраму. Помощь другим членам группы в получении терапевтической пользы от этого опыта. Защита протагониста от словесных нападок других членов группы или от упрощенных указаний и советов. Проведение групповой дискуссии, после того, как закончится действие. Поощрение членов группы к тому, чтобы дать протагонисту обратную связь и поделиться тем, что они испытали во время психодрамы, чему они научились, какие чувства или события, пережитые ими в реальной жизни, схожи с чувствами или ситуацией протагониста. Подведение итогов на основе обратной связи, полученной в ходе дискуссии и инсценировки, что обеспечивает завершение полученного опыта и позволяет перейти к новой области исследования. П. Келлерман (1998) применяет оригинальное упражнение для оценки роли психодраматиста, в котором обучающийся директор поочередно садится на один из четырех стульев и на каждом из них произносит короткий монолог об ощущении от одной из четырех ролей: аналитика, постановщика, терапевта и группового лидера. Самоанализ ведущего дополняется оценкой группы с помощью «Опросника для процесс - анализа директора психодрамы» из 100 вопросов (полностью опубликован в книге П. Келлермана «Психодрама крупным планом»). Е.Л. Михайлова (2001) приводит перечень вопросов, на которые предлагается ответить каждому участнику во время процессинга (по Энн Хейл). Что нового Вы узнали для себя из роли директора, протагониста, дополнительного Я, члена аудитории или участника процессинга? Какие трудные моменты Вы испытали в этой драме из роли директора, протагониста, дополнительного «Я», члена аудитории или участника процессинга? Что Вы воспринимаете удачным (достигшим цели) в этой сессии из роли директора, протагониста, дополнительного «Я», члена аудитории или участника процессинга? Фаза разогрева Какую динамику произвел конкретный протагонист? Каков был критерий выбора этого протагониста? Каковы ваши осознания по поводу социометрии в группе? Фаза действия Соблюдались ли основные правила психодрамы? Определите два правила, которые лично вы поддерживали. Определите одно правило, требующее особого внимания. Была ли дана протагонисту возможность что-либо переделать или доделать? Как были использованы дополнительные «Я»? Как они не были использованы? Заключительная фаза Каким образом было облегчено вхождение протагониста обратно в группу? Облегчил ли директор деролинг дополнительных «Я»? Общие вопросы Ощущалось ли четкое различие между психодраматической и каждодневной реальностью? Какие роли в этой драме Вы хотели бы играть, но не играли? Были ли Вы способны участвовать в психодраме в той степени, в которой хотели? Что, по Вашему мнению, следовало бы подробнее осветить во время процессинга? Подробнее прочитать о методах драматерапии можно в работах таких авторов, как А. Айхингер и В. Холл (2003), С. Акерман (1993), М. Андерсен-Уоррен и Р. Грейнджер (2001), Э. Барц (1997), В. Бендер и И. Гнайст (1998), И.М. Кадыров (1996), Б. Дж. Квин (1997), Р.Ф. Марино (2001), С. Митчелл (2002), Е.Л. Михайлова (2003), З. Морено (1993), Я. Морено (1993), Е.В. Сидоренко (2001), П. Холмс (1999), А.А. Шутценбергер (1997), А. Щербаков и Ю. Власова (2003), а также в коллективной монографии «Играть по-русски» (2003). В театре режиссер – Бог, но актеры, увы, атеисты (Жарко Петан). Ролевые игры М. Андерсен-Уоррен и Р. Грейнджер (2001, с. 41–42) приводят выводы одного клиента относительно ценности групповых игр. o Благодаря игре в начале сессии удается создать условия для знакомства людей, отчего складывается атмосфера, качественно отличающаяся от атмосферы, характерной для отношений врача и пациента или учителя и ученика. Это совершенно особая атмосфера. o Тебе необходимо обозначить некие правила поведения, и эти правила должны быть справедливыми. Кроме того, они должны относиться лишь к игровой ситуации и отличаться от тех, которые существуют в повседневной жизни. (Правила, характерные для реальной жизни, часто ставят человека в положение ребенка, поведением которого управляют другие люди). o В игре можно позволить себе делать ошибки. o Лучше всего играть в «несерьезные» игры. «Серьезные» игры требуют напряженной умственной деятельности, зачастую предполагают соперничество и необходимость победить противника. o В играх могут участвовать все без исключения, при этом каждый проявляет себя в ней по-своему. И в то же время все играют в одну и ту же игру. o В игре люди показывают свое подлинное лицо, благодаря чему становится понятно, кто есть кто. Так, например, можно видеть, как люди решают те или иные проблемы. С целью расширения опыта участников с помощью непосредственных переживаний и для получения новых навыков, которые не удавалось приобрести другим путем, Я. Морено разработал следующие разновидности ролевых игр. Импровизационная игра – вводится по желанию членов группы и развертывается сама по себе сообразно соответствующим в той или иной мере действительным или фантастическим представлениям играющих. Ролевая игра как выполнение социально-педагогических функций – обучение адекватному ролевому поведению, предупреждение ролевой ригидности и интеграция ролей (включение новой роли в жизнь человека). Ситуационная игра – овладение умением справляться с затруднительными социальными ситуациями. В современной психотерапии ролевые игры широко используются как дополнительные элементы в рамках поведенческой и разговорной терапии, как дидактический метод (в школе и вузе, при супервизии и в балинт-группе). Ролевые игры проводят в индивидуальной, семейной и групповой форме. Морено разработал эндогенную (спонтанную) модель ролевых игр, Б. Биддл – экзогенную (имитационную): миметическое (подражательное) копирование и миметическое изображение. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|