Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. | Психотерапия и консультирование, Учебные пособия | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 33 страница



Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений.

Категория: Психотерапия и консультирование, Учебные пособия | Просмотров: 53998

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Внутреннее дифференцирование уже освоенных ролей и освоение новых могут вступать одно с другим в противоречие, и молодой человек ощущает отсутствие преемственности между прежними и новыми ролями, что отражается на его представлении о себе самом. Связанная с этим неуверенность заставляет его задавать себе классические вопросы взросления- «Кто я? Каков я? Кем меня считают?». Неопределенность ролей и статуса усиливается еще и потому, что в обществе отсутствуют четко выраженные ожидания в отношении молодых людей, за исключением ожидания от них приспособления.
В исследованиях самооценки периода ранней взрослости, проведенных Л. В. Бороздиной и О. Н. Молчановой, приведены интересные данные относительно социально-ролевых суждений молодых людей. В самоописаниях молодые люди часто указывают следующие характеристики: «квартиросъемщик», «покупатель», «зрительница», «адресат», «соседка», «клиент» и др. Ни в какой другой группе периода взрослости исследователями не было получено столь большого количества аналогичных высказываний. Эта особенность ответов может быть связана с расширением сфер деятельности молодого человека, увеличением диапазона доступных ему ролей, что согласуется со склонностью молодых людей говорить о себе, перечисляя такие роли и останавливаясь на внешних аспектах поведения.
Встает вопрос: насколько влияет на решение проблем юности продолжение образования в вузах? С одной стороны, оно, конечно, затягивает и затрудняет вхождение во взрослую жизнь. Б. Ливехуд пишет, что «учеба в университетах и другие формы высшего образования удлиняют совершенно неестественным образом молодость, из-за этого нарушается развитие первой фазы взрослого бытия, в ходе которого и должна быть достигнута известная степень личной ответственности». Однако, с другой стороны, включение молодого человека сразу после школы в профессиональную деятельность не дает ему времени на осмысление главных вопросов юности, создание собственного мировоззрения, осознание собственной ответственности за выбор жизненного пути.
Н. Орешкина изучала протекание кризиса «встречи со взрослостью» у студентов среднего учебного заведения. Оказалось, что практически никто из них не заметил перехода от детства к взрослости и тем более не считает этот переход кризисной ситуацией в своей жизни. Интересно, что у них проявилось специфическое понимание взрослости. Взрослым человеком у данной группы считается тот, кто склонен употреблять алкоголь в большом количестве, имеет много сексуальных связей и высокое материальное положение. Можно заключить, что кризис «встречи со взрослостью» свойствен лишь той части молодежи, которой присущ достаточно высокий уровень культуры и способности к самоанализу. Что же ждет в будущем молодых людей, избежавших проживания кризиса в процессе становления? На этот вопрос трудно ответить однозначно, но можно предположить постепенное торможение у них процесса развития и раннее начало личностной инволюции.
Рассмотрим кризис «встречи со взрослостью» в динамике и проиллюстрируем его выдержками из работ студентов III курса МПГУ и МОСУ.
Естественно, что кризису предшествует предкризисное состояние. Оно обычно характеризуется еще детским идеализмом молодых, верой в собственное всемогущество, ощущением буйства чувств
и энергии. Молодому человеку кажется, что он всем нужен и все его ждут. Радуется, что перед ним открыто много путей и дорог.
«Мир! Вот он я! Иди ко мне, я тебя пойму, приму. А самое главное – я тебя смогу изменить так, что тебя никто не узнает, и всем от этого будет хорошо».
«Энергия и восторг переполняют душу. Ты уверен на все сто процентов, что сегодня, именно сегодня случится что-то очень хорошее. Что? Ты не можешь описать это словами. Ты просто уверен, что будет что-то хорошее, ты как юный звереныш, которому доставляет удовольствие каждое собственное движение. Ты чувствуешь, что ты могуществен. Что ты многое можешь. Любое сомнение – пустяки. Весь мир принадлежит тебе – он у тебя в кармане!».
«Самое сильное чувство при этом – чувство свободы, которое окрыляет и придает силы».
«Полет на крыльях свободы – вот, пожалуй, самое верное описание моих чувств в тот момент. Сознание было словно в тумане. Мысли сменяли одна другую, не успевая прочно укорениться, и мчались дальше по своему пути. Невозможно было усидеть на месте, и хотелось каждый миг своей новой жизни пить этот напиток».
У многих это время сопровождается острым стремлением к общению. При этом оно сопровождается чувством единения, любви и доброты абсолютно ко всем окружающим.
Однако как-то незаметно эйфория первого курса сменяется сначала потерей интереса к «смерчу общения». А потом появляются ощущение пустоты внутри, странная апатия, нежелание что-либо делать, даже получать информацию, учиться. Молодой человек не понимает, что с ним происходит, поскольку вроде бы все в жизни хорошо, но все начинает казаться неинтересным. Но такое состояние может наступить и скачкообразно, т.е. «как-то вдруг».
«Как я встретился со взрослостью? Она свалилась как снег на голову. В один прекрасный день я остался один. Никто не может понять меня, что бы я ни говорил, ни объяснял, – вот первые ощущения взрослости».
Чаще всего ему соответствуют депрессивные реакции («Ничего не хочу: ни учиться, ни читать, ни любить»), специфические страхи, тревога («Боюсь потерять себя», «Боюсь стать кем-то посредственным или не стать никем вообще»), ощущение уникальности собственного опыта («Наверное, это только я так чувствую»).
Особое значение приобретает в этот период чувство одиночества. Следует подчеркнуть, что это именно чувство, а не фактическое одиночество. Вокруг молодого человека может быть много друзей, родных и даже любимый молодой человек или девушка, но при этом он ощущает себя оторванным от людей и мира. И он, с одной стороны, глубоко страдает от одиночества, с другой – всячески стремится к нему. Нередко ощущение одиночества сопровождается чувством ненужности. Молодой человек при этом то и дело задает сам себе вопрос: «Нужен ли я кому-нибудь сегодня, завтра, послезавтра?».
Следующий важный аспект кризиса – размывание представления о самом себе, кажущаяся невозможность разобраться в самом себе, своих желаниях и возможностях («Вокруг понятно все, а внутри – ничего»). Может отмечаться и некоторое разочарование в себе («Что я могу? Кто я?»). К этому присоединяется неуверенность в выборе профессии. И вообще тема выбора, личной ответственности за свои выборы становится очень значимой. Иногда вследствие этого появляется желание снова стать маленьким, уйти от всех проблем, взвалить их на плечи другого человека. А иногда молодые люди заменяют ощущение внутреннего смятения тем, что «надевают» поведенческие маски взрослости («Все якобы стали взрослыми. Все спешат. У всех свои мысли, причем такие... даже не подходи»).
Нередко страхи и волнения концентрируются вокруг размышлений о смысле собственной жизни.
«А когда начинаешь задумываться о смысле жизни нашей, так вообще страшно становится. Зачем жить? А что если завтра тебе кирпич на голову упадет? А что за пределами этого кирпича?»
Однако проходит время, и большинство молодых людей подходят к разрешению кризиса. В позитивном варианте он завершается принятием ответственности за свою жизнь на самого себя, выбором собственного пути в жизни. Субъективно это переживается как появление удовлетворенности самим собой и своей жизнью, повышение интереса к жизни и получаемого от жизни удовольствия, уход страхов («Ты стал другим, еще не знаешь каким, но другим»). Некоторые называют это время «новым рождением».
«Именно здесь, в этот особый промежуток времени появляется новый человек, которого мы по-новому узнаем, начинаем ценить или ненавидеть и которому предстоит прожить долгую жизнь».
Естественно, что несколько по-другому складываются отношения с окружающими, которых уже теперь не хочется переделать, а хочется принимать такими, какие они есть. Становится интересным не только то, что в тебе, но и то, что в других. Коренным образом меняются отношения с родителями.
В этот период изменяется отношение к одиночеству – теперь оно перестает тяготить и рассматривается как необходимое, чтобы пообщаться с собой. Многие по-новому открывают богатство самих себя.
«Теперь я поняла, сколько спрятано в глубине моей души любви, тепла, нежности».
«Все глубже начинаешь разбираться в себе. Способность и адекватность контроля за собой становится все осознаннее и сильнее».
В этот период происходит принятие своей индивидуальности и неповторимости, осознание своего собственного пути: личностного,
профессионального, социального, а также своих стремлений и надежд. Можно сказать, что появляется осмысленность происходящего, складывается индивидуальное мировоззрение, впервые не заимствованное у кого-либо. Меняется отношение и к жизни в целом. Теперь уже становится ясно, что происходит не подготовка к жизни, а сама жизнь. По-другому воспринимается и прошлое, и будущее. Уходят желание казаться взрослым, стыд проявить детские черты. Наоборот, просыпается интерес к собственному детству, а возможность проявить детскую непосредственность расценивается как достоинство («А еще я снова стала верить в сказки. В Новый год. Например, ловила себя на мысли, что было бы здорово, если бы дед Мороз существовал на самом деле»). Приходит понимание того, что ты сам строишь свою жизнь и твое будущее начинается уже «здесь и сейчас».
Подводя итоги рассмотрению динамики протекания кризиса «встречи со взрослостью», можно заключить, что основным содержанием кризиса «встречи со взрослостью» является поиск себя и своего места в жизни через примеривание на себя роли взрослого. Наверное, поэтому центральной темой в работах является тема пути. В качестве иллюстрации хочется привести пусть не очень совершенные, но искренние стихи из дневника одной из студенток о себе в «кризисном состоянии» и о себе сейчас.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Плетников В.В. Опыт психологического консультирования в ситуациях родительского запроса на изменение поведения ребенка
  • Михляева Дарина Владимировна. Содержание работы педагога-психолога в период адаптации
  • Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 1-ых классов в адаптационный период
  • Меновщиков В. Ю. - Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями
  • Елизаров А.Н. - Основы индивидуального и семейного психологического консультирования
  • Отношение к психологу
  • Гусаковский В.Е., Соковнина М.С. Основные принципы психологического консультирования в образовани
  • Тренинговые занятия с родителями первоклассников испытывающих трудности адаптации
  • Программа педагога-психолога по профилактике жестокого обращения с детьми
  • Программа адаптации и психологическое сопровождение первоклассников. Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников
  • Каргополова Лидия Васильевна. Сотрудничество с родителями как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду
  • Сухинина Татьяна Викторовна. Видеопрезентация проекта «Разноцветное лето!» (отчёт по плану работы на летний период педагога-психолога)
  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Алешина Юлия - Индивидуальное и семейное психологическое консультирование
  • Самоукина Н. - Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги.
  • Психолого-педагогические условия для сохранения и укрепления психологического здоровья школьников. Обобщение опыта педагога-психолога по формированию здоровьесберегающей среды в МКОУ Новочановской СОШ
  • Ястребова Лариса Николаевна. Из опыта организации работы с родителями дошкольников, изучающих английский язык
  • Юраш Юлия Викторовна. Рабочая программа педагогога-психолога в соответствии с ФГОС
  • Данилова Ольга Анатольевна. «Организация и проведение Дней открытых дверей для родителей»
  • Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников
  • Психологическая помощь учащимся 11, 9 классов в подготовке к экзаменам
  • Командин Евгений Николаевич. Родительское собрание в средней группе: «Азбука взаимодействия родителей с ребенком»
  • Адаптация детей 3-6 лет которые не посещающих ДОУ, или перешедших из обычной группы в новую речевую.
  • Адаптация детей 3-6 лет которые не посещающих ДОУ, или перешедших из обычной группы в новую речевую.
  • Любовь Геннадьевна Скоробогатова. Памятка педагогам «Формы работы ДОУ с семьей»
  • Ахвердиев Тофик Акберович. Психологическая диагностика школьников
  • Братцева Ирина Александровна. Психологические особенности формирования гендерной культуры детей дошкольного возраста
  • Трощенко Наталья Олеговна. Детский сад: путь в неведомое … Из опыта работы по ранней адаптации детей и родителей к условиям пребывания и воспитания в детском саду
  • Использование информационно–компьютерных технологий в работе школьного психолога
  • Карташова Екатерина Александровна. «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями детей раннего возраста».
  • Красило А.И. - Психологическое консультирование: проблемы, технологии: Учебное пособие
  • Потапова А.В., Нартова-Бочавер С.К. Детская психологическая служба. Курс лекций. Часть II
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. План учителя-логопеда Стуенко Т.Г. по самообразованию Тема: «Эффективные формы работы с родителями
  • Н. В. Мазенова, Т. В. Собченко. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ
  • Ирина Владимировна Марухнич. Конспект Семинара с родителями
  • План работы социально-психологической службы "Школа развития"
  • Сухорукова Эльза Фанильевна. Коррекционно — развивающая работа педагога-психолога с детьми ЗПР
  • Венгер А. Л.- Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 2
  • Плигина Светлана Александровна. «Наглядная информация, как эффективный способ взаимодействия педагога с семьей»
  • Клейменова Инна Владимировна. Формы работы с родителями в адаптационный период детей в условиях ДОУ
  • Татьяна Михайловна Базарова. Повышение коммуникативной компетентности родителей в общении с детьми дошкольного возраста
  • Бохан Татьяна Александровна. Проект на тему: 'Инновационные формы работы по взаимодействию ДОУ с родителями'
  • Социально-психологическое сопровождение семьи в рамках родительского клуба в соответствии с требованиями профстандарта
  • Ягнюк К.В. Психологическая помощь: информация для потенциального пользователя
  • Коршикова Марина Георгиевна. Формы работы с родителями в детском саду
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Лазарева Е.В. Психологическое консультирование семей в условиях стационара
  • Гандабеско Татьяна. Активные формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников в рамках ФГОС
  • Мирошкин Р.Б. Психологические проблемы семей с детьми, перенесшими онкозаболевание, на этапе ремиссии и методы работы с ними
  • Елена Курдюкова. Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь